Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

1 ЕВРАЗИЙСКИЙ ФОРУМ МАРКЕТОЛОГОВ (г. Москва). Взгляд участника

Александр Рузанов, президент BRIF Research Group, Казахстан

Предисловие (без которого можно обойтись)

В конце 2003 года я познакомился в Москве с Игорем Березиным, президентом Гильдии Маркетологов. В 2004 году стал членом Гильдии, покольку опыт профессионального исследователя нуждается в подпитке от более широкого опыта профессионального маркетинга в целом. Однако в силу удаленности от Москвы и своей погруженности в повседневную рутину я не принимал участия в работе Гильдии. Но в этом году я получил большую практическую отдачу от нашего присутствия в Гильдии Маркетологов! Благодаря участию в 1-м Евразийском Форуме Маркетологов (ЕАМФ).

Организаторы и сроки ЕАМФ:

ЕАМФ был инициирован Гильдией Маркетологов и Российской Ассоциацией Маркетинга (РАМ). Также организаторами выступили Торгово-промышленная палата РФ и компания Ивент Маркетинг (руководителю которой – Максиму Шматову – и принадлежит идея Форума). Поддержку и содействие Форуму оказали еще целый ряд профессиональных ассоциаций и объединений, которые не буду перечислять из-за многочисленности. Список организаторов свидетельствует о серьезности намерений придать ЕАМФ высокую профессиональную значимость.

Форум работал 2 дня: 12 и 13 июля. На мой взгляд, не очень удачно выбран период – разгар лета, отпускной сезон. Однако в следующем 2006 году Форум запланирован на 6-8 июня.

Форма проведения и содержание ЕАМФ:

Каждый день состоял из двух частей. До обеда – пленарное заседание, после обеда – тематические круглые столы.

День первый

Пленарное заседание первого дня было посвящено обзору и анализу развития потребительских рынков 2000-2004 года в России (И.Березин), Украине (И.Лылык), Казахстане (А.Рузанов). Также были выступления, посвященные рынку BTL (В.Ширяев), управлению стоимости бренда (О.Чернозуб), сертификации маркетинговых услуг, и др.

Темы круглых столов 12 июля были: «Маркетинг в государственном управлении: регион, страна, город», „Проблемы и успехи подготовки специалистов по маркетингу“, „Практическое руководство по повышению прибыльности предприятий среднего бизнеса на основе маркетинга“.

Что касается последней темы, то она касалась обсуждения инициативы Российской ассоциации маркетинга создать практическое пособие (свод правил и алгоритмов по маркетингу), следуя которому, средний предприниматель может повысить прибыльность своей компании. По-моему, еще идет тестирование этого пособия и возможно вы могли бы принять в нем участие, и получить консультации в рамках этого проекта. Попробуйте зайти на сайт WWW.RAM.RU

День второй

Второе пленарное заседание «Развитие рынков маркетинговых услуг в странах Евразии в 2000-2004 гг.» состояло из выступлений о состоянии рынка исследовательских услуг в Евразии (В. Пратусевич), в Казахстане и Центральной Азии (Л. Гуревич), рынка BTL-услуг в Евразии (С. Моисеев), PR-услуг в Евразии (Н. Орлова) и др.

Круглые столы второго дня были посвящены маркетингу розничных сетей, продвижению континентальных брендов на локальных рынках, формированию имиджа компаний и брендов, предпосылкам роста BTL-индустрии в России.

Мне лично жаль, что я не смог поучаствовать в некоторых обсуждениях.

Участники ЕАМФ

В Форуме участвовали маркетологи самых разных направлений и представители различных профессиональных ассоциаций и организаций: консалтинг, исследования, BTL, PR, реклама и др.

Вместе с практиками в Форуме активно участвовали представители академической среды. В основном, преподаватели маркетинга российских вузов. Также были и представители торгово-промышленных палат и других государственных институтов, имеющих отношение к маркетингу. Иногда это придавало обсуждениям схоластический уклон, но в целом позволило взглянуть на проблемы маркетинга с разных позиций.

Территориально преобладали представители России, как Москвы, так и регионов. Были участники из Украины, Белоруссии, Казахстана, Киргизии. Возможно, были представлены и другие страны. К сожалению, общего списка участников в комплекте раздаточных материалов не было. Всего было около 200 человек.

Позиционирование ЕАМФ. Зачем и для кого?

Здесь позволю себе процитировать слова Игоря Березина из его приветствия к участникам ЕАМФ: «…Евразийский Форум станет площадкой, объединяющей специалистов по маркетингу из многих стран евразийского пространства, из различных отраслей, из всех направлений в маркетинге. Площадкой, на которой обсуждаются общие проблемы, демонстрируются частные достижения, формируется „повестка завтрашнего дня“ в маркетинге, решаются организационные и этические вопросы».

И в самом деле, на ЕАМФ присутствовали профессионалы всех направлений маркетинга. Поэтому вряд ли стоит ожидать от Форума глубокого погружения в проблемы узкопрофессиональные (как, например, исследовательские в ESOMAR, или директ-маркетинговые на конференциях по директ-маркетингу). Однако, большое преимущество ЕАМФ – это именно возможность получения кросс-профессионального опыта в маркетинге. При умелой структурной организации форума это будет помогать видеть главные потоки, тенденции, направления развития маркетинга.

Однако подобные задачи ставит себе и Российская Ассоциация Маркетинга при организации ежегодной конференции «Маркетинг в России». Большое отличие – в географическом позиционировании: Евразийский. По факту Форум получился русскоязычным, в нем участвовали представители стран СНГ.

«Евразийский» звучит масштабнее и более перспективно. Чтобы мероприятие было целостным и наращивало свою практическую значимость для участников, на мой взгляд, оно должно объединять представителей рынков с похожей логикой развития или тесно соседствующих друг с другом.

С этой точки зрения, расширение географии, в первую очередь, возможно за счет стран Восточной Европы (Болгарии, Польши и др.), и затем – Китая. Однако это предполагает существенное повышение требований к организации ЕАМФ.

Представленность Казахстана на ЕАМФ.

На мой взгляд, Казахстан был представлен хорошо на пленарных заседаниях и слабо по числу участников.

Оба дня на пленарных заседаниях ЕАМФ звучали доклады казахстанцев. 12 июля мне выпала честь представить Казахстан с темой «Развитие потребительских рынков в Казахстане в 2000-2004 годах» (выступление подготовлено в соавторстве с коллегами А.Романовым и Е.Юдиной), а 13 июля интересно выступил Леонид Яковлевич Гуревич (БИСАМ) с докладом „Особенности планирования и реализации исследовательских проектов в странах Центральной Азии“.

Надеюсь, в следующем году участников от Казахстана будет больше.

Субъективно о полезности ЕАМФ

Если говорить о полезности ЕАМФ с точки зрения представителя исследовательской или консалтинговой компании, то я вижу 3 аспекта:

  1. Приобретение новых клиентов
  2. Расширение publicity и укрепление профессионального имиджа
  3. Обмен опытом, получение новой информации для дальнейшего развития

Условно хочу выставить оценки по 5-балльной шкале по каждому аспекту нынешнему ЕАМФ:

  1. Приобретение новых клиентов – 3 (и в последующем 3-4. Впрочем, эта цель обычно не является приоритетной в таких мероприятиях).
  2. Расширение publicity и укрепление профессионального имиджа – 4 (и в последующем 4-5. Здесь конечно важна и собственная активность)
  3. Обмен опытом, получение новой информации для дальнейшего развития – 4 (и в последующем 4-5. На мой взгляд, именно эта задача – приоритетна для участников ЕАМФ: не отставать от рынка, а несколько опережать его).

Кому бы я рекомендовал участие в ЕАМФ?

  • Коллегам консультантам и исследователям.
  • Руководителям и директорам по маркетингу компаний, которые хотят видеть ситуацию в развитии маркетинга в похожих странах, общаться с коллегами и использовать в своей практике оптимальное сочетание маркетинговых инструментов.
  • Представителям профессиональных и отраслевых ассоциаций.
  • Представителям ВУЗов, преподающих маркетинговые дисциплины.
  • Бизнес-изданиям, пишущими о развитии маркетинга.

Хотел бы я на следующий год попасть на Форум? – Да!

Александр Рузанов
Президент BRIF Research Group

 

 

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены