Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

"Бизнес с нуля" Эрик Рис

"Бизнес с нуля"  Эрик Рис,  «Альпина Паблишер», Москва 2014. 

 

Выжить в турбулентности стартапа

 


«Чем дальше эксперимент от теории, тем ближе он к Нобелевской премии.»

Фредерик Жолио-Кюри

 

Слово «гараж» прочно вошло в наш бизнес-лексикон и приобрело совершенно иное значение с лёгким «ароматом» успешного стартап»! Наверняка, многие из нас, заходя в это небольшое помещение, в тайне завидовали прозорливости молодого Гейтса, на имеющиеся средства которого сейчас можно купить миллионы гаражей. Но самым ценным был именно тот, принёсший Биллу общемировую славу, вписавший золотой краской его имя в учебники бизнеса.  «Мой домашний офис», - так трогательно вспоминает один из богатейших людей планеты гараж своего отца, в одном из интервью! 

Что же, теперь давайте мысленно перенесёмся с Американского континента в Россию.  Двое моих знакомых решили запустить перспективный, с их точки зрения, стартап. Действия были прямо противоположны стратегии Гейтса. Сначала знакомые приобрели и оборудовали офис, закупили парк машин, начали приём сотрудников и тут произошло чудо! Совершенно по «непонятным» причинам молодой бизнес не пошёл. Точнее столкнулся с первыми серьёзными трудностями поджидающие любые стартапы. Срочно потребовались дополнительные финансовые вливания – вот только взять их уже было неоткуда. В общем,  так и не узнало современное бизнес-сообщество двух новых одарённых бизнесменов,  и журнал Forbes так и не напечатал их имена.

 Данные примеры ярко характеризуют два диаметрально-противоположных подхода к развитию стартапа. Характерно, что примеров второго типа встречается в современном отечественном бизнесе гораздо больше. Возможно наш менталитет: «Всё и сразу», - преподнес «медвежью» услугу, а может подмена понятия «вера в стартап» на «абсолютную уверенность».   Ведь не зря говорят англичане: «Теоретически, теория и практика - одно и тоже, но на практике нет!»  Так популярный ныне термин «освоить бюджет», для успешного стартапа совершенно не подходит. Остаётся только одно, использовав элементы бенчмаркинга,   обратиться к примерам успешных практик.

В своей автобиографичной книге Эрик Рис   - успешный предприниматель, интересы которого относятся к области программного обеспечения и высоких технологий, проходит вместе с читателем  весь сложный  путь стартапа компании IMVU, доход которого в 2011 году составил $50 млн. Его взгляд на данную опцию весьма любопытен, более того сложен в авторский алгоритм под названием «экономичный стратап».  Этот термин состоит из пяти принципов: предприниматели есть повсюду, предпринимательство – это менеджмент, подтверждение фактами, цикл «создать – оценить – научиться», учёт инноваций. Свою идеологию автор положил в основу движения «экономичный стартап», цель которого: «предложить нужные инструменты, которые помогут совершить следующий революционный прорыв и изменить мир».   Не секрет, что многие инвесторы боятся модного слова «стартап», как гремучей змеи. Кстати такое сравнение дано неспроста – пара неловких движений и весьма неприятный исход!

При подходе к запуску стартапа Эрик рис уделяет в первую очередь внимание условиям «чрезмерной неопределённости» в которых и происходит всё развитие проекта. Как специалист, крайне уважительно относящийся   системному подходу, он  стараетя делать осмысленно каждый «шажок вперёд», поддерживаясь принципа, что лучше один шаг в верном направлении, чем десять шагов в других. Вводимое автор понятие «быстрый эксперимент» помогает мгновенно почувствовать зыбкую почву при развитии компании и принять меры.  Но это ещё не всё – каждый неправильный шаг бережно складывается в библиотеку знаний/опыта, способствуя обучения как существующий сотрудников, так и вновь пришедших.

Но и это ещё не всё – бывает, что дорога вдруг упирается в тупик. Вот здесь и происходит «великий выбор» - или Вы остаётесь на «безопасном прежнем уровне» с весьма скромными результатами,  или делаете «крутой вираж», выводя компанию на совершенно иной качественный  уровень. Именно  этой точке автор не настаивает на выборе «звёздного» пути, а крайне деликатно Вас подталкивает к нему, приводя реальные кейсы. Так что определяйтесь! В заключении Эрик Рис пишет: «Движение «экономичный старта» должно избежать догм и жёсткой идеологии». Такой подход кардинально отличается от большинства других, пытающихся представить свои идеи Как догмы! Лично мне он приглянулся!

 

PS «Крыльям воображения, как бы заманчив ни казался полет, всегда следует предпочесть сандалии наблюдаемых фактов, медленные сандалии на свинцовой подошве.»

Фабр Ж.

                                                                                                                                               

 C уважением, Козуля Игорь Иванович  
Член Гильдии маркетологов.
Эксперт по маркетингу, MBA.
http://kii08.blogspot.ru/                                                                                                         

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены