Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

vMarketing – победитель получает всё или Ода «Звёздам»

 

vMarketing – победитель получает всё или Ода «Звёздам»

 

Посвящается ВСЕМ  талантливым людям, а так же  тем, кто их всегда искренне поддерживает!

 
«Капитал пляшет под дудку таланта. Отсутствие внимания к сотрудникам со стороны компании –  больше проблема компании, чем ее сотрудников.»

Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале

 

Уважаемый читатель – наверняка, Вам что-то смутно/явно напомнил новый термин «vMarketing», встретившийся в названии статьи. Скрывать не буду – блестящую идею/алгоритм таких названий позаимствовал у Стива Джобса (кстати, крайне одарённого человека, сумевшего вокруг себя собрать команду настоящих талантов). На самом деле, всё достаточно просто, термин «vMarketing» представляет собой объединение слов  victory и marketing. Буква «M» оказывается заглавной  в слове marketing, так как одновременно является первой буквой ещё слова my.  Нет, тут не нет никакого заискивания перед иностранным языком, просто в российском варианте название смотрелось бы малопривлекательно, да ещё и с лёгким «налётом» извращённости! Теперь, когда все точки над «i» расставлены, перейдём к основному повествованию.

Многие из вас сталкивались, с пугающей своей стандартностью,   ситуацией при подборе персонала в своё подразделение/департамент/управление, заключающуюся в том, что руководство компании и «верно преданный» им HR не оставляют никакого шанса заявить доход для специалиста выше среднерыночного. Более того, стремятся ещё сэкономить порядка 10%, вычитая эти деньги от среднерыночных, при этом, не снижая весьма серьёзные требования в вакансии! Поиски специалистов при таких условиях часто затягиваются до квартала/полугода. Да и «нашедшийся» специалист, в ряде случаев, не скрывает, что легко поменяет работу, при более интересном ценовом предложении. Итог впечатляет - «недополученная прибыль» от такого рода «оптимизационных/высокоэффективных» занятий часто выражается числом с шестью нулями. Не буду далее «перегружать» читателя ситуацией в области отечественного «рекрутинга» внутри компании,  а заинтересовавшимся посоветую свою статью на E-xecutive «Какой главный смертный грех бизнеса?»
 http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1936295/.

   Вообщем,  хватит о грустном, давайте о хорошем! Вы ещё не слышите гула громадного испанского  стадиона? Тогда позвольте представить вам – «Реал Мадрид»! Этот футбольный клуб – сейчас самый прибыльный спортивный клуб в мире – суть стратегии которого  заключается в приобретении только сильнейших мировых игроков. Эта стратегия получила очень меткое название в СМИ «Галактикос». Даже для людей далёких от футбола, перечень «звёздного неба» Королевского клуба не оставит равнодушным: англичанин Дэвид Бекхэм, француз Зинедин Зидан, португалец Луиш Фигу, бразилец Роберто Карлос и многие другие. Только за одного Криштиану Роналду, носившего в тот момент звание «Игрок года»,  в 2009 года клуб раскошелился на целых 125 МЛН $.   Не так давно, я работал Директором по маркетингу на рынке банковского оборудования, так вот, для сравнения,  – трансферт Криштиану Роналду стоил более 50% всего ОБЪЁМА РЫНКА банковского оборудования РФ в 2013 году! Впечатляет? Но речь не только об этом!  Ведь крупным «куском пирога» в доходах успешного клуба являются и все околофутбольные мероприятия, распространение клубной символики, рекламные мероприятия и пр. Предлагаю обратиться к «неумолимой» статистике (по понятным причинам нелюбимой в нашей стране). Сезон 2000/2001 завершился с прибылью 125 млн $,  сезон 2005/2006 – с прибылью 355 млн. $ и наконец в 2010 уже 600 млн. $. И не забывайте «звёзды» притягивают «звёзды», а ещё больше тех, кто изо всех сил стремиться ими стать!  Кстати, весьма похожей стратегии придерживаются очень богатые владельцы футбольных клубов: шейх Мансур – «Манчестер Сити» и Роман Абрамович – «Челси». Несомненно, данная модель успешного бизнеса не единственная, но при её разумном применении вкусные плоды не заставят себя ждать или vMarketing вперёд!

