Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

«Мудрость толпы», Джеймс Шуровьески

«Мудрость толпы», Джеймс Шуровьески
Издательство: „Манн, Иванов и Фербер“, Москва 2014.

 

«Да, но что скажет стая?..»

 

 

«У толпы есть глаза и уши и немногое сверх этого.»

Артур Шопенгауэр

 

 

Многие из нас с любопытством могли наблюдать за стремительными передвижениями стаи птиц: воробьёв, дроздов, скворцов; большими косяками рыб, «тучами мошкары» и пр. При этом всегда в голове возникает один и тот же вопрос: „Как участники этих образований не сталкиваются с друг другом?“. Ещё более восхищает момент нападения хищника  — группа как бы обтекает, врезающийся в неё предмет без малейшего контакта с ним, оставляя охотника ни с чем! Так что же это за коллективный разум и откуда он берётся? Сразу вспоминается прекрасная цитата Бернарда Вербера из „Революции муравьев“: „Этот многомиллионный город занимает … всего два квадратных метра! Его жильцы — самые трудолюбивые существа в мире! Их умение подчиняться правилам — мечта любого диктатора!“

Не секрет, что всё обо всём знать невозможно, так же как один кирпич – это ещё не дом! Когда сводится воедино суждение группы, происходит уникальное «превращение», в результате которого „отшелушивается“ всё ненужное, а суть, наоборот, акцентируется. Такое явление именуется „коллективным разумом“! В связи с эти не стоит ограничивать себя восприятием толпы – как общественно опасного, непредсказуемого и агрессивного образования, состоящего из безвольных индивидов. „Эффект толпы“ уже занял достойное место в ряду многолетних исследований учёных различных времён.

Если немного повернуть время вспять, и вспомнить фурор книги Нассима Талеба, опровергшего веками устоявшиеся классические представления, то почему такое не может происходить в других направлениях? Шуровьески, со тщательностью следопыта, выискивает факты, доказывающие наличие «разума толпы». Начиная с простейших экспериментов Фрэнсиса Гальтона в Плимуте и расширяя зону исследования до рынков, науки, демократии автор приводит нас к самой сути: „…несмотря на все ограничения отдельных несовершенных суждений, сведенные воедино верным способом, они трансформируются в потрясающе проницательный коллективный разум“.

Группы людей рассматриваются в данной книге в различных областях в спектре трёх основных проблем: когнитивных, координации, взаимодействия. Шуровьески, понимая спорность ряда утверждений, насыщая всю книгу практическими примерами и экспериментами. Разбор ситуации с дорожными пробками – готовое пособие по борьбе с этим явлением для Правительства Москвы, ситуация с группами учёных – для Сколково и Роснано, мечта о всеобщем благе – напрямую Руководству страны.

Современный мир становится всё сложнее и самое главное научиться правильно координировать в этой разношёрстной группе и дивиденды не заставят себя ждать, а главное выйти за рамки штампов, годами наставляемых на «безликую толпу»!

 

PS Один в поле не воин – пользуйтесь этой мудростью и жить станет легче!

 

Козуля Игорь Иванович

Директор по маркетингу, MBA

Член Гильдии маркетологов

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены