Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Дачный сезон – нулевой рост.

Дачный сезон – нулевой рост.

В мае 2012-го года повседневные потребительские расходы сократились на 4% по сравнению с апрелем. При этом расходы на продукты питания снизились на 17%, а на приобретение непродовольственных товаров повседневного спроса возросли на 31%. Тренд снижения покупательской активности на рынках товаров повседневного спроса, прерванный хорошими показателями января, приобрел черты устойчивого.

 

Игорь Березин

Ведущий эксперт исследовательского холдинга Romir

Президент Гильдии Маркетологов

 

 

 

По данным исследовательского холдинга Romir, полученным на основе панели домашних хозяйств, номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в мае 2012-го года снизились на 4% по сравнению с апрелем 2012-го. Снижение потребительской активности в мае по сравнению с апрелем наблюдалось и в предыдущие годы. Это объясняется влиянием большого количества праздничных и выходных дней в первой декаде месяца.

По сравнению с маем 2011-го года повседневные расходы в номинальном выражении выросли на 6%. С учетом инфляции потребительского рынка (около 5,5% за год) реальные расходы населения в мае 2012-го по сравнению с маем прошлого года не изменились. Май стал уже третьим месяцем в этом году, когда темпы роста реальных расходов не превысили нулевых отметок. За все пять лет измерений такое происходит впервые. В 2010-м году темпы роста повседневных расходов в мае тоже резко снижались. А за этим последовало аномально жаркое лето 2010, когда повседневные расходы просто обвалились. Но, в январе-апреле 2010-го повседневные расходы росли с темпом около 10% годовых в реальном выражении. Также впервые за 5 лет наблюдений номинальный уровень повседневных расходов в мае оказался ниже, чем в январе этого же года.

Замедление темпов роста отмечается также на рынках товаров длительного пользования. Так по данным комитета авто-производителей АЕБ россияне в 1-м квартале 2012-го приобрели на 20% больше новых легковых автомобилей, чем в 1-м квартале 2011-го. В апреле темпы роста сократились до 14%, а в мае – до 11%.
Также как и в феврале-апреле номинальные значения роста уровня повседневных расходов в мае 2012-го оказались самыми низкими за весь период наблюдений — см. Диаграмму 1. Из этих данных мы делаем уже достаточно уверенный вывод о том, что снижение темпов роста потребительской активности на рынках товаров повседневного спроса приобрело характер устойчивого тренда.

Диаграмма 1. Индекс повседневных потребительских расходов в феврале-мае. За 100 принимается значение соответствующего месяца предыдущего года.

Источник — Ромир

 

В Москве повседневные расходы в мае снизились по сравнению с апрелем на 6%. В Петербурге — на 14%. В городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей – на 8%. В городах с населением более миллиона и менее 500 тысяч жителей – не изменились.

В семьях с низкими доходами, повседневные расходы в мае по сравнению с апрелем 2012-го не изменились. Но, в апреле по сравнению с мартом они в этй группе уже сократились на 11%. В семьях с относительно высокими доходами – снизились на 12% (после роста в апреле на 4%). В семьях со средним уровнем достатка – сократились на 7%. Возможно, это можно объяснить тем, что часть обеспеченных семей провела майские праздники в поездках по стране и за рубеж, что сказалось на сокращении повседневного домашнего потребления.

Размер среднего чека снизился в мае по сравнению с апрелем 2012-го на 4%. По сравнению с маем прошлого года он вырос на 14%. В Москве средний чек в мае сократился на 3%. А в городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей – сразу на 8%. В остальных типах населенных пунктов – не изменился.

 

 

 

Доля непродовольственных товаров в повседневной корзине (без учета услуг и крупных покупок) вновь, как и марте, резко возросла с привычных 27% до 37%. А доля продуктов питания, соответственно, сократилась до 63%. Обычно, такое происходит в августе – в связи с подготовкой к новому учебному году. Иногда – в декабре, когда перед новым годом возрастают расходы и доля подарков, новогодних игрушек, украшений и т.д. В мае такое резкое изменение баланса мы фиксируем всего лишь второй раз за пять лет наблюдений.

С учетом изменившегося распределения долей между продовольственными и непродовольственными товарами повседневного спроса мы оцениваем изменение реальных расходов на приобретение продуктов питания в мае 2012-го (по сравнению с апрелем 2012-го) как снижение на 17%. Зато по непродовольственным товарам можно говорить о росте на 31%. Мы объясняем такую динамику бурным началом дачного сезона.

В апреле все было наоборот. Расходы на продукты питания и их доля в структуре корзины росли, а непродовольственных – резко снижались.

 

СПРАВКА:

Исследовательский холдинг Ромир разработал новый инструмент измерения потребительской реальности – «Ромир — индексы покупательской активности», рассчитываемые на основе панели домохозяйств, оснащенных сканерами штрих кодов.

«Ромир — индексы покупательской активности» отражают динамику потребления товаров повседневного спроса и цен на них, качественный и количественный состав потребительской корзины, изменения в предпочтениях в отношении мест покупок жителей российских городов.

Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые, верифицированные данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 100 000 жителей и более (технология сканирования штрих кодов).

 

 

 

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены