Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Добро пожаловать в 2005-й год

Игорь Березин
Партнер консалтинговой компании Semperia M&S (berezin@semperia.ru)
Президент Гильдии Маркетологов (www.marketologi.ru)
Член Совета Директоров исследовательского холдинга Romir (8-903-788-3343)

Неумеренные стенания бизнесменов и менеджеров по поводу «утраченного Рая», если достигнут Небес, то могут превысить и ангельское терпение; и вот тогда на их головы обрушится настоящая Кара. Спору нет, если сравнивать показатели первого квартала и основанных на них оценках на весь 2009-й год (что не вполне корректно) с данными за соответствующий период 2008-го или даже 2007-го года, то картина получается весьма удручающая. Однако, если попытаться начать относиться к 2007-2008 годам, как к весьма приятному, но все-таки сну – мороку и немного расширить горизонты своей памяти; то можно будет не только прекратить стенания, но даже зарядиться некоторым оптимизмом. При этом совершенно не обязательно вспоминать 1913-й год (хотя он был весьма хорош) и даже последнее десятилетие ХХ века. Достаточно будет и последних пяти лет.

Ситуацию на российском фондовом рынке, еще в начале марта, иначе как полномасштабной катастрофой (биржевым Чернобылем) никто не называл. Падение стоимости акций ведущих компаний страны в среднем в четыре раза, а отдельных – «особо выдающихся» — в 10-20 и даже – 50 раз ввергало держателей акций и отдельных „сочувствующих“ товарищей в глубочайшую депрессию. Длительное созерцание графика изменения индекса РТС (или ММВБ) за последний год – см. Диаграмму 1 навевало мысль о конце света на отдельно взятой биржевой площадке.

Диаграмма 1. Динамика индекса РТС за последний год. Данные – РБК.

Однако, если посмотреть на тот же график (индекса РТС) за пятилетний период – см. Диаграмму 2, то поводов для стенаний станет намного меньше. Что мы видим? Осенняя паника 2008-го года вернула показатели индекса РТС на уровень первой половины 2004-го года. Весеннее «ралли» 2009-го, с удвоением стоимости акций российских компаний и очередным достижением уровня в 1000 пунктов по индексу РТС, — вывела нас на показатели второй половины 2005-го года. При этом, смею напомнить, в 2005-м году никто не стенал по поводу „чрезвычайно низких показателей фондового рынка“. Напротив, — все очень радовались тому, что всего лишь за год индекс вырос в два раза. Это был один из лучших показателей в мире! Ведь за 2004-й год индекс РТС не вырос совсем, но и не упал. А предыдущее удвоение произошло ровно за два года: с начала 2002-го по конец 2003-го.

Но, игроки и владельцы акций в 2007-м году почему то решили, что удвоение фондового рынка за год – это теперь «норма жизни». Ведь за 2006-й год рынок опять почти удвоился. И так будет всегда. Ну, зато теперь все знают, что нет такого экономического закона – „о бесконечном удвоении фондового рынка в отдельно взятой стране“. Хотя абсолютно исключить возможность в будущем и удвоения, и кратного падения показателей фондового рынка за очень короткий промежуток времени не возьмется никто. Более того, пора уже понять – что резкие (очень резкие) колебания фондового рынка – это скорее норма его развития, чем аномалия. Особенно – на развивающихся рынках. Это только Доу-Джонс более 10 лет совершает вялые (по нашим понятиям) колебания вокруг отметки в 10.000 пунктов с амплитудой в 30% вниз и 40% вверх.

Диаграмма 2. Динамика индекса РТС за пять лет. Данные – РБК.


Нефть. Десять лет назад мы молились о том, чтобы цена на наш основной внешнеторговый ресурс поднялась хотя бы до 25 долларов за баррель. Спустя полтора года наши молитвы были услышаны. И нам три года было хорошо. См. Диаграмму 3.

В апреле 2004-го нефть стоила 35 долларов, и нам стало – совсем хорошо. Через год цена перевалила за полтинник, и нам было так хорошо, что и словами не описать. Целых три года. Затем случился «морок». В апреле 2008-го цена сырой нефти перевалила за сотню.

Какая сволочь убедила нас, что это навсегда? Зачем мы стали рассчитывать на 200 к концу 2008-го и 300 в 2009-м или 2010-м? То, что происходит сейчас, — это типичная наркоманская ломка. Но, есть надежда, что большая и очень инерционная экономика России не успела всерьез подсесть на «нефтяную иглу». Ведь цена „черного золота“ была выше 100 дол. за баррель всего каких-то шесть месяцев. А в конце прошлого года мы уже делали расчеты исходя из того, что теперь цена на нефть будет долларов 30-40 за баррель. Очень долго. Сегодня цена нефти такая же, как и четыре года назад. В 2005-м году. Очень хорошем для экономики России и ее граждан году. В том году, правда был еще и общий экономический рост в 7%. А не спад от 7 до 10% по самым последним оценкам. Но, если мы весьма неплохо жили четыре года назад при цене на нефть в 50-55 долларов за баррель, и даже имели при этом хороший экономический рост; то и сегодня, при такой же цене как минимум не должно быть никакой катастрофы. А как максимум – есть потенциал для восстановления экономического роста.

Диаграмма 3. Динамика цен на сырую нефть 1997-2009. Апрель. USD/ баррель. Данные – Автора.


Рубль. Без длинных разговоров давайте просто посмотрим на график, изображенный на Диаграмме 4.

Диаграмма 4. Курс рубля к доллару США. Май. Данные – ЦБ России.

Итак, мы имеем сегодня практически такой же курс рубля к доллару, как и семь лет назад. Это при том, что инфляция за этот период увеличила розничные потребительские цены в России на 150%, а в США – не более чем на 25-30%. Т.е. рубль (к доллару) в мае 2009-го примерно в два раза «крепче», чем в мае 2002-го.

Автомобили. «Продажи новых автомобилей в январе-апреле 2009-го года снизились на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года!!!»; „Ввоз в Россию подержанных иномарок за первые четыре месяца 2009-го года сократился в 24 раза!!!“; „Потребители не хотят покупать модели 2009-го года!!!“ *. Кошмар. Пойдите (авто-дилеры) и утопитесь в бочке подешевевшей нефти! Или – „переквалифицируйтесь в управдомы“. Это вам не полугодовые очереди на популярные модели устраивать и спекулировать местами в этих очередях. Или продавать новые иномарки по ценам в 1,5-2 раза выше, чем в Европе, где средняя заработная плата (в евро) в 3-4 раза выше, чем в России. И вообще – когда до вас наконец дойдет, что основной бизнес авто-дилеров во всем мире только в третью очередь связан с продажей новых автомобилей? А в первую и вторую – с торговлей автомобилями с пробегом (если вы не научитесь это делать даже после отмены „двойного НДС“, то – см. рекомендацию выше) и с сервисом. Знакомое слово? Это совсем не то, о чем вы подумали. О чем вы подумали – это совсем не сервис, а натуральное „разводилово“.

* Из 387 тысяч проданных в 1-м квартале 2009-го года новых автомобилей менее четырех тысяч (1%) относятся к модельному ряду 2009-го года.

Если оставить в стороне эмоции и спокойно посмотреть на Диаграмму 5, то можно увидеть, что даже самый пессимистичный вариант прогноза на этот год (составленный после получения данных за 1-й квартал) дает 45%-ное падение продаж новых автомобилей до уровня 2004-го года. А 2004-й год был на рынке автомобилей совсем даже и не плох. Продажи новых автомобилей преодолели планку в 1,5 миллиона штук, а средняя цена автомобиля – в 10 тысяч долларов. И тогда дилеры этому были очень рады. Да, и потребители особенно не жаловались. А вот когда в 2008-м половину продаж в штуках и две трети в деньгах стали составлять новые импортные (произведенные не в России) иномарки средней ценой в $30.000 (заработная плата квалифицированного рабочего за 3,5 года) стало очевидно, что конец этому безумию не за горами.

Диаграмма 5. Продажи новых автомобилей в России в 2001-2009 гг. Тыс. шт. Данные – Росстат, «Эксперт-Авто», „Авто-ньюс“, Ассоциация Европейского Бизнеса.


Жилье. Рынка жилья, в классическом понимании этого термина – большое количество однотипных сделок (десятки в неделю в каждом муниципальном районе города), достаточно «прозрачных» чтобы можно говорить о „средней“ цене в Москве нет с ноября 2008-го года. А есть отдельные сделки, идущие в очень широком ценовом диапазоне, определяющемся „балансом страха“. Часть покупателей опасается, что может возобновиться „ценное ралли“ и / или хочет уберечь свои деньги от инфляции / девальвации: рубля, доллара или евро. Часть продавцов очень сильно боится что цены продолжат падать (во всех валютах), а квартиры у них начнут просто отбирать за долги. У кого нервы не выдерживают первыми, тот и сдает свои позиции. Иногда – весьма радикально. Рынок восстановится в натуральных объемах как только продавцы осознают, что 2008-й год закончился. И закончился плохо. И, несмотря на их бесконечные заклинания относительно того, что „московская недвижимость всегда в цене“ количество богатеньких дурачков, с помощью которых можно было бы вновь надуть „спекулятивный пузырь“ на рынке жилья стремительно сокращается. Так же как и количество банков, готовых финансировать эти авантюры.

Если ориентироваться на уровень 2004-2005-го годов. То ценам придется «похудеть» еще в два раза (в долларах). А если продавцам удастся „зацепиться“ за пропорции 2006-го года, то ценовой стабилизец уже близко. В 2005-м цена метра московского жилья (спальный район, вторичный рынок) была эквивалентна двум средним месячным заработным платам в столице; в 2006-м – трем; в 2007-м и 2008-м – четырем. В первом квартале 2009-го – опять трем. По-хорошему она должна быть равна одной, максимум 1,5 средним заработным платам в соответствующем городе. Почему? Об этом я подробно писал в статье „Миф о пере-потреблении“. Так что – в два раза, ребята. В два раза!

Диаграмма 6. «Средняя» цена кВ. м. на вторичном рынке. USD. Москва, спальный район. 2-й квартал года. Данные – экспертные оценки.

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены