Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

Выход российских вузов на международный рынок образовательных услуг

Выход российских вузов на международный рынок образовательных услуг

(на примере Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова)

М.Ю. Лайко, д.э.н., проф.; О.В. Сагинова, к.э.н., доц., Д. Фэруэзер, РЭА им. Г.В. Плеханова

Глобальная деревня

Экономические процессы глобализации и интернационализации пронизывают все виды деятельности, в том числе и образование. Менеджер дочерней компании швейцарской корпорации «Nestle» в Москве, бельгиец по национальности, имеет диплом голландского университета и степень магистра американской бизнес школы. Европейский Союз разработал специальные стипендии и программы, стимулирующие студентов ехать учиться за пределы своей страны. В ведущих вузах Великобритании, США, Канады до 80% студентов составляют иностранные граждане.

Современные технологии, бурное развитие дистанционного обучения сделали национальные границы абсолютно прозрачными для образовательных услуг. Группа МВА в известном колледже менеджмента Хенли (Великобритания) объединяет менеджеров среднего и высшего звена, работающих по всему миру — от Гонконга до Южной Африки. Они выполняют групповые проекты, не покидая своего офиса, общаясь с однокашниками и преподавателями через Интернет и специально созданную в Хенли систему электронного образования. Эти примеры можно продолжать, приводя все новые факты, подтверждающие существования единого мирового образовательного рынка, где вузы самых разных стран предлагают свои продукты и услуги всем студентам сразу, не ограничивая себя национальными границами. Знаменитые рейтинги Financial Times лучших бизнес школ теперь включают не только вузы США, но и Канады, Испании, Франции, Великобритании. Работодатели во многих странах Европы все больше внимания при приеме на работу выпускников вузов обращают внимание на опыт учебы, жизни и работы за рубежом, поскольку это свидетельствует об адаптивных возможностях кандидатов, широте кругозора, навыках общения с представителями разных культур.

Не обошли эти процессы и Россию. Свидетельство тому — проводимые в Москве и других крупных городах нашей страны международные ярмарки программ МВА, целевые программы финансовой помощи ведущих европейских бизнес школ (испанской IESE, французской INSEAD, английской LBS) и голландского банка ABN-AMRO для российских студентов, зачисленных на программы МВА указанных школ. Здесь же можно упомянуть программы целого ряда американских, голландских и английских университетов и бизнес школ, предлагаемые в России через московские вузы. А это значит, что желают того российские вузы или нет, готовы они к этому или нет, отдают себе отчет в происшедших изменениях или нет, но все они работают в условиях международной конкуренции. Они борются за абитуриентов не только с другими российскими вузами, но и с зарубежными вузами или их посредниками, предлагающими на российском рынке свои образовательные программы. И чем стабильнее будет выглядеть в глазах иностранных инвесторов ситуация в России, тем интереснее будет российских рынок образования для зарубежных вузов. А поскольку это так, стоит позаботиться о готовности каждого вуза к достойному участию в этой конкурентной борьбе.

Российским вузам на этом пути приходится преодолевать сложившиеся у зарубежных коллег стереотипы восприятия российского образования как чересчур теоретического, математизированного, не ориентированного на практическое применение полученных знаний, где контроль знаний поставлен формально, что позволяет студентам свободно списывать на экзаменах, а плагиат в курсовых и дипломных работах не считается чем-то зазорным.

В настоящей статье мы попытаемся кратко сформулировать основные критерии готовности вузов к работе на международном рынке, используя в качестве примера опыт Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова.

Пожалуйте к международной конкуренции

Критики активного развития международных межвузовских связей и введения в российских вузах международных образовательных программ в качестве основного аргумента указывают на национальную специфику образования. Действительно, какую бы траекторию обучения не выбрал студент, в каждый конкретный момент своего обучения он выполняет требования определенного вуза, являющегося частью национальной системы высшего образования. Эта системы характеризуется разными сроками обучения, требованиями к абитуриентам, системой квалификационных экзаменов, наполнением учебных программ, системой оценок и т.д. Однако все чаще можно наблюдать примеры интернационализации как содержания, так и организации высшего образования. Европейские страны ввели единую систему учета нагрузки студентов — ECTS (Европейскую систему перевода кредитов), позволяющую учитывать периоды обучения за рубежом. Практически во всех европейских странах перешли на двухуровневую систему высшего образования — бакалавр — магистр. Международные организации стремятся выработать единые критерии дипломов о высшем образовании. Так, efmd (Европейская организация развития менеджмента) предложила классифицировать магистерские дипломы следующим образом:

Диплом магистра наук в области менеджмента — результат обучения по программе, предлагающей обладателям бакалаврских дипломов общую подготовку по основным вопросам управления предприятием, без специализации в той или иной области. Эти программы не требуют предшествующего опыта практической работы, обучение можно продолжить сразу после программы бакалавра.

Диплом магистра наук в специальной области (финансов, маркетинга, логистики и т.д.) — результат обучения по программе, предлагающей обладателям бакалаврских дипломов углубленное изучение одной из функциональных областей управления предприятием. Эта подготовка схожа с российскими программами дипломированного специалиста и не требует предшествующего опыта практической деятельности, но предусматривает более высокие ( «магистерские») требования как к содержанию, так и к организации обучения..

Диплом магистра (или мастера) делового администрирования — результат обучения по программе, обязательно предусматривающей опыт практической работы на управленческих должностях не менее 2-3 лет и готовящей слушателей к работе на средних и высших должностях в управлении различными компаниями и организациями.

Как видно по этой классификации, российская система подготовки специалистов с высшим образованием по направлению «Экономика» может вполне вписаться в предлагаемую международным образовательным сообществом структуру, перейдя на двухуровневую систему и проведя четкое различие между программами, предлагающими продолжение высшего образования на новом уровне, и программами, которые для продолжения образования требуют определенного практического и жизненного опыта.

Мы и сами с усами

Не все страны имеют свои национальные образовательные стандарты в виде обязательных требований к длительности, трудоемкости и содержанию образовательных программ, классификатору специальностей, как это существует в России. Такой стандарт, накладывая несомненные ограничения на действия вуза, тем не менее, имеет существенное преимущество — гарантирует определенные обязательный уровень и качество подготовки. Национальный образовательный стандарт предоставляет вузу достаточно широкую свободу действия по целому ряду направлений, которую следует использовать для сближения с существующими международными нормами и стандартами, чтобы гармоничнее вписываться в международный рынок образовательных услуг.

Анализ и сопоставление российских и зарубежных программ по направлению «Экономика» бакалаврского и магистерского уровня, проведенный в РЭА, показал, что при более фундаментальной подготовке в общеобразовательных и математических дисциплинах, программы российских вузов существенно недобирают прикладных дисциплин, отличаются в трактовке базовых курсов, соотношении аудиторной и самостоятельной нагрузки студентов. Простой пример, мы под „экономикой“ понимаем весь комплекс дисциплин, описывающих экономическую деятельность. Сюда мы относим экономику предприятий и отраслей, маркетинг, коммерцию, финансы, учет и т.д. На Западе „экономика“ означает исключительно экономическую теорию, макро и микроэкономику и эконометрику. Все остальное относится к „менеджменту “ или „бизнесу“. Непонимание этого порой сильно затрудняет обсуждение программ с зарубежными партнерами. Еще одна важная для западных вузов и малопонятная для российских сфера образования — деловое администрирование и управление бизнесом. В западном понимании — это управление всеми ресурсами предприятия — финансовыми, производственными, человеческими — и реализация его функций. Поэтому английский университет может предлагать программу бакалавра экономики как на экономическом факультете, так и в своей бизнес школе. Отличаться эти программы будут ориентацией на экономику в первом случае и бизнес во втором. Многие же российские вузы предвзято относятся к бизнес школе как образовательной единице, считая ее неким средним профессиональным училищем.

Приведенными примерами мы хотели бы подчеркнуть важность и необходимость, во-первых, понимать существующие различия в подходах к высшему образованию, а во-вторых, при сохранении национальной специфики все-таки использовать стандартные международные определения и подходы к образовательным программам и дисциплинам.

От сессии до сессии

Спросите любого студента, проучившегося какое-то время за рубежом, о том, что его больше всего поразило, и он прежде всего упомянет иную систему организации учебного процесса. И здесь российским вузам есть чему поучиться у зарубежных партнеров. Это, например, модульная система организации обучения, когда студент не осваивает одновременно по 12-15 разных дисциплин в течение полугода, а потом сдает весь объем материала по этим дисциплинам в течение 2-3 недель. При такой организации учебного процесса и получается, что «от сессии до сессии живут студенты весело», а потом за несколько ночей авральным методом проглатывают материал, чтобы донести его до зачета или экзамена и забыть не следующий же день. Модуль же предполагает освоение одновременно лишь одной дисциплины, сдача экзамена по ней и затем переход к другой. Модули могут быть организованы параллельно, но их число обычно не превышает 3-5 в течение конкретного периода времени. При такой системе обучения исчезает понятие сессии, поскольку контроль знаний осуществляется в конце каждого модуля, который может длиться от 2-3 недель до 2-3 месяцев. Модули могут группироваться в блоки по 6-8 недель, в конце которых проводятся экзамены по модулям данного блока.

Тяните билет, пожалуйста

Все формы итогового контроля в большинстве зарубежных вузов проводятся в виде письменных работ. Использование письменных экзаменационных работ на ряде факультетов РЭА показало несомненные преимущества такого метода: объективность и аргументированность оценки; включение в экзамен всех разделов данного курса, а не только любимых вопросов конкретного преподавателя; единые требования для всех студентов, независимо от их активности на семинарах и благорасположения к ним данного преподавателя. Есть у этого метода контроля и определенные трудности, из-за которых далеко не все преподаватели с готовностью его используют. Это существенные изначальные затраты времени и сил, которые требуются для разработки экзаменационных заданий, а также трудоемкий процесс их проверки. Но, проделав эту работу однажды, преподаватель получает формат экзамена, который затем может легко обновляться и перестраиваться. Проведение экзамена становится простым техническим заданием, с которым может справиться любой преподаватель или представитель администрации. Процесс проверки, как показывает практика, можно также облегчить, если разработать четкие критерии правильных ответов. Это не только позволит выставить дифференцированные оценки, но и ясно объяснить студентам их ошибки и недоработки.

Из уст в уста

Существенным отличием учебного процесса в российских вузах является высокий абсолютный показатель аудиторной нагрузки в неделю и значительная доля контактных часов в общем объеме часов на данную дисциплину. Она частенько составляет до 70%, а учитывая, что самостоятельная работа существует только в виде цифры часов на бумаге и никак не организована, единственным средством обучения становится личная беседа преподавателя со студентами, как в допечатный период, когда знания передавались из уст в уста. При такой системе показатель числа студентов на одного преподавателя, которым козыряют некоторые вузы, мало что значит. Ведь, даже организовав индивидуальное обучение, мы не повысим его качество, если студент будет работать только в присутствии преподавателя. Все уже поняли, что научить специалиста всему, что ему понадобится в будущем, невозможно, а при преобладании контактных часов у студентов не вырабатываются навыки самообразования, они не научаются учиться.

Модель реальной жизни

Прекрасным международным опытом в этой области является использование проектов, как индивидуальных, так и групповых. Прочитав рекомендуемые главы в учебнике и прослушав краткие (!) пояснения преподавателя по самым сложным вопросам темы, студенты получают задание, сформулированное таким образом, чтобы вынудить их применить полученные знания, найти и проанализировать необходимую дополнительную информацию, изложить результаты анализа по четкому формату ясно и логично. Интересным в этой связи является задание типа «эссе», когда студенту вопрос формулируется так, чтобы на него нельзя было ответить, просто открыв учебник. Как минимум потребуется открыть несколько учебников и сопоставить имеющийся там материал.

Заметим, что и проекты, и эссе студенты выполняют не в аудитории, а в режиме самостоятельной работы, что позволяет сократить число аудиторных часов, контактных часов преподавателей, загрузку аудиторного фонда. Одновременно такая организация учебного процесса требует свободного доступа студентов к источникам информации, увеличения компьютерного парка вуза, умения преподавателя те только излагать написанное в учебнике, а ставить проблемные вопросы, консультировать отдельных студентов и группы, быть осведомленным о всех новинках литературы в своей области, иметь практический опыт в этой отрасли или привлекать специалистов из реального бизнеса.

Переход на такую организацию образования требует психологической перестройки как студентов, так и преподавателей. Наши зарубежные коллеги часто отмечают, как российские студенты боятся сделать ошибку, каких подробных комментариев к заданию они требуют. И студентам и преподавателям нужно понять, что ошибки — это прекрасный повод проанализировать сделанную работу и научиться на этом анализе, поэтому следует стимулировать большую самостоятельность студентов, самостоятельный анализ проблемы, самостоятельное предложение вариантов ее решения, а не работу по модели с целью получения некого «правильного» ответа. Стремление российских студентов получить высокий балл превращается в самоцель, когда возникает страх ошибиться и тем самым снизить вероятность получения высокой оценки.

Учебник плюс

В этой связи отдельно следует остановиться на том, по каким учебникам российские студенты учатся экономике и бизнесу. С одной стороны, рынок вроде бы насыщен и недостатка в учебной литературе нет. Много переводных изданий, много и отечественных публикаций. Но перед преподавателем вуза, выбирающим базовый учебник для своего курса, стоит трудная задача. Переводные учебники привлекательны отработанностью теоретического материала, но даже при условии приличного перевода (что далеко не всегда встречается), приводимые в них примеры в большей части не применимы к условиям российского рынка, не знакомы и не понятны студентам. Отечественные издания, за редким исключением либо специализируются на узком аспекте той или иной дисциплины, либо представляют собой достаточно повержностный и неполный обзор материала, без практических примеров, часто грешат излишним наукообразием и написаны сложным и сухим языком. Многие вузы видят выход в подготовке своих собственных учебников, но написание учебника — процесс трудный, долгий и не особо любимый в академических кругах.

Помимо учебника в учебно-методический комплекс, как он понимается многими зарубежными вузами, входит целый ряд дополнительных материалов: книга для преподавателя с ответами на все вопросы в учебнике, методическими заметками и дополнительными материалами по темам курса; сборник тестов, которые подобраны по темам программы и сгруппированы по сложности; сборник кейсов или деловых ситуаций; видеокассета с материалами, иллюстрирующими темы курса; набор шаблонов для изготовления слайдов к лекциям; дискета с деловыми играми. К сожалению российские вузы пока могут только мечтать о подобном наборе, предпринимаются только первые попытки подготовки российских учебно-методических комплектов, практикумов и сборников кейсов.

Кроме того, работая даже по одному учебнику, преподаватели вуза редко работают командой, как это принято во многих зарубежных вузах, когда преподаватели, читающие один и тот же курс, объединяют усилия в разработке методических материалов и средств контроля, обмениваются дополнительной информацией, обсуждают вместе удачи и ошибки курса.

Образовательный сэндвич

Чередование теоретического обучения и практической работы называют за рубежом «сэндвич курсом». Будущие медики чередуют периоды теоретической подготовки с работой в клинике, будущие менеджеры гостиниц в процессе обучения работают и горничными, и официантами, и бухгалтерами, а будущие финансисты, маркетологи, управленцы изучают свою профессию только по учебникам. Спросите выпускников даже самых престижных вузов, сколько раз они были в компании, выполняли ее реальный заказ, собирали информацию о реальном предприятии, опрашивали потребителей или хотя бы моделировали все эти ситуации в деловой игре. Глава в учебнике, озвученная преподавателем на лекции и повторенная на семинаре, к сожалению остается основным приемом обучения не только в периферийных, но и в столичных вузах. Объясняют это нехваткой преподавателей с опытом работы в реальном бизнесе, отсутствием учебников с кейсами и деловыми играми на российской тематике, нежеланием компаний брать на практику студентов и поручать им реальное дело.

