Автор: Д. А. Шевченко — доктор экономических наук, профессор, почетный член Гильдии Маркетологов, эксперт рекламы Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР).
Настоящее учебное пособие посвящено проблемам управления фандрайзингом образовательной организации: детского сада, школы, колледжа, вуза. На конкретных примерах представлена практика и основные принципы управления фандрайзингом в образовательных учреждениях. Раскрываются правовые механизмы регулирования привлечения пожертвований в образовательную организацию и реальные кейсы управления этим процессом.
В учебном пособии подчеркивается ведущая: рель руководителя образовательной организации, Попечительского совета, представлены эффективные методы и способы работы с целевыми группами благотворителей: родителями, выпускниками, студентами, органами власти, фондами и другими донорами фандрайзинга.
Для руководителей и менеджеров образовательных организаций, преподавателей, педагогов и студентов, обучающихся по дополнительным профессиональным программам.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1. ФАНДРАЙЗИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ
1.1. Благотворительная деятельность и фандрайзинг
1.2. Субъекты фандрайзинга
1.3. Критерии благотворительности
1.4. Маркетинг фандрайзинга: благотворительная услуга
2. ПРАВОВЫЕ ИСТОЧНИКИ И МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Конституция РФ
2.2. Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
2.3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
2.4. Гражданский кодекс РФ
2.5. Налоговый кодекс РФ
2.6. Устав образовательной организации
2.7. Попечительский совет. Родительский комитет
3. ПРИНЦИПЫ ФАНДРАЙЗИНГА
3.1. Принцип законности пожертвований
3.2. Принцип конфиденциальности и добровольности
3.3. Принцип гласности и непринуждения к привлечению средств
4. НАРУШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ ФАНДРАЙЗИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
4.1. Нецелевое использование средств пожертвований
4.2. Нарушение законности и открытости
4.3. Принуждение родителей к платежам
4.4. Навязывание фиксированных сумм пожертвований
4.5. Нарушение принципа добровольности
4.6. Нарушение общедоступности и бесплатности образования...
4.7. Можно ли выиграть суд у родителей?
5. ПРАВОВОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1. Организация и управление благотворительной деятельностью
5.2. Порядок привлечения добровольных пожертвований
5.3. Создание пакета документов
5.4. Алгоритм создания Попечительского совета
5.7. Формирование и работа штаба/команды образовательной организации по привлечению пожертвований
6. МАРКЕТИНГОВЫЙ МЕХАНИЗМ ФАНДРАЙЗИНГА
6.1. Маркетинг образовательной организации
6.2. Целевая аудитория фандрайзинга
6.3. Фандрайзинг — это социальный маркетинг
6.4. Фандрайзинг — это обмен ценностями
6.5. Принятие решений о пожертвовании
6.6. Маркетинг партнерских отношений и внутренний маркетинг
7. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ ФАНДРАЙЗИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: РОДИТЕЛИ
7.1. Родители
7.2. Родственники
7.3. Родители-бизнесмены. «Клиентский список»
7.4. Методы воздействия на богатых родителей
7.5. План проведения мероприятия/проекта
7.6. Выгодные условия привлечения пожертвований
7.7. Несогласный родитель
7.8. Фиксированность суммы пожертвований вызывает протест
7.9. Регулярность оказания и планирование пожертвований
7.10. Примеры проектов благотворительности
7.11. Формы взаимодействия образовательных организаций с жертвователями
7.12. Три темы, которые вызывают отклик у родителей и готовность платить
7.13. Учащиеся имеют возможность влиять на родителей и доноров
8. ВЫПУСКНИКИ
8.1. Выпускники и выпускники
8.2. Выпускники поддерживают и участвуют в проектах
8.3. Ассоциации выпускников
9. ВОЛОНТЕРЫ И ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
9.1. Принципы волонтерского движения
9.2. Волонтерское движение учащихся — отдельная тема для понимания фандрайзинга
10 .ОТНОШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
С ВЛАСТЬЮ, КОММЕРЧЕСКИМИ И НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ (НКО)
10.1. Участие государственных, муниципальных органов власти в поддержке благотворительной деятельности
10.2. Участие коммерческих организаций в благотворительной деятельности
10.3. Отношения образовательной организации с некоммерческими организациями (НКО)
11. ЭНДАУМЕНТ. ФОНД ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА ВУЗА.
11.1. Правовой механизм работы эндаумент-фонда
11.2. Методы привлечения партнеров к участию в эндаумент-фонде
12. ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ФАНДРАЙЗИНГА
12.1. Поколение «Y» и поколение «Z»
12.2. Интернет-коммуникации на службе благотворительности.
12.3. Отдельная проблема — это сайт образовательной организации
12.4. Причины торможения развития современных методов передачи информации
12.5. Основные критерии оценки сайта
12.6. Принципы клиент-ориентированного маркетинга образовательной организации в виртуальном мире
12.7. Целевая аудитория образовательной организации в Интернет
12.8. Оптимальная контентная структура сайта образовательной организации
12.9. Благотворительность и проблема обратной связи. Активность образовательной организации в социальных сетях — SMM
12.10. Краудфандинг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСТОЧНИКИ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Шевченко Дмитрий