Было бы однозначно неправильно, не рассмотреть более глубокую теорию данного вопроса. Тут нельзя не упомянуть о нашумевшей в своё время книге Криса Андерсона «Длинный хвост. Новая модель ведения бизнеса». Суть феномена «Длинного хвоста» проста: «Спрос на малоизвестные продукты обладают настолько малым спросом, что их производство и распространение становится бессмысленным. Но если взять сумму продаж всех малоизвестных товаров, то она  во много раз превысит стоимость хитов». Эта теория вначале нанесла серьёзный удар по отточенной системе «звёзд», блокбастеров, хитов, бестселлеров и пр. Даже тогдашний CEO Google Эрик Шмидт, поместил свой однозначный отзыв на обложки книги, смысл которого заключался в том, что убеждения автора «глубоко влияют на стратегическое видение Google». Правда, впоследствии,  несколько изменил свою точку зрения. Компания Netflix пошла ещё дальше и гордо именовала себя «компанией «длинного хвоста». Являясь ярым поклонником визуализации, традиционно привожу изображение принципа «длинного хвоста» на Рис 1. (истинного автора этой показательной диаграммы установить не смог, но он проделал замечательную работу)

  

Рис.1 Теория «длинного хвоста»

Андерсон делает весьма смелый и неутешительный прогноз, что потребление со временем будет перемещаться из головы в хвост. Хвост же в свою очередь будет «разрастаться»  как у радиационно заражённого удава и в длину и ширину. Андерсон даже употребляет такой эпитет по отношению к потребителю, что «его разметёт во все стороны», когда рынки будут дробиться, дробиться и снова дробиться.

Опять пришло время вернуться к родному отечественному рынку. Возьмём «бесконечный» процесс, уже набивший оскомину многим маркетологам – оптимизация «ассортиментного портфеля». С каждым годам появляются всё новые вариации анализов, в основе большинства из которых заложены алгоритмы ABC и XYZ анализ, а ещё лучше их совмещённой версии (Рис. 2). Да что там говорить, первоисточник вообще уходит в 1897 году, когда Вильфредо Парето вывел замечательную закономерность, описанную самим автором как: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20%»

 

                       

Рис.2 Совмещённый ABC-XYZ анализ

 

А теперь предлагаю «слегка позаниматься» математикой с принципом Паретто, в результате чего получим, что 5% ассортимента компании даёт БОЛЕЕ 60% продаж (в данном случае сразу хочу сделать оговорку, что ассортимент компании широк). Что же мы наблюдаем на самом деле. Руководство компании требует от маркетологов постоянного напряга мозгов для изобретения способов/акций/мероприятий по продаже «длинного хвоста», при этом с непростительным попустительством относится к «голове». Распыление сил маркетингового подразделения часто является прямой противоположностью изображения «длинного хвоста». Упущенная выгода на лицо. Вот и продолжается бесконечная история про старые тапки, которые жалко выбрасывать, хотя в шкафу стоит новая пара или чемодан без ручки. Куда правильнее применить  стратегию «локомотива», когда максимально обеспеченное «тяговое устройство» везёт целый состав.

