Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Взяток стало меньше?

Взяток стало меньше?

ИГОРЬ Березин
Партнер консалтинговой компании Semperia M&S,
Ведущий консультант исследовательского холдинга «Ромир»,
Президент Гильдии Маркетологов

В середине июня многие электронные СМИ живенько обсуждали представленный Фондом «Общественное Мнение» (ФОМ) Минэкономразвитию отчет об исследовании „бытового“ т.е. не связанного с хозяйственной деятельностью юридических лиц взяточничества в России в 2010-м году. При этом, практически все комментарии крутились вокруг одного единственного показателя – среднего размера взятки. Который в 2010-м году вырос почти в два раза (а точнее – на 90%) по сравнению с 2005-м годом, когда ФОМ проводил аналогичное исследование. И составил 5285 рублей, против 2780 рублей пятью годами ранее. И на основании этой „красивой“ цифры делался безапелляционный вывод о росте бытовой коррупции в России, драматическом ухудшении ситуации в этой сфере, и т.д., и т.п.

По не совсем понятной причине практически всеми СМИ были проигнорированы, содержащиеся в том же материале данные, о том, что за пять лет количество коррупционных сделок, выявленных исследовательским аналитическим путем, сократилось в 1,5 раза – с 46 миллионов случаев в 2005-м году, до 31 миллиона – в 2010-м. Какой-никакой, а все же прогресс! Цифра же в 31 миллион бытовых взяток за год потрясает воображение и вздымает возмущение только при самом первом, причем поверхностном и беглом взгляде. Судя по данным все того же исследования, «теоретические» знания о том, как давать взятки мелким бюрократам, а также – гаишникам, врачам и милиционерам (до марта 2011-го года они назывались так) имеют чуть ли не 90% россиян. А четверть наших сограждан имеют и практический опыт взяткодательства. Получается, что россияне, которые прибегают к такому способу решения вопросов (а здесь надо еще раз повторить – это примерно четверть всех взрослых), решают свои бытовые вопросы с помощью дачи взятки один раз в год. Хочется верить, и здравый смысл, а также элементарный потребительский опыт подсказывает, что так оно и есть, россияне сталкиваются с необходимостью решения подобных вопросов гораздо чаще. В 5, а то и в 10 раз чаще. С одними только гаишниками / гибддшниками активные автомобилисты (а это более 20 миллионов человек) имеют дело едва ли не ежемесячно. И в 4-х случаях из пяти, а то и в 9-ти случаях из десяти при решении этих вопросов обходятся без взятки. Так что разговоры о том, что в бытовой сфере ничего без взятки решить невозможно – это не более, чем миф.

И никому в голову не пришло сопоставить цифры по взяткам с другими макроэкономическими показателями. Объемом ВВП, инфляцией или средней заработной платой в стране. По данным ФОМ совокупный объем бытовых взяток вырос за пять лет на 27% и составил 164 млрд. рублей, против 129 млрд. в 2005-м году. Конечно, прискорбно, что номинальный объем бытовой коррупции за пять лет вырос, а не сократился. Но, нельзя не отметить, что инфляция на потребительском рынке за эти пять лет значимо превысила 50%. Т.е. если мы пересчитаем 164 млрд. коррупционных рублей 2010-го года в постоянные цены 2005-го года, то получится сумма, едва превышающая 100 млрд. рублей. Это означает, что в «постоянных ценах» объем коррупционных платежей (в бытовой сфере) сократился на 15-20%. Теперь по-другому. Номинальный объем российского ВВП в 2005-м году составил 22 триллиона рублей. Объем бытовой коррупции по отношению к ВВП в 2005-м году составил 0,59%. Номинальный объем российского ВВП в 2010-м году составил 44 триллиона рублей. Около 15% реального роста за пять лет (включая снижение на 8% в 2009-м году) и более 65% инфляционного роста. Но, сейчас мы не об этом – говорим о номинальных показателях. Объем бытовой коррупции по отношению к ВВП в 2010-м году составил 0,37%. Снижение доли совокупного объема бытовой коррупции в ВВП более чем на треть! И третий подход – совсем простой. В 2005-м году средняя бытовая взятка (2780 рублей) составляла 32,5% от средней заработной платы (8550 рублей в месяц), а в 2010-м – 25% (5285 и 21050 рублей, соответственно). Снижение соотношения между средней взяткой и средней зарплатой почти на четверть за пятилетку.

Все статистические данные приводятся по Росстату (постоянная погрешность). Все данные по взяткам – исследования ФОМ (единая методика, сопоставимая погрешность).

Все сказанное выше ничуть не оправдывает ни самих взяточников, ни взяточничество / коррупцию, как негативное социальное явление. Автор не призывает отказаться от борьбы с коррупцией, в т.ч. – в бытовой сфере. Не пытается приуменьшить вред, наносимый этим безобразным явлением нашему обществу, и вообще выступает за все хорошее, против всего плохого. Просто хочется обратить внимание на то, что цифры, представленные ФОМ (к которому автор вообще не имеет никакого отношения) свидетельствуют скорее об улучшении ситуации с бытовой коррупцией, а не об ухудшении, как это попытались представить некоторые электронные СМИ.

Первоисточник: http://vz.ru/news/2011/6/14/499304.html

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены