|
ПУБЛИКАЦИИ 
Тенденции последних лет на московском рынке образовательных услуг: информация к размышлениюТезисы выступления А.П. Панкрухина на научно-практическом семинаре 'Организация и проведение маркетинговых исследований на рынке образовательных услуг'.
Каковы современные тенденции развития рынка образовательных услуг? Как чув-ствуют себя спрос и предложение на этом рынке, как ведет себя цена образовательных услуг?
Общеизвестно, что тон здесь задает столица. Продолжающийся (прежде всего в связи с развитием в Москве новостроек) небольшой рост количества государственных дневных общеобразовательных школ (за два года — 1,7%) происходит на фоне даль-нейшего сокращения численности учащихся (на 6%). Эта тенденция, в свою очередь, ведет к сокращению числа учителей, правда, несколько более медленному (почти 5%). Отсюда понятно, что педагогическая нагрузка немного снижается, но не стоит предпо-лагать, что такая ситуация немедленно ведет к повышению качества педагогического процесса (см. табл. 1). Исключение составляют учителя английского языка и физиче-ского воспитания: их нехватка в Москве наиболее существенна, особенно в сравнении с другими «предметниками».
Таблица 1. Государственные дневные общеобразовательные школы г. Москвы
|
1999/2000 уч. г. |
2000/01 уч. г. |
2001/02 уч. г. |
2001/02 уч. г. в % к 1999/2000 уч.г. |
2001/02 уч. г. в % к 2000/01 уч.г. |
Число государственных общеобразовательных школ |
1547 ед. |
1568 ед. |
1573 ед. |
101,7% |
100,3% |
Численность учащихся в них |
1027,7 тыс. чел. |
997,5 тыс. чел. |
966,4 тыс. чел. |
94,0% |
96,9% |
Численность учителей |
75,1 тыс. чел. |
72,8 тыс. чел. |
71,4 тыс. чел. |
95,1% |
98,1% |
|
Стабилизировалось количество негосударственных общеобразовательных школ в столице. А вот численность в них как учащихся, так и педагогических работников за-метно возросла: за два года — на уровне 15%. Одновременно это свидетельствует о ста-билизации здесь соотношения «учитель — ученики» (см. табл. 2).
Таблица 2. Негосударственные общеобразовательные школы г. Москвы
|
1999/2000 уч. г. |
2000/01 уч. г. |
2001/02 уч. г. |
2001/02 уч. г. в % к 1999/2000 уч.г. |
2001/02 уч. г. в % к 2000/01 уч.г. |
Число негосударственных общеобразовательных школ |
122 ед. |
119 ед. |
121 ед. |
99,2% |
100,3% |
Численность учащихся в них |
10,9 тыс. чел. |
11,4 тыс. чел. |
12,6 тыс. чел. |
115,6% |
110,5% |
Численность педагогических работников |
4,2 тыс. чел. |
4,4 тыс. чел. |
4,8 тыс. чел. |
114,3% |
109,1% |
|
Что касается средних специальных учебных заведений столицы, то продолжаю-щееся сокращение их численности (за два года — почти на 5%) происходит на фоне ма-ятникового изменения количества студентов в них (сокращение на 2% в начавшемся учебном году в сравнении с предыдущим при общем росте за два года почти на 5%) и дальнейшего сокращения численности штатных преподавателей (за два года — на 5,6%). При этом основное сокращение педагогов пришлось на 2002 г. (см. табл. 3).
Таблица 3. Средние специальные учебные заведения г. Москвы
|
1999/2000 уч. г. |
2000/01 уч. г. |
2001/02 уч. г. |
2001/02 уч. г. в % к 1999/2000 уч.г. |
2001/02 уч. г. в % к 2000/01 уч.г. |
Число средних специальных учебных заведений |
142 ед. |
139 ед. |
135 ед. |
95,1% |
97,1% |
Численность учащихся в них |
116,7 тыс. чел. |
124,7 тыс. чел. |
122,3 тыс. чел. |
104,8% |
98,1% |
Численность штатных преподавателей |
7,1 тыс. чел. |
7,0 тыс. чел. |
6,7 тыс. чел. |
94,4% |
95,7% |
|
И наконец, высшее образование — сфера, в наибольшей степени подверженная рыночным отношениям. Подъем общего интереса к нему подтверждается существен-ным ростом как численности государственных вузов (за два года — более чем на 11%), так и особенно количества студентов в них, в основном за счет т.н. платных отделений и форм обучения (рост соответственно — на треть). А вот штатный персонал государст-венных вузов увеличивался гораздо медленнее (за те же два года — чуть более чем на 6%), что свидетельствует о приоритете нештатных сотрудников (см. табл. 4).
