Полезная рассылка Гильдии Маркетологов

Яндекс.Метрика
РЕЦЕНЗИИ ЧЛЕНОВ ГИЛЬДИИ

«Территория заблуждений» Рольф Добелли

«Территория заблуждений» Рольф Добелли „Манн, Иванов и Фербер“, Москва 2014.

 

 

Не заблудиться в заблуждениях

 

«Земную жизнь, пройдя наполовину, я …» заблудился…

почти Данте.

 

Чтобы лучше воспринимать дальнейший текст, начну сразу с шокирующей ситуации! Вы больны, и если срочно не применить хирургическое вмешательство, то ваша встреча со Всевышним произойдет через 5 лет! Вариант операции дает положительный исход 50/50, и вы становитесь перед сложным выбором: гарантированно прожить ещё 5 лет или с вероятностью 50% соприкоснуться с вечностью уже завтра. Но жизнь тем и прекрасна, что если быть более внимательным и рассудительным, то можно увидеть третий «промежуточный» вариант – многие его любят называть, ни то, ни сё, и как они неправы!

Суть его в том, что на поддерживающей терапии, вы сможете гарантированно прожить 10 лет, а теперь подумайте, ведь за эти 10 лет медицина наверняка сделает определенный качественный скачок в лечении заболевания, а может и вообще от него избавиться.

   Теперь развернем наш взгляд на угол «Пи» и, вспомним еще одну животрепещущую тему: „Почему мы часто плохо говорим о преуспевающих людях? Почему сами, время от времени, подвергаемся незаслуженным нападкам и едким замечаниям?“ Уж не виновата ли в этом конкуренция? Тут прямо просится мудрость Гайя Кавасаки: „При подборе персонала игроки класса А (высококлассные люди) ориентируются на игроков класса А плюс, поэтому у них сотрудники лучше, чем они сами. Игроки класса В, наоборот…“ — дальше цитату прерываю, так как её смысл становиться понятен, даже школьнику. Чем ниже по мастерству специалист, тем и ещё более низкого по классу сотрудника он возьмет! Кстати, а как поступаете Вы? J Маленькое дополнение, – какие бы вы искусственные препятствия вы не ставили на пути таланта, он все равно пробьет себе дорогу.

    Далее хотелось бы перейти к излишней самовлюбленности в свое творение. Здесь очень хочется И. Адизиса с его жизненным циклом компании, на этапе, где производная еще – сугубо положительная. Собственник упорно цепляется за свое «детище», считая его самым уникальным и перспективным, при этом предполагается, что дела у конкурентов – значительно хуже, они допускают массу ошибок, и просто случайно, десяток лет держатся на рынке в лидерах. Но попробовав применить к ситуации принцип „зеркальности“, выясняется, что конкуренты думают о себе и о других совершенно, то же самое. В науке есть название данного человеческого комплекса (NIH – syndrom или „изобретено не здесь“). Да что тут далеко ходить, приготовленная вами недожаренная и недосоленная курица в разы вкуснее, аналогичного блюда вашей супруги J. Вывод напрашивается сам собой: „Мы находимся в эйфории от собственных идей!“.

     Ошибки совершают все, но ошибки умных людей – гораздо опаснее. Рольф Добелли в своей книге употребляет более щадящий термин – заблуждение, при этом, не скрывая, что книга является продолжением его «Ментальных ловушек». Просто дополнительно к ранее опубликованным ошибкам, он написал дополнительно ещё 52, и если объединить обе книги, то можно „вскрыть“ порядка 100, получившихся ментальных ловушек. „Так в чем же польза от такой кучи заблуждений?“ – как рациональный человек, спросите Вы. Ответ дает сам автор: „Все, что нам необходимо, — совершать поменьше глупостей. Путь к лучшему пролегает по via negativа“.

    Насколько опасны заблуждения умных людей – Рольф эффектно показывает на примере последних экономических кризисов. Здесь он полностью поддерживает феномен «черного лебедя» Нассима Талеба. Именно умные люди, основываясь на низкой вероятности отрицательных событий, упорно подкачивали гелием „черного лебедя“, и он, наконец, ВЗЛЕТЕЛ! Его черные крылья, сразу заслонили теплое солнце финансового благополучия. Наступление кризиса автор сравнивает с парадоксом Элсьерга, суть которого состоит в путанице между исчисляемой областью риска и областью неопределенности, заменой одного – другим. Более того, в жизни, вездесущая неопределенность встречается гораздо чаще, чем мы предполагаем. Стоит научиться, четко, отличать одно от другого.

    Эта книга по содержанию очень сильно напоминает лоскутное одеяло – каждое заблуждение 3 страницы и эффектный красочный рисунок перед ним. Я со своей стороны, выделил лоскуты, которые наиболее интересны мне. Что из 52 описанных заблуждений, выберете Вы, даже не хочу предугадывать. Как тут добрым словом, ещё раз, не вспомнить Талеба, как минимум в одну из перечисленных ловушек, я уже не попал J!

 

PS «Считать метафору доказательством, поток праздных слов – источником истины, а себя оракулом – это заблуждение свойственно всем нам».

                                                                     Поль Валери.

 

 

 

 

 

         

 

 

Козуля Игорь Иванович

Член Гильдии маркетологов, MBA

http://kii08.blogspot.ru/

 

 

 

Козуля Игорь