Полезная рассылка Гильдии Маркетологов

Яндекс.Метрика
РЕЦЕНЗИИ ЧЛЕНОВ ГИЛЬДИИ

«Харизма лидера», Радислав Гандапас

«Харизма лидера», Радислав Гандапас.
Издательство: „Манн, Иванов и Фербер“, Москва 2013.

Но нам сказал спокойно капитан: «Ещё не вечер. Ещё не вечер»
                                                                                                  В.С. Высоцкий

 

Что власть портит и развращает известно с давних пор! Самый тяжёлый способ испытания для человека – испытание властью. Да и что говорить за других – сами не без греха! Но с одной стороны – «административная власть над другими», причём большинство получивших её такого положения явно не заслуживали, а с ДРУГОЙ – „авторитет“ и это то, что даже купить в нынешнее время невозможно! Не зря говорится: „Сначала ты работаешь на авторитет, потом авторитет работает на тебя!“. Авторитетных людей на самом деле не так много, но их влияние часто сродни сектантскому фанатизму. Ещё во время своей двухгодичной срочной службы, был неимоверно ПОТРЯСЕН краткостью пересказа толстенного, скучнейшего и тупейшего до крайности „Устава воинской службы“ и звучало это так: „Командир всегда прав, если он не прав, смотри статью первую!“. Но через некоторое время пришло окончательное понимание, что слово „командир“ значительно по весу уступает „авторитетному старослужащему“.

Радислав Гандапас в своей новой книге «Харизма лидера» предпринял попытку разложить все „по полочкам“. Системность и уникальность такого подхода бросается в глаза уже с обратной стороны обложки развёрнутой „солнечной диаграммой“. Буквально с первой страницы книги вводится термин „харизматик“  — чем-то напоминающий врачебный диагноз и заставляющий лишний раз задуматься: „А воно мені треба?“, амбивалентность да и только J. Но все опасения, в дальнейшем, быстро развеиваются и примеры выдающихся „харизматиков“ прошлого и настоящего превращают это слово в манящую латиноамериканку в бесшабашном танце.

Понятно, что харизматик – человек, обладающий харизмой и не прячущий её стыдливо в глубине себя. Так что же это за понятие: «божья искра», „печать дьявола“, черта характера или развитая компетенция? Вот тут начинается самое интересное  — ответить на данную дилемму однозначно невозможно и автор начинает свое собственное исследование, превратившееся в ЦЕЛУЮ книгу! Радислав достаточно часто возвращается к термину „конформизм“ — так же внимательно рассматривая данную позицию. Её опасность можно визуализировать с помощью гениального фильма Бернардо Бертолуччи „Конформист“ 1970 г. С другой стороны, это состояние прекрасно характеризует современное общество, ведь только немногие смогли остаться собой под гигантским прессом доминирующей „культуры“ (слово культура – написано в кавычках не случайно).
В книге предложена к использованию „матрица“ харизматического мифа, основными детерминантами которой являются: ЛИЧНОСТЬ, МИССИЯ, БИОГРАФИЯ, ВНЕШНОСТЬ, ИМИДЖ, КОММУНИКАЦИЯ и РИТУАЛЫ. Для примера, через её призму „пропущены“ три выдающееся и такие непохожие личности: Иисуса Христа, Рональда Рейгана, Александра Пушкина. Приводя интересные факты, автор постоянно держит читателя в напряжении, преподнося их в совершенно неожиданном свете, как один из многочисленных примеров. При анализе „харизмы чужака“ примерами выступают: корсиканец Наполеон, грузин Сталин, австриец Гитлер, немка Екатерина, африканские корни Пушкина.

Харизматики – люди процессные, их не устраивает/не останавливает достижение поставленной цели, ведь после этого они сразу ставят новую. Их мотивирует и дает драйв сам путь по направлению к желанному. Самое главное в таком человеке – это внутренний стержень, сформированный из его выработанных принципов и убеждений, от которых лидер не отступает. Отход ходя бы от одного или нескольких принципов наносит ему колоссальный моральный урон, подрывает здоровье, психическую уравновешенность и веру в себя. Автор не боится аргументировано и однозначно отвечать на неудобные вопросы, как например: «Влияет ли гендерность на проявление харизматичности?»

Теперь немного о собственном, наболевшем! Жизнь в маркетинге – это жизнь в постоянной борьбе и нахождение в зоне дискомфорта. Руководить же таким подразделением, значит принять на себя всю эту «прелесть», но уже в степеннОй пропорции. Приходиться постоянно лавировать между пущенными крупнокалиберными снарядами как из внешних орудий, так, к огромному сожалению, и из внутренних. Вот здесь харизматичность должна проявиться во всём блеске! Исторически сложилось, что к проигравшим маркетинговым руководителям сочувствия не испытывают, их безжалостно зачищают!

Ну и в заключении, для всех харизматиков и тех кто стремится пополнить их ряды предлагаю взять на вооружение принцип Рокфеллера: «Заполучи всё, что можешь, сбереги всё, что можешь, отдай всё, что можешь». Что ж, успехов в харизматических начинаниях и твёрдости духа. Закончу знаменитыми словами известной песни „Смелого пуля боится, смелого штык не берёт“. Так пусть легендарная „Бренсоновская удача“ Вам сопутствует в самых сложных ситуациях!

PS В примечании хотел бы отметить, что не стоит путать харизматичность с самодурством (некоторые считают их взаимодополняющими), так как они имеют в корне различное происхождение и цели!

 

 

 

Козуля Игорь Иванович

Директор по маркетингу, MBA

Член Гильдии маркетологов

 

Козуля Игорь