Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

«Личная инфляция» выше официальной. Это хорошо!

Игорь Березин
Ведущий консультант исследовательского холдинга Romir
Президент Гильдии Маркетологов

Не успели Президент и правительство РФ отчитаться о выполнении плана по обузданию инфляции в 2006-м году; порадоваться самим и нас порадовать пресловутыми 9%, как социологи подложили «свинью». Оказывается гражданам кажется, что цены выросли никак не менее, чем на 15-20%. Опять Федеральная Служба Государственной Статистики (ФСГС, бывший – Госкомстат) что-то там не так считает, „химичит“ с индексом потребительских цен.

ФСГС и правда немного недооценивает вклад сферы услуг (особенно в «серой», „ненаблюдаемой“ части экономики) в общий рост цен. Так, статистическая служба считает, что на услуги россияне тратят 26,5% от своих потребительских расходов, а если учесть все „теневые“ услуги получится 32-34%. Но, даже если пересчитать индекс цен с новыми весами более 11% за год все равно не получится. Так в чем же дело?

А дело в том, что у большинства опрошенных социологами россиян материальные возможности и уровень потребления в 2006-м году, а также за предыдущие 5 лет, реально возросли. И заметно. Настолько, что у них меняется структура потребления. В сторону увеличения потребления более качественных и дорогих товаров и услуг. Поясню на очень простом примере. Такие в XIX-м веке очень любили «отцы основатели» классической экономической теории.

Допустим, корзина потребления семьи состоит всего из двух товаров: картошки (она символизирует все блага низшего порядка) и мяса (оно у нас будет – за предметы роскоши). При желании и известном усердии корзину товаров (и услуг) представителей можно в десять итераций довести до 1000. В начале года картошка стоит 10 рублей за килограмм, а мясо – 150. Семья потребляет в неделю 10 килограмм картошки и два килограмма мяса. И тратит на это 400 рублей. А один килограмм «еды» стоит этой семье 33,3 рубля.

В конце года картошка стоит 11 рублей, а мясо 165 рублей за килограмм. И то, и другое подорожало на 10%. Если структура питания не изменилась, то и «личная инфляция» составит те же 10%, а один килограмм „еды“ теперь будет стоить 36.7 рублей.

А если семья, благодаря росту благосостояния, теперь потребляет 9 килограмм картошки и три килограмма мяса в неделю. Что тогда? Прошу заметить, что общее количество «еды» потребляемой семьей осталось без изменений – те же 12 килограмм в неделю. Тогда получается, что семья тратит на „еду“ уже 594 рубля в неделю. Т.е. почти на 50% больше, чем год назад. Один килограмм „еды“ стоит теперь 49.5 рублей. Конечно, такой семье кажется, что инфляция намного выше 10%!

Так что результаты социологических опросов на тему «личной инфляции» только подтвердили тот факт (очевидный хотя бы по взрывному росту потребительских рынков), что благосостояние россиян реально растет. Хотя конечно оно еще достаточно сильно отстает от желаемого всеми нами уровня стран „золотого миллиарда“.

Кстати приведенные выше аргументы объясняют, причем в том же духе, почему расхождение между личной и официальной инфляцией выше у средне и низко обеспеченных граждан по сравнению со средним классом и высоко обеспеченными согражданами. У последних корзина потребления уже давно включает в основном блага «высшего порядка» и структура этой корзины меняется намного медленнее, чем у тех, у кого благосостояние быстро растет с низкого уровня.

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены