Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

Кто ты такой в соцсетях?.. До свидания?.. О хорошем тоне за монитором

Кто ты такой в соцсетях?.. До свидания?..

О хорошем тоне за монитором

 

Эпиграф «Если потенциальный клиент сказал „нет“, то на самом деле он сказал: „Ты не объяснил мне ценность своего предложения должным образом“ Джей Абрахам

 

 Любого человека, если он что-то делает интересно и профессионально, легко «пробить» по Интернету. И каждый сейчас если не сайт, то хотя бы имеет страницу в социальной сети, и не в одной. Часто эти ресурсы совместимы. Оставим техническую часть IT-технологам, которые вызывают искреннее восхищение автора своими удивительными способностями говорить с компьютером на одном языке, понимать его и общаться с ним в невероятной скоростью. Возникает вопрос, а на каком языке говорить с самими технологами?..

Их сленг поражает воображение. Они говорят на своем «птичьем» наречии, редко заботясь о том, чтобы быть понятыми. Потому что их целевая аудитория – это… компьютер. Известно, что Билл Гейтс иногда берет на работу аутичных людей, готовых общаться не столько с людьми, сколько с компьютерами. На этом поле они великолепны. Но обычному человеку приходится подстраиваться под них, потому что в этом случае возникает ситуация, когда гора идёт к Магомеду. Между тем, если бы IT-технолог перешёл бы на традиционный отечественный язык, у него появилось еще больше клиентов, покупателей и потребителей.

К чему это всё сказано?

К тому, что общаясь в соцсетях, кое-кто забывает о том, что там, за монитором, живой человек, а не только его фотография и анкета.

В связи с этой иллюзией иногда происходит совершенно неадекватное собственное позиционирование — поведение, лексика, фотографии. Человек самовыражается «на всю катушку», совершенно забывая о том, что „большой брат“ следит за ним. Интернет безжалостно и откровенно демонстрирует как достоинства, так и недостатки. И даже пороки. Например, кто-то демонстрирует свою симпатию к некоему ночному клубу. А клуб этот – для любителей экстравагантых чудаков. Человек не подумал, а мнение уже сложилось, и он может закрыть для себя ниши и общества. Его могут начать опасаться, перестать вести с ним дела.

Наиболее «популярные» ошибки персонального позиционирования в соцсетях связаны именно с размещением или ненужной или порочащее самого себя информации.

Фотографии, где человек запечатлен с мрачным, неприятным, нелепым выражением лица, также симпатий ему не прибавляют. В дурацком виде, где он кривляется. В почти голом виде, в странной одежде ( «Я на отдыхе»). Демонстрирует позицию: „я такой, мне на всех наплевать“.

То же самое, что и некоторые молодые люди, гуляющие по столице в труселях и вьетнамках, удивляются, почему очаровательные девушки, которые сейчас выбрали либо стиль 60-х (платье вразлет в горошек, шпилечки), либо античный стиль (прическа с подобранными волосами, длинная летящая юбка, легкие сандалии), не желают идти рядом с таким, с тем, кто выбрал клетчатые трусы.. Хотя иногда еще можно встретить такую несочетающуюся стилистически пару. (В MD опубликованы материалы, посвященный городскому антидресс-коду «Штаны на чреслах – детство в головах» и др.).

Одна молодая особа подписала фото с соответствующим содержанием: «Это моя ж…». Зачем выставлять отдельно взятую часть тела, которую показывают только самым близким людям (чаще – одному)?! Можно привлечь внимание совершенно не нужных людей, даже опасных.

Кто-то фотографируется в темных очках. Сейчас даже закон вводят: заменить затемненные стекла автомобилей на обычные. Ведь если человек закрывает глаза или себя темными стеклами, возникают вопросы: что скрывает такой человек? Может, у него темное прошлое? Он связан с криминальными структурами? У него комплексы (он считает себя тучным, некрасивым, невзрачным..)? Он не знает правила этикета, которое гласит, что во время общения необходимо снимать темные очки, чтобы другому человеку было видно выражение его глаз? (Справка: в момент разговора с собеседниками нужно снимать темные очки даже на солнце, даже на пляже! Это правило хорошего тона. Если вы не слепой, конечно, и не скрываетесь от полиции..)