Однако опыт показывает, что эти преграды преодолимы. На некоторых факультетах РЭА студенты постоянно работают с реальными проектами компаний, дипломные проекты пишутся не по книжкам, а на основе конкретной проблемы реальной организации, курсовые работы студенты выполняют по заданию реального предприятия. Нормально организованная преддипломная практика, когда студенты 4-5 месяцев полный рабочий день работают в компании, выгодна и предприятию (оно получает вполне квалифицированного сотрудника с минимальной оплатой), и студенту (после такой практики не только лучше представляешь себе будущую профессию, но и с полным правом можешь записать в анкете «опыт работы — 5 месяцев»), и вузу (вот вам источник для кейсов, практических работ, деловых игр, приобщения преподавателей к реальному консультированию, источник специалистов, готовых прочитать одну-две лекций, и контакт с потенциальным работодателем, который, проверив студентов во время практики, может нескольким предложить работу после получения диплома).

Такие связи с компаниями для вуза еще и источник дополнительного дохода. Когда вы докажете способность ваших студентов качественно выполнять проекты, за них можно просить и оплату, можно проводить тренинги для персонала компании силами преподавателей вуза. Это направление деятельности вуза, называемое внешними связями и развитием, постепенно завоевываем популярность в российских вузах.

Выбираем качество

Мы уже привыкли, что вузы постоянно оценивают и сравнивают в самых разных рейтингах. Методики рейтингов учитывают разнообразные параметры — от объемов библиотечных фондов и уровня «остепененности» преподавателей, до уровня зарплат выпускников и осведомленности работодателей о программах вуза. Рейтинги призваны не только расставить вузы по ранжиру, но и сориентировать как абитуриентов и их родителей, так и работодателей относительно качества подготовки в конкретном вузе.

Многим российским предприятиям и организациям знакомы международные системы и стандарты качества ISO. Применимы эти стандарты и к образовательной деятельности, и не только эти. На международном рынке известны и используются несколько систем управления качеством образования. Проведенное в РЭА сопоставление этих систем позволило, во-первых, классифицировать их по целям, а во-вторых, выбрать с нашей точки зрения наиболее приемлемый для нас подход, соответствующий целям и задачам Плехановской академии. Не раскрывая своих стратегических секретов, остановимся на нескольких интересных всем моментах: (1) для чего нужны системы международной сертификации, (2) как выбрать подходящую вузу систему и (3) что делать, пока ее выбираешь.

Для чего компании стремятся получить сертификат ISO? Для того, чтобы продемонстрировать своим потребителям, поставщикам и партнерам соответствие неким международно-принятым стандартам, определить свое положение на рынке относительно своих конкурентов, запастись конкурентным преимуществом, которое можно предъявить. Это наиболее очевидная и как бы внешняя цель. Кроме этого предприятие получает уверенность, что система управления качеством предохранит его от сбоев, гарантирует саморегулируемость процессов. Та же картина и в образовании. Только там необходимость сертификатов и аккредитаций еще важнее, поскольку услуги по определению неосязаемы, несохраняемы, неотделимы от их производителя и нестандартны по качеству. Отсюда важно предъявить покупателям некие гарантии, позволяющие им принять решение о приобретении услуг именно этого образовательного заведения.

Выбор системы управления качеством и варианта международной сертификации качества зависит от целей и задач вуза в данный период. Новый это вуз или вуз с репутацией, стремится ли он расширить свой рынок или хочет специализироваться на одном сегменте потребителей, кто является потребителями его услуг — вчерашние школьники или высшее руководство компаний — все эти факторы определяют выбор конкретной системы международной сертификации. Сертификация «за компанию», по примеру другого вуза — не самый эффективный вариант поведения на рынке, ведь любой выбор будет сопряжен со значительными затратами времени, усилий и финансовых средств.