А теперь Голливуд или точнее киноиндустрия и киностудия Warner Bros. Entertainment! Компания взяла курс на выпуск «фильмов – событий» до 5-ти кинолент в год. Так же был взят ориентир на «четырёхквадрантные» фильмы (фильмы «для всех», с квадрантами: мужчины до 25 лет, мужчины старше 25 лет, женщины до 25 лет и женщины старше 25 лет). Суммы на производство и маркетинг блокбастера в разы, а иногда и на порядок  превышает стоимость «обычной» картины. В 2010 году только общемировые кассовые сборы Warner составили почти 5 млрд $. Разберём этот момент более подробно – в том же году компания выпустила 22 фильма, при этом затратив на производство 1.5 млрд. $ и 700 млн $ на продвижение. А вот теперь – ВНИМАНИЕ!  Третья часть производственного бюджета ушла всего лишь на три фильма «Гарри Поттер и дары смерти. Часть 1» , «Начало», «Битва титанов» с цифрами 250, 175, 125 млн. $. Тут конечно нельзя не сказать, про «недалеко ушедший» от них «Секс в большом городе- 2» за 100 млн. $. Совершенно понятно, что чем крупнее проект, тем выше класс задействованных талантов, умопомрачительные визуальные эффекты, декорации и пр. Сюда следует добавить ситуацию съёмки по бестселлеру или задействование популярного персонажа, значительно «истощающую» бюджет. А вот теперь дошла пора до «длинного хвоста», только теперь он будет выглядеть несколько иначе (см. рис.3). Разница весьма разительна и показательна. В данном случае вывод однозначен: «Самые крупные капиталовложения в фильм стали и наиболее прибыльными», чётко проиллюстрировав так называемый подход «тентполов» (дословно – опорная стойка палатки) - когда работа проходит под девизом «Победитель получает всё!», Подозреваю, что читатель может спросить с недоверием: «Хорошо в 2010 получилось, а как же в другие годы?». За период 2007-2011 гг. кинокомпания выпустила  119 фильмов. Из них на 5% фильмов  пришлось 20 расходов на производство и 25 % (четверть) общей суммы доходов, а на 10% пришлось 33% бюджета и 40% доходов!


 

 

Рис 3. Расходы и доходы по фильмам Warner 2010 г. (A. Elberse)

 

«Ну, у киноиндустрии свои законы», - скорее всего, скажите Вы. Что ж, тогда продолжу приводить примеры – мировой издательский бизнес. Известное издательство Grand Central в 2006 году показало следующие результаты: на лучшие 10% книг приходится 64% затрат, 72 % чистой выручки  и просто «нескромный» процент  прибыли! Самая дорогая книга обошлась в 7.5 млн $ , а чиста выручка от продажи составила 11.6 млн $! Теперь на очереди музыкальная индустрия. Тут вообще можно схватится за голову, так как в 2011 году на 0.001% от восьми миллионов треков пришлось 15% продаж! Да, факты вещь крайне упрямая и заставляет ещё раз задуматься о пользе vMarketing. Про ситуацию с гонорарами известных актёров, музыкантов, спортсменов можно писать большие книги, но факт остаётся фактом: «Чтобы заработать много – нужно вложить немало!»

Возможно, кто-то усмотрел в статье неоднозначную аналогию с подходом Джека Траута, так эффектно представленном в его эпохальной книге «Маркетинговые войны». Возможно, вы правы. Да что сказать, подход великого маркетингового гуру прошёл проверку временем, за редкими исключениями. В любом случае – маркетинг это арена сражения и чем искуснее и закалённее будут ваши воины, чем лучше вооружены, чем стратегия битвы будет лучше продумана – тем успех очевидней и victory громче!

В заключении хотел бы снова вернуться к началу статьи. Никогда не бойтесь талантливых сотрудников, а лучше получайте максимальную синергию от взаимодействия. Конечно не стоит рассматривать подход в стиле vMarketing как панацею от всех бед, но и пренебрегать им так же недальновидно. Жизнь даётся раз использовать этот шанс нужно на «полную катушку». И помните, талант нужно развивать не только у себя, но и помогать другим! Настоящий талант соперничества не боится, а настоящий победитель, как видите,  получает ВСЁ!

 

PS «Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в возможность добиться чего-то значительного в жизни. Эта черта свойственна мелким душонкам…»

Марк Твен

                                                                                                                                               

 C уважением, Козуля Игорь Иванович  
Член Гильдии маркетологов.
Эксперт по маркетингу, MBA.
http://kii08.blogspot.ru/                                                                                                         

Козуля Игорь