Кое-кто преодолевает собственные комплексы, разместив в социальной сети образ себя, любимого, на отдыхе. В труселях, конечно, с обнаженным… хотелось бы написать – «торсом», да под торсом обычно подразумевают крепкое спортивное мужское тело. Дурновкусие довершает ужасная привычка некоторых молодых людей и мужчин фотографироваться таким образом, что взгляд зрителя упирается в стопы „модели“, которые тот зачем-то всем демонстрирует. В Японии это вообще бы сочли оскорблением, и с таким человеком не стали бы вести дела.

Поведение и выбранный стиль общения, лексика в Сети также, безусловно, влияет на мнение окружающих и на репутацию в целом.

Ктое-что откровенно использует соц.сеть для продаж. Причем сразу и агрессивно. Продавать можно только после того, как ты поработал, создал определенную профессиональную репутацию, сформировал лояльность.

Незнакомым людям продавать и навязывать недопустимо. Таким чаще всего сразу выбрасывают и вставляют в черный список, так это откровенное нарушение этики общения.

Манера не отвечать на сообщения, вопросы и предложения вообще также симпатий не доавляет. Собеседник писал, старался, возможно, изливал душу. А ему в ответ – тишина. При том, что его знакомый находится в Сети. Очень невежливо. В этом случае, конечно, стоит отличать общение по интересам, дружбе от манипуляций, когда человек хочет, например, что-то продать или просто поныть практическому незнакомому человеку, которому действительно это не интересно. При этом существует правило – прежде чем что-то просить, нужно дать, дать, дать. То есть если «выслушать» незнакомого человека в он-лайн общении, потратить на это время, можно получить интересное предложение и другое. Как знать, может и он пригодится?.. Но главное – не оставлять без ответа вовсе.

Кое-кто запросто обращается к незнакомому человеку на ТЫ, не задавшись вопросом «кто это?». А, может, это будущий начальник?

По правилам хорошего тона первой предлагает (или не предлагает) перейти на ТЫ женщина, старший по возрасту и/или по статусу человек. Иное – нарушение.

Кто-то, не стесняясь, пишет «я разговариваю на матерном». И доказывает это в ходе разговора. Что и кому показывает такой человек? Чем он гордится? Ответ найдется у каждого. И, безусловно, у социального психолога.

Все предложения «быть попроще» — говорить на языке улиц и площадей, которые чатлане получают иногда в социальных сетях, совершенно не проходят в высокой социальной среде. Ну не хочется сливаться с ненужным электоратом, с такой целевой аудиторией и т.п.! Может, лучше выделяться, отличаться, скажем, принадлежностью к определенным группам, зарегистрировавшись в FB в „Маркетологи“, «Федерация рестораторов и отельеров, других прекрасных виртуальных (и реальных!) „местах“? И эти сообщества требуют определенного элегантого Интернет-общения.

Создаются клановые, профессиональные и сообщества по интересам. Здесь организовываются удивительные флзш-мобы, переходящие в реальные события.. Например, недавно прошли Поэтическое суаре маркетологов и Похороны Лени и Творческого ступора…

Пребывая в таких «кланах», можно узнать много ценной информации, приобрести весьма достойных знакомых, получить предложение работы, осуществить проект, прийти на необычное и нужное мероприятие.

И самое важное правило – говорить на языке среды, в которую ты желаешь попасть, - работает в этом случае.

Вопрос состоит в том, как хочется позиционировать себя самого. Как юзера, как красивую девушку, как раздолбая, которые ни в грош не ставит чужое мнение? Как интроверта, погруженного в себя, закрытого для реального мира?

Время, его ускорение не остановить, диктовать некоторые, возможно, устаревающие правила хорошего тона общения в Интернете чаще всего бессмысленно. Просто имеет смысл соблюдать этику общения и за монитором помнить о том, что «Большой брат следит за тобой». Работодатель, потенциальный партнер, клиент нет-нет да и наведет справки в Интернете, в соц.сетях. Не скажет ли он после просмотра дурного профайла и неадекватного позиционирования персоны: „Ты кто такой? Давай! До свидания!“ еще до совместных проектов и дел?

 

Ирина Денисова, эксперт в области деловой культуры, член Совета Гильдии маркетологов РФ

 

 Издание для настоящих супергероев-маркетёров, № 32 октябрь 2012 г.

Денисова Ирина