Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

"Сила парадокса» Дебора Шредер-Солнье

"Сила парадокса»  Дебора Шредер-Солнье,  «Питер», 2015. 

 

Про единство без борьбы противоположностей

 

«И не то, чтоб хунвейбины любят статуи, картины. Вместо статуй будут урны революции культурной»

В.С. Высоцкий «Возле города Пекина»

 

Ещё с детства у нас начинает формироваться стереотип, связанный с жёстким разделением противоположностей. Вспомните «парень из нашего двора» или  «чужой» (с соседнего двора, улицы или района). Сколько песен в стиле шансон, и не только, сложено на эту тему!  Дальше, больше – «из нашей школы»  или из «другой».  В последствии,  ещё сильно  «помогает» школьная физика - откуда мы узнаем, как опасно объединять противоположные полюса. Замкните «плюс» на «минус» и будет «разрядка батарейки» или короткое замыкание.    Институт вносит свои «пять копеек» - встречаются две противоположности – электрон и позитрон - происходит их аннигиляция. Обе частицы  исчезают, и вместо них рождаются два γ‑кванта (фотона).  

Кстати, не отстаёт от них и так сейчас популярное в проектном менеджменте – «древо решений». Мы всё время должны выбирать ветвь, задаваясь только одним союзом «или». В случае, если мы выбираем одну из нескольких дорог через глухое болото, то вариант себя полностью оправдывает (вряд ли здраво мыслящий человек пойдет по биссектрисе двух расходящихся тропок). Но если вопрос стоит о походе в театр или музей, то почему бы не поставить союз «и», посетив последовательно два места. Не часто ли мы сами себя искусственно ставим в ситуацию выбора «чёрное» или «белое».

Археологи веками ведут горячий спор – нужно ли при реставрации статуй и старинных сооружений  пытаться  восстанавливать утраченные фрагменты или же просто подкрасить и заштукатурить имеющееся основание. Замечательный выход из данной ситуации совсем недавно увидел в Риме. Сделан он в виде путеводителя по достопримечательностям, но на существующую фотографию объекта сверху накладывается додуманные археологами/историками элементы в виде дополнительной вставки в книгу. При этом вставка имеет прорези в тех местах, где находится оригинальные конструкции. В результате – хотите смотрите всё вместе; хотите – только то, что сохранилось в наши дни; хотите – то, что вообще додумали!  

В своей книге Дебора Шредер-Солнье  считает жизненно важным  попытаться отойти от столь любимого «или», постаравшись применить более сложный вариант – «и»! Такой подход она называет «парадоксальным» мышлением. Достигаемое при этом преимущество  формируется в «сбалансированное управление конфликтующими задачами»! Поразительно – заменив только один союз на другой,  мы ворвались в новую объёмную область знаний. Именно это и называется «гибкость», в отличие, от так популярного в российском бизнесе армейского прямолинейного подхода. Один из простых парадоксов, приводимых автором  в пример – дыхание. Мы не можем только «вдыхать» или только «выдыхать» (пробовать не стоит!), мы должны делать и то, и другое.

Самое интересное, что употребление союза «и» может быть многоуровневым, так что, заставив себя парадоксально «помыслить» вначале, вероятно ожидать продолжение данного процесса на последующих ступенях. Например, весьма распространённая пара «работа и дом». Более тщательно взвесив второе понятие, приходи к выводу, что оно так же содержит пару «потребности моей семьи и мои потребности». «А где же бизнес?» - спросит искушённый читатель. Так вот именно его в книге больше всего! Парадоксы в стратегии: «краткосрочность и долгосрочность», «конкуренция и кооперация», «безопасность и риск» и пр.  Парадоксы в «архитектуре бизнеса»:  «вертикальная и горизонтальная», «индивидуальная и организационная», «жёсткая и гибкая» и т.д. А теперь «ударим» по Бизнес процессам: мой самый любимый «маркетинг и продажи», «стабильность и перемены», «стандартизированный и кастомизированный» и пр.

Изучение оригинальных диаграмм, в основе большинства которых лежит «знак бесконечности», потребуют определённых затрат временных и умственных ресурсов, но это действительно того стоит. Для тех, кто захочет углубиться в дальнейшее изучение «парадоксального мышления», дана исчерпывающая ссылочная база. Кстати, автор не скрывает имён своих учителей, а наоборот – крайне благодарна им! Для скептиков – ещё раз повторю основную суть книги, что лучшие решения часто находятся на стыке противоположных идей. Столь популярный «достигаемый в переговорах консенсус» - лежит в той же плоскости. Так что, будет о чём поразмыслить!

PS  «Когда между собакой и кошкой вдруг возникает дружба, то это не иначе, как союз против повара»

Стефан Цвейг

                                                                                                                                               

C уважением, Козуля Игорь Иванович  
Член Гильдии маркетологов.
Член Сети «Национальной Гильдии Профессиональных Консультантов».
Эксперт по маркетингу, MBA.
http://kii08.blogspot.ru/                                                                                                         

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены