Яндекс.Метрика
РЕЦЕНЗИИ ЧЛЕНОВ ГИЛЬДИИ

«Ритейл-маркетинг» Йенс Нордфальт

«Ритейл-маркетинг»  Йенс Нордфальт  «Альпина Паблишер» 2015. 

 

Мерчандайзер мерчандайзеру фейсинг не поправит!

 

«Мерчандайзер - это человек, следящий за тем, чтобы сроки годности на
продуктах в магазине вовремя были исправлены.»

Интернет

 

Не знаю как Вам, а мне достаточно грустно осознавать, что мы теперь торговая нация. Голова уже идёт кругом от такого объёма почти ругательных слов -  мерчендайзеры, хендлеры, консалтеры, трейдеры,  андеррайтеры, хеджировщики,  франчайзеры и пр.  Ну, а ещё одно слово, ритейл прочно вошло в наш повседневный обиход более десяти лет назад. Хотя, как наблюдательный человек, отдам должное – что уровень качества обслуживания ритейла года этак 2005 и дня сегодняшнего – различаются как небо и земля.  Исчезли битые полы, на которых весело подпрыгивала тележка с половиной некрутящихся колёс; продуктовые свалки на полках;  меньше стало откровенно левого и некачественного товара (в том числе и спиртного); да и работники магазина сделались доброжелательней. Экономя время покупателей, сейчас, почти все игроки этого рынка, занялись переоборудованием прикассовой / кассовой зоны, с целью уменьшения очередей и снижения недовольства покупателей от долгого и бесцельного стояния.

Ситуация изменилась радикально. Если раньше поход в крупный магазин планировался заранее, и добраться до него можно было, в основном, только на автомобиле, то сейчас, например, вокруг моего дома практически в шаговой доступности работает ПЯТЬ магазинов (в том числе и сетевых). Поднаторев  в бесконечном веере аукционных товаров и предложений – буквально за час обходишь их все, при этом выигрывая от данной ситуации до 25% своего личного бюджета! Не знаю как Вам, а мне такая ситуация с потребительской точки зрения - устраивает полностью! А если сюда ещё добавить длинные товарные линейки private label  (качество которых уже не является  притчей во языцех) – то выясняется, что рай может быть и на земле!

И всё бы было хорошо, но налетевший крайне жёсткий кризис мгновенно подкосил по наполняемости потребительские корзины, надолго вычеркнул из ассортиментного перечня так полюбившиеся многим санкционные товары,  да и переориентировал значительную часть покупателей в режим «жизни без излишеств». А выросшие, как грибы после дождя, ритейлеры оказались в крайне сложном положении. Мало того – что ещё необходимо жить в режиме жесткой конкуренции, но и «его Величество покупатель» - вдруг стал считать «не рубли, а каждую копейку». Помните слова Чарльза Дарвина: «Выживает не самый сильный, а самый приспособленный» Ну, а как приспособиться наилучшим образом – поведаю в следующих трёх абзацах.

Вряд ли кто будет спорить, что современный ритейл-маркетинг – крайне сложный организм, уже имеющий столько специфических наработок, что непосвященному специалисту вникнуть во всё это будет крайне сложно. И тем более, крайне ценен накопленный/обобщенный  за сорок лет опыт в этой сфере,  который шведский исследователь Йенс Нордфальт тщательно собрал и изложил в своей книге. Более того – эта книга была признана «Лучшей маркетинговой книгой 2007 года» по версии Шведской федерации маркетинга. Скажу сразу  -  пятисот страничный труд, который Вы держите перед собой – лёгкого, развлекательного чтения не обещает! Но 100% погрузит Вас в эту крайне непростую ритейловскую среду.

Конечно, у ритейла есть свои преимущества, например перед рынком B2B, которые заключаются в скорости проведения исследований, охвату ЦА, фантастической вариативности и пр. Самое главное – хотеть двигаться поступательно вперёд, а не почивать на прежних лаврах. Да, скажу сразу – по моим наблюдениям -  ну не любит большая часть российских маркетологов «заморачиваться» с цифрами (а ещё страшнее – математическими функциями). Йенс постарался всё это элегантно обойти – в его книге весь этот аппарат заменен таблицами или диаграммами, полностью взятыми из реального бизнеса. Одних только ссылок на труды/кейсы других авторов ЦЕЛЫХ 25 страниц мелким шрифтом! Наверное, можно смело назвать эту книгу – одной из успешных попыток глобальной проработки  ритейл-маркетинга.

Как пишет сам автор «Эта книга представляет собой попытку преодолеть разрыв между ритейлом и наукой».  Йенс Нордфальт ставит перед собой амбициозную цель – представить: «максимально исчерпывающий обзор  научных исследований, которые могут иметь непосредственную практическую ценность для ритейлеров». Кстати, Вы удивитесь, но в той же самой Швеции исследования прикладного характера этой отрасли крайне не немногочисленны. Так что мы не так уж сильно отстали, и, при желании, можем сократить разрыв, а может, даже (всегда приятно помечтать) выйти вперёд. Основным сдерживающим фактором на этом поприще, до сих пор, вижу несерьёзное отношение руководства компании к маркетинговым инициативам. Может сложившаяся, благодаря кризису ситуация, всё расставит на свои места, а может - и нет! Но, как бы ни относились к маркетингу в Вашей компании – данную книгу Вам никто не помешает прочитать!

 

PS   «Телефонный звонок в офис: 
- Здравствуйте! Скажите, сколько у вас стоит туалетная бумага? 
- Посмотрите на странице 468 нашего каталога. 
- Подумайте, если бы у меня был ваш каталог, разве мне нужна бы была туалетная бумага?»

Из Интренета

 

 

C уважением, Козуля Игорь Иванович  
Член Совета Гильдии маркетологов.
Член НГПК.
Эксперт по маркетингу, MBA.
http://kii08.blogspot.ru/                                                                                                         

Козуля Игорь