Полезная рассылка Гильдии Маркетологов

Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

Что будет с маркетингом и рекламой на фоне кризиса в российской экономике

Что будет с маркетингом и рекламой на фоне кризиса в российской экономике

События последних месяцев повлекли за собой глобальные изменения в российской экономике. Несколько банков отключены от SWIFT, Google Ads ушли из России, опасаясь вторичных санкций зарубежные компании массово покидают российский рынок. Методиева Илона, руководитель Первого Агентства по рекрутингу респондентов ADS спросила у экспертов, как скажется кризис на рекламной и маркетинговой отраслях, и что ждёт молодых специалистов в России в ближайшем будущем.

«При самом благоприятном раскладе рынок упадёт на 15% минимум»

Игорь Березин, президент НП «Гильдия Маркетологов»: «Минэкономразвития прогнозирует снижение ВВП на 7,8% в 2022 году. Рынок рекламы и маркетинга всегда реагирует в 2-3 раза сильнее относительно общеэкономического спада, — так, например, мы наблюдали ситуацию 2009 года, когда ВВП сократилось на 7,9%, а падение рынка рекламы составило порядка 25%. В нынешних обстоятельствах много непонятных вводных, но даже в самом оптимистическом сценарии, в связи с уходом из России многих западных заказчиков, рынок рекламы просядет минимум на 15-25% по 2022 году, в менее оптимистичном — на 33-45%. Даже в благоприятных экономических условиях всегда есть небольшой процент компаний которые не справляются с внутренними проблемами и уходят с рынка; в кризисных ситуациях таких компаний становится значительно больше. Но на их место всегда приходит кто-то , и если они решат проблемы потребителя, то смогут закрепиться на рынке.

Происходящее может стать поводом задуматься о смене профессии, — переквалификация в IT-специалиста или инженера может стать отличной перспективой. Мы уже наблюдаем нехватку специалистов в IT-области (по прогнозам экспертов, к 2027 году она достигнет 2 млн человек) и как государство принимает меры поддержки этого профессионального сообщества. Однако не у всех есть временные и финансовые ресурсы для получения ещё одного образования. Молодые специалисты в сфере рекламы и маркетинга сегодня должны быть готовы к тому, что они будут востребованы, но в условиях экономического спада им придётся соглашаться на худшие условия, меньшую зарплату».

«Если вы не в интернете — вы проиграете»

Ольга Подгорная, руководитель Мастерской Маркетинга и Игровой Школы Маркетинга «Креатегия»: „Современное потребление ориентировано на комфорт. Интернет есть даже в самой бедной деревне: 70% населения планеты владеет смартфоном, из них 100 млн человек — в России. Делать покупки через интернет стало для людей естественным, и этот процесс уже не повернуть вспять. Не только продвигать услуги — налаживать внутренние бизнес-процессы без IT-инструментов и современных баз данных сегодня тоже не представляется возможным. Гуманитарии проиграют на рынке, — а те, кто не будет пользоваться IT-инструментами, проиграют первыми, поэтому осваивайте мобильную коммерцию и интернет“.

«Нас ждёт экономическая и социальная деградация»

Михаил Дымшиц, генеральный директор «Дымшиц и Партнёры»: „Происходящее негативно скажется на всех институциях. Рынок рекламы и маркетинга, разумеется, просядет минимум на 40-50%, — маркетинговые исследования и так были вялыми, потому что по большей части это были исследования новых товаров. Конечно, мы многому научились за последние годы, и освоенные технологии никуда не денутся, — но движение вперёд остановится, никаких новых инструментов ближайшие 30 лет не будет, экспорт сократится, всё станет инхаус. Ограничения приведут к изменениям и в повседневной жизни людей: произойдёт общее снижение активности, сокращение досуговой сферы, что ударит по мотивации даже тех, кто никуда не ездит. Социокультурное отчуждение приведёт к полной деградации. Это отразится на демографии, конечно: продолжится утечка мозгов, молодые специалисты будут уезжать — и я им это советую, — снижение рождаемости можно будет отметить уже к концу 2022 года. Стимулирующие меры не изменят ситуацию, — в 2020 они не сильно помогли, когда был объявлен локдаун, а сейчас кризис куда глубже“.

«Нам придётся начинать производить товары и услуги»

Эдуард Бутаев, заместитель директора по развитию Авикон Технолоджис: «Кризис, конечно, скажется. Но мир и в лучшие времена был нестабилен, кризисы были всегда, — „И вечный бой. Покой нам только снится“. Маркетолог должен быть готов к этому. Если кто-то из управленцев в состоянии спрогнозировать величину и периодичность волн спроса в период кризиса — это маркетологи. Незадолго, конечно, за 1-2 квартала, но так можно подготовиться к тому, что прилетит чёрный лебедь, собраться с мыслями, избежать разрухи в головах. Знание основ маркетинга предполагает умение оставаться на плаву в нестабильной ситуации, — любой маркетинговый план строится исходя из скачков цены доллара, у каждого нормального рекламиста есть медиапланирование на случай ухудшения товарного положения, реклама для третьей и четвёртой волны кризиса. Кто этого не сделал, тот не профессионал.

В какой фазе кризиса мы находимся, можно определить по снижению спроса на товары — рынок банковских услуг и рынок автомобилей, рынок коммерческой недвижимости, турпутевок, элитного кофе. Рынок рекламы и интеллектуальных услуг проседает больше всех, — но, хотим мы или не хотим, нам придётся начинать производить товары и услуги. Российский маркетинг присоединится к проектированию новых товаров и услуг, где половина продукта — это интерфейс, а, значит, это — IT. Поэтому давайте дружить с разработчиками и беречь их».

Беседовала Методиева Илона, руководитель Первого Агентства по рекрутингу респондентов ADS, Лауреат Гильдии Маркетологов.

тел:+7 (499)-394-04-65 сайт: www.adsrecruiting.com

 

Методиева Илона