Яндекс.Метрика
РЕЦЕНЗИИ ЧЛЕНОВ ГИЛЬДИИ

Рецензия на учебное пособие: С.А. Шапиро, Е.К. Самраилова, Н.А. Говорова «Маркетинг персонала», М.: КНОРУС, 2018

Рецензия на учебное пособие: С.А. Шапиро, Е.К. Самраилова, Н.А. Говорова «Маркетинг персонала», М.: КНОРУС, 2018

Данное учебное пособие представляет из себя интересную попытку переосмысления функций и задач кадровых служб предприятий с точки зрения маркетинга.

Авторы учебного пособия убедительно продемонстрировали необходимость получения маркетинговых знаний специалистами по управлению персоналом.
Под маркетингом персонала авторы прежде всего понимают «технологию управления», направленную на «покрытие потребности в персонале». Таким образом, маркетинг персонала рассматривается достаточно узко – как маркетинг закупок трудовых ресурсов. А также – как продвижение и «продажа» бренда работодателя потенциальным кандидатам и уже существующим работникам, которые определяются как внешние и внутренние целевые аудитории.


Учебное пособие вряд ли следует рекомендовать в качестве учебника по маркетингу, но оно будет полезно в качестве вспомогательного материала в рамках учебных дисциплины «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности» и «Реклама в отраслях и сферах деятельности».

Одним из ключевых преимуществ данного учебного пособия можно назвать то, что авторы обратились к весьма редко освещаемой, но очень важной теме маркетинга закупок.

«Слабым местом» учебного пособия является недостаточное владение маркетинговой методологией, возможно связанное с тем, что в коллектив авторов не вошёл ни один специалист по маркетингу.


В результате в предлагаемой авторами версии «маркетинга персонала» отсутствует связь с маркетинговой стратегией фирмы. А «маркетинговая» роль сотрудников отделов по работе с персоналом сводится к решению операционных задач, без учёта стратегических последствий.

Нечётко определён комплекс маркетинга. Под «товаром» авторы понимают «рабочую силу» (с.16), а под «продуктом» - «должность с её специфическими правами и обязанностями» (с. 20). Ни слова не говорится о каналах дистрибьюции. Непонятно, как формируется дополнительная ценность.

Авторы не оперируют таким понятием, как цепочки формирования ценностей и не объясняют, каким образом квалифицированные сотрудники предприятия создают ценность для клиентов фирмы, каким образом они повышают привлекательность бренда в целом.

«Границы рынка», на котором осуществляется «маркетинг персонала», по мнению авторов, совпадает с границами рынка труда. А под имиджем бренда подразумевается исключительно имидж HR-бренда. Такой селективный, сфокусированный подход имеет право на существование. Однако в таком случае было бы интересно узнать о том, какие маркетинговые подходы, и маркетинговые инструменты используют субъекты рынка, в том числе, кадровые агентства, консалтинговые фирмы, тренинг-центры, специализированные информационные порталы и т.д. Но в учебном пособии эти субъекты лишь упоминаются и ничего не говорится об их маркетинговых стратегиях.


Ещё одним недостатком является отсутствие в учебном пособии практических примеров.

Но при всех высказанных выше замечаниях, учебное пособие хорошо структурировано, мысли авторов изложены чётко.


Иванюшин Дмитрий, член Совета Гильдии Маркетологов, координатор PR-комитета, преподаватель Кафедры маркетинга и рекламы Факультета рекламы и связей с общественностью Российского Государственного Гуманитарного Университета. 15.08.2019

Иванюшин Дмитрий