Пока принимается решение о том, какую систему сертификации выбрать, стоит начать работу по подготовке к сертификации вообще. В любом случае необходимо сформулировать цели, которые вы стремитесь достичь и задачи, которые вы перед собой ставите для достижения этих целей. Затем полезно проанализировать, на какие процессы разбивается ваша образовательная деятельность, кто их обеспечивает, контролирует, как ваши сотрудники понимают свои цели, задачи и должностные обязанности, какая документация существует по контролю качества этих процессов. Такая самооценка чрезвычайно полезна и подойдет для любой выбранной вами системы сертификации.

Стратегия вуза

Многочисленные аспекты разнообразной образовательной деятельности только на первый взгляд существуют сами по себе, в отрыве от других элементов. На самом деле они взаимозависимы и влияют друг на друга. Нельзя успешно провести День открытых дверей, если у руководства вуза нет стратегии развития различных факультетов и подразделений; нельзя подготовить качественную рекламную брошюру, если у факультетов нет понимания своих отличительных особенностей и конкурентных преимуществ; нельзя разработать эффективный web сайт, если не ясно, кто является целевыми потребителями услуг вуза; нельзя реализовать планомерную систему повышения квалификации преподавательского состава, если не проанализирован товарный портфель, не определены приоритетные направления развития специальностей и специализаций вуза. Этот список можно продолжать, но уже из приведенных примеров ясно, что первое, что определяет готовность вуза к международной конкуренции, это наличие бизнес стратегии вуза в целом и каждого его подразделения. Образование — это бизнес и требует маркетингового подхода. Маркетинг образования — это не только участие в выставках «Образование и карьера», публикация рекламы в СМИ и красивая вывеска на фасаде. Маркетинг начинается с осознания того, что предлагает вуз на рынке, как эти продукты и услуги отличаются от предлагаемых другими вузами; кому он предлагает свои продукты и услуги, кто является наиболее перспективным потребителем его услуг, какие изменения и дополнения следует ввести в образовательные программы, чтобы полнее удовлетворять потребности этого целевого потребителя; как наладить эффективную связь с этими потребителями, чтобы донести до них информацию о предлагаемых вузам программах; во что обходятся вузу предлагаемые им на рынке продукты и услуги, сколько они стоят, как их оценивают другие вузы, какие скидки и льготы вуз вправе предлагать; где и через кого реализует вуз свои программы, стоит ли ему создавать и развивать филиальную сеть, систему дистанционного обучения, стоит ли покупать франшизы на программы других вузов.

Для анализа этих вопросов многие зарубежные вузы создали специальные отделы маркетинга. Рекомендации, разработанные этими отделами на основе анализа рынка и возможностей вуза, ложатся в основу стратегических планов развития вуза, определяют требования и организацию приема студентов, подбора и профессиональной подготовки преподавательского состава, организации учебного процесса, выставочной и рекламной деятельности вуза, т.е. всех аспектов вузовской жизни.

Итого

Подводя итоги нашего обсуждения проблем выхода российских вузов на международный рынок образовательных услуг, следует еще раз отметить следующие важные моменты:

  • рынок образовательных услуг давно вышел за пределы национальных границ, и любой вуз действует в условиях жесткой международной конкуренции;
  • международная конкуренция в образовании пришла и на российский рынок, поэтому российские вузы должны учитывать международные стандарты образования, наряду с соблюдением национальных образовательных стандартов и сохранением преимуществ национальной системы образования;
  • использование успешного зарубежного опыта в организации учебного процесса (модульная система обучения, письменные экзамены, перенесение акцента с контактных часов на организацию самостоятельной работы, использование как можно больше реальных бизнес ситуаций и заданий, чередование теоретического обучения с практической работой) способствуют укреплению конкурентоспособности российских вузов;
  • разработка и подготовка учебно-методических комплексов, включающих помимо учебника целый ряд дополнительных материалов для преподавателей и студентов — необходимое условие качественного обучения;
  • сотрудничество преподавателей, читающих один и тот же курс, позволяет существенно разнообразить набор методических материалов и повысить качество преподавания;
  • выбор и подготовка к международной сертификации помогает вузу не только укрепить свои имидж и конкурентное положение, но и повысить эффективность и качество образования;
  • эффективная работа вуза на рынке невозможна без продуманной бизнес стратегии и маркетинга.

Сагинова Ольга