Полезная рассылка Гильдии Маркетологов

Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

Тенденции последних лет на московском рынке образовательных услуг: информация к размышлению

Тезисы выступления А.П. Панкрухина на научно-практическом семинаре 'Организация и проведение маркетинговых исследований на рынке образовательных услуг'.

Каковы современные тенденции развития рынка образовательных услуг? Как чув-ствуют себя спрос и предложение на этом рынке, как ведет себя цена образовательных услуг?

Общеизвестно, что тон здесь задает столица. Продолжающийся (прежде всего в связи с развитием в Москве новостроек) небольшой рост количества государственных дневных общеобразовательных школ (за два года — 1,7%) происходит на фоне даль-нейшего сокращения численности учащихся (на 6%). Эта тенденция, в свою очередь, ведет к сокращению числа учителей, правда, несколько более медленному (почти 5%). Отсюда понятно, что педагогическая нагрузка немного снижается, но не стоит предпо-лагать, что такая ситуация немедленно ведет к повышению качества педагогического процесса (см. табл. 1). Исключение составляют учителя английского языка и физиче-ского воспитания: их нехватка в Москве наиболее существенна, особенно в сравнении с другими «предметниками».

Таблица 1. Государственные дневные общеобразовательные школы г. Москвы

1999/2000 уч. г. 2000/01 уч. г. 2001/02 уч. г. 2001/02 уч. г. в % к 1999/2000 уч.г. 2001/02 уч. г. в % к 2000/01 уч.г.
Число государственных общеобразовательных школ 1547 ед. 1568 ед. 1573 ед. 101,7% 100,3%
Численность учащихся в них 1027,7 тыс. чел. 997,5 тыс. чел. 966,4 тыс. чел. 94,0% 96,9%
Численность учителей 75,1 тыс. чел. 72,8 тыс. чел. 71,4 тыс. чел. 95,1% 98,1%

Стабилизировалось количество негосударственных общеобразовательных школ в столице. А вот численность в них как учащихся, так и педагогических работников за-метно возросла: за два года — на уровне 15%. Одновременно это свидетельствует о ста-билизации здесь соотношения «учитель — ученики» (см. табл. 2).

Таблица 2. Негосударственные общеобразовательные школы г. Москвы

1999/2000 уч. г. 2000/01 уч. г. 2001/02 уч. г. 2001/02 уч. г. в % к 1999/2000 уч.г. 2001/02 уч. г. в % к 2000/01 уч.г.
Число негосударственных общеобразовательных школ 122 ед. 119 ед. 121 ед. 99,2% 100,3%
Численность учащихся в них 10,9 тыс. чел. 11,4 тыс. чел. 12,6 тыс. чел. 115,6% 110,5%
Численность педагогических работников 4,2 тыс. чел. 4,4 тыс. чел. 4,8 тыс. чел. 114,3% 109,1%

Что касается средних специальных учебных заведений столицы, то продолжаю-щееся сокращение их численности (за два года — почти на 5%) происходит на фоне ма-ятникового изменения количества студентов в них (сокращение на 2% в начавшемся учебном году в сравнении с предыдущим при общем росте за два года почти на 5%) и дальнейшего сокращения численности штатных преподавателей (за два года — на 5,6%). При этом основное сокращение педагогов пришлось на 2002 г. (см. табл. 3).

Таблица 3. Средние специальные учебные заведения г. Москвы

1999/2000 уч. г. 2000/01 уч. г. 2001/02 уч. г. 2001/02 уч. г. в % к 1999/2000 уч.г. 2001/02 уч. г. в % к 2000/01 уч.г.
Число средних специальных учебных заведений 142 ед. 139 ед. 135 ед. 95,1% 97,1%
Численность учащихся в них 116,7 тыс. чел. 124,7 тыс. чел. 122,3 тыс. чел. 104,8% 98,1%
Численность штатных преподавателей 7,1 тыс. чел. 7,0 тыс. чел. 6,7 тыс. чел. 94,4% 95,7%

И наконец, высшее образование — сфера, в наибольшей степени подверженная рыночным отношениям. Подъем общего интереса к нему подтверждается существен-ным ростом как численности государственных вузов (за два года — более чем на 11%), так и особенно количества студентов в них, в основном за счет т.н. платных отделений и форм обучения (рост соответственно — на треть). А вот штатный персонал государст-венных вузов увеличивался гораздо медленнее (за те же два года — чуть более чем на 6%), что свидетельствует о приоритете нештатных сотрудников (см. табл. 4).

Таблица 4. Государственные высшие учебные заведения г. Москвы

1999/2000 уч. г. 2000/01 уч. г. 2001/02 уч. г. 2001/02 уч. г. в % к 1999/2000 уч.г. 2001/02 уч. г. в % к 2000/01 уч.г.
Число государственных высших учебных заведений 88 ед. 94 ед. 98 ед. 111,4% 104,3%
Численность студентов в них 607,8 тыс. чел. 708,7 тыс. чел. 810,6 тыс. чел. 133,4% 114,4%
Численность штатного профессорско-преподавательского персонала 49,1 тыс. чел. 51,3 тыс. чел. 52,1 тыс. чел. 106,1% 101,6%

Министерство образования России перед началом летнего набора на 2002/03 учебный год обнародовало ежегодный рейтинг вузов страны. Среди ведущих вузов России неоспоримыми лидерами на отечественном рынке образовательных услуг яв-ляются Санкт-Петербургский госуниверситет, МГТУ имени Баумана, Московский пе-дагогический государственный университет, Московский государственный институт международных отношений /университет/, Московская медицинская академия, Мос-ковская сельскохозяйственная академия, т.е почти исключительно московские вузы.

Понятно, что негосударственные вузы пока еще далеки от серьезных позиций в такого рода рейтингах качества образования. Однако наиболее существенная динамика количественных показателей наблюдалась именно в негосударственных вузах столицы. За два года их количество увеличилось почти на четверть, а численность студентов — более чем вдвое (на 117,9%). В то же время численность преподавателей даже сократи-лась (более чем на 19%). Это свидетельствует о нежелании преподавателей идти на ра-боту в негосударственный вуз, о том, что они продолжают рассматривать его в основ-ном лишь как место для «подработки» (см. табл. 5).

Таблица 5. Негосударственные высшие учебные заведения г. Москвы

1999/2000 уч. г. 2000/01 уч. г. 2001/02 уч. г. 2001/02 уч. г. в % к 1999/2000 уч.г. 2001/02 уч. г. в % к 2000/01 уч.г.
Число государственных высших учебных заведений 85 ед. 86 ед. 105 ед. 123,5% 122,1%
Численность студентов в них 103,6 тыс. чел. 159,9 тыс. чел. 225,7 тыс. чел. 217,9% 141,1%
Численность преподавателей, всего 14,5 тыс. чел. 11,0 тыс. чел. 11,7 тыс. чел. 80,7% 106,4%

Особый интерес вызывают данные об уровнях цен на образовательные услуги. За последний год цена платного обучения в государственных вузах выросла значительно больше, чем в частных (18,4% против 10,9%). Еще больший рост цен наблюдался в платных общеобразовательных школах (25,5%) и особенно на курсах обучения «мод-ным» профессиям (35%). Наоборот, весьма сдержанно в ценовом отношении вели себя средние специальные учебные заведения: здесь рост оказался значительно ниже уровня инфляции (всего 3%, см. табл. 6).

Таблица 6. Данные об уровне потребительских цен в системе образования г.Москвы в августе 2002 года

Средние цены (рублей) Август 2002г. в % к августу 2001г.
Платные общеобразовательные средние школы, плата за месяц 5671,05 125,5
Платные средние специальные учебные заведения (колледж, лицей), плата за се-местр 19942,31 102,8
Курсы иностранных языков, за одно занятие 176,16 124,8
Курсы профессионального обучения (бухучет, компьютерные, секретарь-референт и т.д.), за одно занятие 134,66 135,0
Обучение в частных высших учебных заведениях, плата за семестр 27091,39 110,9
Обучение на платной основе в высших учебных государственных заведениях, плата за семестр 17800,01 118,4

Какие проблемы придется преодолевать нынешнему рынку образовательных ус-луг? Статистика дает основания для неутешительных рассуждений.

  1. Предложение на этом рынке явно не соответствует спросу на рынке труда — ни в профессиональном, ни в региональном разрезе. Все больше становятся востребо-ванными специалисты технического профиля подготовки, а потенциал воспроиз-водства таких кадров в значительной степени разрушен, и общественный статус такого образования невысок.
  2. Наблюдается рост числа и доли занятых в населении — как следствие новой демо-графической ситуации. Например, население Подмосковья, по данным статисти-ки, в 2001 году сократилось на 30 тыс. человек; при этом занятость возросла на 55 тыс. человек, что связано с оживлением экономики региона. В целом прирост трудовых ресурсов — одного из ведущих контингентов обучающихся — будет про-должаться не далее как до 2005 года, затем ситуация резко обострится. Работники будут востребованы, кандидатов на рабочие места будет не хватать.

Панкрухин Александр