Полезная рассылка Гильдии Маркетологов

Яндекс.Метрика
РЕЦЕНЗИИ ЧЛЕНОВ ГИЛЬДИИ

«Ключевые идеи. Майкл Портер. Руководство по разработке стратегии», Джоан Маргаретт

«Ключевые идеи. Майкл Портер. Руководство по разработке стратегии», Джоан Маргаретта
Издательство: „Манн, Иванов и Фербер“, Москва 2013.

Портер не под «Porter».

 

Как подрастающее поколение благоговеют перед именем Поттер, как любители тёмного пива – перед «Porter», так и маркетологи  — перед Портер! При этом возникает интересная парадигма, сатирически изложенная Марком Твеном: „С классическими книгами всегда возникает интересная дилемма: все хотели бы их прочитать, но никто не хочет читать!“  Чтение трудов Майкла Портера – будь то личные монографии, или же ремейк по его уникальному наследию – тяжёлый труд и не подойдёт для релаксированного времяпровождения с потягиванием пива в удобном кресле. Может из-за этого уникальнейшие идеи автора, высказанные ещё в 80-х годах прошлого столетия и проверенные временем на прочность, так неактивно используются в повседневном российском бизнесе. И не стоит здесь приводить в оправдание забитый шаблон – что у России свой путь! Свой-то он свой – но только в надстройке, фундамент то универсален.

Как до сих пор актуальны в воинском искусстве труд Карл фон Клаузевица и «Трактат о войне» Сунь Цзы! Идеями Портера ещё много десятилетий (а может и столетий) будут восхищаться „передовые маркетинговые генералы“. В чём же секрет актуальности истин, большинство из которых высказаны ещё более трёх десятилетий назад? Почему есть различные современные течения (например „маркетинг не по Котлеру“, но я пока не разу не слышал „маркетинг/стратегия не по Портеру“! Думаю секрет именно в его подходе, который показан не только в книге, но и практикуется по-жизни, в центре которой стоит „УНИКАЛЬНОСТЬ“ и „ПОСТОЯНСТВО КАК ЗАЛОГ СТАБИЛЬНОСТИ“. Трудно представить, что Портер бы оставил такой яркий маркетинговый след, если бы каждый год выходили бы „Обновлённые маркетинговые стратегии“ или „Обновлённая конкуренция“ или „Обновлённая цепочка создания ценностей“ и пр.

Джоан Маргарет – коллега/соратник/ученик Майкла Портера – сделала достаточно смелый/рискованный шаг, хотя сразу «сфокусировала» по Портеровски: „Это не научный труд. Это не попытка обобщить труды Портера. Это не продолжение трудов Портера. Это не практическая инструкция в духе „сделай сам“!“. Книга сконцентрирована на двух основных направлениях: КОНКУРЕНЦИЯ и СТРАТЕГИЯ. В ней приведён ряд оригинальных цитат и схем Портера, сделаны „наглядные“ врезки. Она отлично „освежает“ память и заставляет ещё раз взглянуть на ряд Портеровских истин, уже активно проецируя их на собственный опыт.

Но вернёмся снова к российскому бизнесу, в большинстве своём, так и не услышавшем ключевые идеи Портера, и как результат, застрявшем «на полпути или посередине» — одна из самых малоэффективных стратегий (хотя и стратегией это уже назвать сложно). Да что там бизнес, государство так же с упорно проводит антипортеровскую стратегию в экономике и удивляется таким микроскопическим достижениям!

 PS. В конце книги дополнительно (почти три десятка страниц) приведено интервью с Майклом Портером от 2011 г, лишний раз подтверждающая, что Майкл остаётся верен своим принципам, которые практически не подверглись эрозии от ветров времени.


Козуля Игорь Иванович

Директор по маркетингу, MBA

Член Гильдии маркетологов

 

Козуля Игорь