Таблица 4. Государственные высшие учебные заведения г. Москвы
|
1999/2000 уч. г. |
2000/01 уч. г. |
2001/02 уч. г. |
2001/02 уч. г. в % к 1999/2000 уч.г. |
2001/02 уч. г. в % к 2000/01 уч.г. |
Число государственных высших учебных заведений |
88 ед. |
94 ед. |
98 ед. |
111,4% |
104,3% |
Численность студентов в них |
607,8 тыс. чел. |
708,7 тыс. чел. |
810,6 тыс. чел. |
133,4% |
114,4% |
Численность штатного профессорско-преподавательского персонала |
49,1 тыс. чел. |
51,3 тыс. чел. |
52,1 тыс. чел. |
106,1% |
101,6% |
|
Министерство образования России перед началом летнего набора на 2002/03 учебный год обнародовало ежегодный рейтинг вузов страны. Среди ведущих вузов России неоспоримыми лидерами на отечественном рынке образовательных услуг яв-ляются Санкт-Петербургский госуниверситет, МГТУ имени Баумана, Московский пе-дагогический государственный университет, Московский государственный институт международных отношений /университет/, Московская медицинская академия, Мос-ковская сельскохозяйственная академия, т.е почти исключительно московские вузы.
Понятно, что негосударственные вузы пока еще далеки от серьезных позиций в такого рода рейтингах качества образования. Однако наиболее существенная динамика количественных показателей наблюдалась именно в негосударственных вузах столицы. За два года их количество увеличилось почти на четверть, а численность студентов — более чем вдвое (на 117,9%). В то же время численность преподавателей даже сократи-лась (более чем на 19%). Это свидетельствует о нежелании преподавателей идти на ра-боту в негосударственный вуз, о том, что они продолжают рассматривать его в основ-ном лишь как место для «подработки» (см. табл. 5).
Таблица 5. Негосударственные высшие учебные заведения г. Москвы
|
1999/2000 уч. г. |
2000/01 уч. г. |
2001/02 уч. г. |
2001/02 уч. г. в % к 1999/2000 уч.г. |
2001/02 уч. г. в % к 2000/01 уч.г. |
Число государственных высших учебных заведений |
85 ед. |
86 ед. |
105 ед. |
123,5% |
122,1% |
Численность студентов в них |
103,6 тыс. чел. |
159,9 тыс. чел. |
225,7 тыс. чел. |
217,9% |
141,1% |
Численность преподавателей, всего |
14,5 тыс. чел. |
11,0 тыс. чел. |
11,7 тыс. чел. |
80,7% |
106,4% |
|
Особый интерес вызывают данные об уровнях цен на образовательные услуги. За последний год цена платного обучения в государственных вузах выросла значительно больше, чем в частных (18,4% против 10,9%). Еще больший рост цен наблюдался в платных общеобразовательных школах (25,5%) и особенно на курсах обучения «мод-ным» профессиям (35%). Наоборот, весьма сдержанно в ценовом отношении вели себя средние специальные учебные заведения: здесь рост оказался значительно ниже уровня инфляции (всего 3%, см. табл. 6).
Таблица 6. Данные об уровне потребительских цен в системе образования г.Москвы в августе 2002 года
|
Средние цены (рублей) |
Август 2002г. в % к августу 2001г. |
Платные общеобразовательные средние школы, плата за месяц |
5671,05 |
125,5 |
Платные средние специальные учебные заведения (колледж, лицей), плата за се-местр |
19942,31 |
102,8 |
Курсы иностранных языков, за одно занятие |
176,16 |
124,8 |
Курсы профессионального обучения (бухучет, компьютерные, секретарь-референт и т.д.), за одно занятие |
134,66 |
135,0 |
Обучение в частных высших учебных заведениях, плата за семестр |
27091,39 |
110,9 |
Обучение на платной основе в высших учебных государственных заведениях, плата за семестр |
17800,01 |
118,4 |
|
Какие проблемы придется преодолевать нынешнему рынку образовательных ус-луг? Статистика дает основания для неутешительных рассуждений.
- Предложение на этом рынке явно не соответствует спросу на рынке труда — ни в профессиональном, ни в региональном разрезе. Все больше становятся востребо-ванными специалисты технического профиля подготовки, а потенциал воспроиз-водства таких кадров в значительной степени разрушен, и общественный статус такого образования невысок.
- Наблюдается рост числа и доли занятых в населении — как следствие новой демо-графической ситуации. Например, население Подмосковья, по данным статисти-ки, в 2001 году сократилось на 30 тыс. человек; при этом занятость возросла на 55 тыс. человек, что связано с оживлением экономики региона. В целом прирост трудовых ресурсов — одного из ведущих контингентов обучающихся — будет про-должаться не далее как до 2005 года, затем ситуация резко обострится. Работники будут востребованы, кандидатов на рабочие места будет не хватать.
Панкрухин Александр
|
|
|