Полезная рассылка Гильдии Маркетологов

Яндекс.Метрика
РЕЦЕНЗИИ ЧЛЕНОВ ГИЛЬДИИ

«Брать или отдавать? Новый взгляд на психологию взаимоотношений» Адам Грант

«Брать или отдавать? Новый взгляд на психологию взаимоотношений» Адам Грант

Издательство: «Манн, Иванов и Фербер», Москва 2014.

 

Хорошими делами – прославиться нельзя?

 

«Если бы у нее были кое-какие средства, ей, пожалуй, легче было бы оставаться доброй.»

Бертольт Брехт «Добрый человек из Сезуана»

 

Неформальная менеджерская поговорка учит мудрости: «Толкни ближнего, плюнь на нижнего, взлети повыше». И наша жизнь с начала 90-х чётко стала идти в этом тренде, те кто быстро освоил мудрость – „взлетели“, те кто пытался жить, исходя из общечеловеческих ценностей, так и остались в „ангарах аэропорта“. Не так давно задался любопытным вопросом: „Кто из 100 российских бизнесменом, вошедших в список авторитетного журнал „Форбс“, смог бы стать для современного подрастающего поколения образцом нравственности и добропорядочности? “ — и не нашёл ответа!

Да – мир стал жесток и агрессивен. Чтобы это почувствовать – достаточно попасть в автомобильную пробку или в метро в час «пик». А ведь третий закон Ньютона даёт чётко понять – „сила действия равна силе противодействия“! Как мы относимся к миру так и он в конечном счёте относится к нам. „Амбивалентное высказывание,“ — скажете Вы, начиная извлекать из памяти известные имена, которые в конечном итоге можно разделить на две основные группы: „берущие“ – получают больше, отдают меньше и их антиподы „дающие“. Как пишет сам Грант: „Невольно возникает соблазн отнести к категории дающих только таких общественных деятелей, как мать Тереза и Махмата Ганди, но на самом деле быть дающим – это не значит постоянно совершать акты величайшего самопожертвования“. Неудивительно, что наиболее распространённая, оказалась промежуточная группа– „обменивающиеся“ — взаимодействие по закону „ты мне, я тебе“.

«Тогда почему же люди, соответствующие статусу дающие – остались в России не у дел?» — продолжит свой расспрос осведомлённый житель страны. Вот тут и приоткрывается завеса тайны – оказывается, дающие могут быть как у самого подножия горы, так и на самой вершине. Только в отличие от стремительного восхождения берущих (часто заканчивающимся ещё более быстрым жёстким спуском без страховки), дающие осуществляют медленный, но уверенный подъём, и оказавшись на вершине, остаются там надолго. Секрет прост – по дороге на вершину дающие, добрыми делами обеспечивают себе безопасное проживание на вершине – их страховка огромное количество искренне благодарных людей. Но в любом случае у дающего должны быть чёткие убеждения, умеренная харизма, уверенность в себе и желание бескорыстно помогать людям. Если ряда качеств не будет – дающие так и останутся у подножия горы.

«Тогда назовите конкретные имена для России!» — продолжает сопротивление наш оппонент. Ответ чрезвычайно прост – они пока в пути! Они не гонятся за „быстрой копейкой“ и „длинным рублём“, а уверенно нарабатывают своё CAPI (см. И. Адизеса). Их можно легко отследить в соц. сетях, на работе, на дорогах и пр. Они всегда открыты, вежливы, добродушны, бескорыстны, лишены макиавеллевских страстей, у них всегда много НАСТОЯЩИХ друзей!

Да и сам бизнес из агрессивного хищника всё более переходит в сторону социального аспекта. Постепенно формируется понимание – что в наш информационный век любой обман мгновенно становится достоянием всего общества. Так есть ли смысл оставлять «несмываемые пятна» на своей репутации?

Автор не навязывает нам свою сторону и не старается выступить в качестве «евангелиста». Особенно подкупает то, что А. Грант включённый в мировой ТОП 40 профессоров моложе 40 лет, не пытается на примере своей биографии навязывать нам собственный жизненный прорыв (полки книжных магазинов и так ломятся от автобиографий „успешных“ современного мира) , а использует сторонних людей. Высокоодарённые люди вызывают „у многих окружающих ревнивую зависть“, но если они являются дающими, то мишень на их спине просто исчезает, этих „гениев начинают ценить за вклад в общее дело“.

 

PS. Теперь посмотрите со стороны на совместную жизнь с любимым человеком, и выразите в процентах свою долю в совместном труде. Теперь предложите то же самое сделать Вашей половине. Просуммируйте результат – сильно подозреваю, что сумма Ваших процентов превысит 100% и есть о чём подумать, а чтобы это было проще сделать ознакомьтесь с книгой А. Гранта!

 

Козуля Игорь Иванович

Директор по маркетингу, MBA

Член Гильдии маркетологов

Козуля Игорь