Полезная рассылка Гильдии Маркетологов

Яндекс.Метрика
РЕЦЕНЗИИ ЧЛЕНОВ ГИЛЬДИИ

"Стратегия фокусирования" Эл Райс

«Стратегия фокусирования» Эл Райс „Манн, Иванов и Фербер“, Москва 2014. 

 

 

Продолжая набивать шишки



«Скажите Государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили.., а то они стрелять не годятся!»

Н.С. Лесков «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе».

Проработав в бизнес-среде более полутора десятков лет, всегда удивлялся уникальной черте российских бизнесменов. Если на опоре высоковольтной линии висит надпись «Не влезай, убьет!», если перед входом на строительный объект размещено предупреждение „Без каски не входить!“, на двери рентгенолога — „Без приглашения не входить!“, — то скорее всего, все бизнесмены, за редким исключениями, прислушиваются к данным предостережениям. С другой стороны, сколько аналогичных „табличек“ содержат бизнес науки — и тут вдруг происходит чудо, с крылатой фразой: „мало ли что они там за бугром придумали“, — бизнесмены гордо выбирают „свой собственный путь“, с конечным пунктом на свалке „разорившихся компаний“. Много раз задавал себе вопрос: „Но почему же люди, имеющие степени в бизнес образовании, принципиально не хотят применять существующие, десятками лет, правила“. Наверное есть в русском характере что-то от „бунтаря“, особенно когда дело касается „заграницы“.

Хотя не честно осуждать только бизнес в попытке постоянно оспаривать определенные экономические, стратегические и управленческие постулаты. Сложно найти хоть одно известную догму у Портера, Друкера, Адизеса и пр., к которой бы прислушалось российское правительство. Для примера достаточно вспомнить знаменитое портеровское: «национальное достояние не наследуется — оно создается», за два десятка лет так и не услышанное в высоких кабинетах. Модное нынче название „дорожная карта“ опять же не пытается учитывать успешный зарубежный опыт. Похоже, что экономическая наука и накопленные знания сосуществуют с Россией по разную сторону высокой стены.

Получается просто амбивалентная ситуация — как мы любим цитировать что-нибудь из зарубежной литературной классики и просто впадаем в ступор перед бизнес классикой, пытаясь с помощью «молотка и зубила» подгонять ее под свою стратегическую модель, хотя все должно быть с точностью до наоборот. Как следствие этого, имеем большей частью собственную неконкурентоспособную продукцию на мировой арене. Иностранные топ-менеджеры, приглашенные в РФ на руководящие должности, столкнувшись с нашей спецификой или забывают все чему учились в зарубежных бизнес-модель школах или уезжают. Если бизнес теория за рубежом создавалась веками (первая биржа была открыта в Голландии еще в начале семнадцатого века), вряд ли мы создадим собственную за несколько десятилетий. Не знаю как Вы, а лично я, стараюсь следовать имеющимся бизнес постулатам, хотя иногда и приходится по этой причине время от времени искать новую работу!:-)

Имя Эл Райс у меня всегда ассоциируется с его партнером по бизнесу Джеком Траутом. Ведь именно их плодотворное сотрудничество «родило» на свет бестселлер в мире бизнеса, ставший классикой и учебником для многих маркетологов/бизнесменов — „Маркетинговые войны“. В нем они нашли просто „золотую жилу“, разработку которой в дальнейшем авторы все более расширяют и углубляют, правда, все чаще поодиночке. Не стала исключением и книга Эл Райса, про стратегию фокусирования. Здесь снова применена концепция „четырех всадников“: диверсификация, расширение продуктовой линейки, синергия и конвергенция, не дающих спокойно жить современному деловому миру. Единственная сила противостоящая им — сила сфокусированности.

Книга просто напичкана яркими примерами ошибок корпораций размером в МИЛЛИАРДЫ долларов. В какой-то момент начинаешь задумываться о том, как тяжело приобретается капитал и как, быстро в следствии, похожих как «две капли воды» ошибок руководства, улетучивается. Опять же вспоминаем российскую уникальную специфику менеджмента — искать свой собственный путь без оглядки на накопленный опыт. Наверное, в чем не следует приветствовать креатив, так это в собственной трактовке экономических и маркетинговых законов. Эта тема — сквозит через весь текст книги, вот только будет ли она услышана, или в очередной раз застрянет в фильтрах собственного ЭГО управленцев. Наверное, второй сценарий снова будет доминировать!: -)

Райс, очередной раз повторяет/доказывает истину сформулированную еще сообща с Траутом, о том что успешная компания имеет четкую специализацию и сфокусированность. Но проходит время и даже успешные начинают распыляться. Наверняка кому-то из вас выпало «счастье» работать в таких компаниях. Самая большая опасность, что сделанные ошибки обнаруживаются лишь в долгосрочном периоде, а в при близких горизонтах дают даже неплохую выгоду компании. Все хотят быть самыми первыми, самыми лучшими, овладеть миром. Но, как мудро замечает Эл: „Овладеть миром не удается. Через некоторое время … целый мир новых возможностей вдруг превращается в мир, полный проблем“. Нельзя охватить все сразу или, проще говоря, сидеть на нескольких стульях. Но судя по всему, эти слова в очередной раз ударяется в глухую стену непонимания! Парадоксально — знать в теории, но не применять на практике! Опять возвращаемся к началу нашего повествования!: -)

 

PS «Опыт показывает, что человек считает заблуждающимся всякого человека и плохой всякую книгу, которые расходятся с его взглядами.»

Клод Адриан Гельвеций


C уважением, Козуля Игорь Иванович 
Член Гильдии маркетологов.
Эксперт по маркетингу, MBA.
http://kii08.blogspot.ru/

 

 

Козуля Игорь