Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Проблемы рынка труда

Автор: Шевченко Д. А.

Кто востребован на рынке труда?

Рынок труда традиционно понимается как взаимоотношения работодателей и работников. Рынок труда — это рыночный обмен между работником и работодателем. В этом случае работодатель предлагает в обмен на выполнение определенных функций работником денежное вознаграждение в форме заработной платы.

Современный российский рынок занятости жестко контролируется работодателями. Работодатели же объективно зависят от тенденций динамично развивающейся рыночной экономики.

Структура спроса со стороны работодателя — хороший индикатор социально-экономического развития общества. Наличие свободного открытого рынка труда и свободной конкуренции является социальным преимуществом экономически развитой страны. Этим преимуществом обладает такой мегаполис как Москва.

Есть ли проблема с трудоустройством специалистов в г. Москва? Практически нет. По словам министра труда и социального развития, доля безработных составляет 3% от всего трудоустроенного населения.

Труд — это не просто способ получения заработка, это — и индивидуальный престиж, и средство обретения целой совокупности статусов.

Каков же реальный спрос на специалистов в нынешней ситуации?

После анализа статистики сервера rabota.ru были получены следующие данные. Графически спрос работодателей можно проиллюстрировать в виде графика, в котором показано среднее количество вакансий за четыре месяца, т.е. январь, февраль, март, апрель 2003 года. Эти вакансии распределены по группам профессий, в которых максимальную нужду испытывают работодатели.

Диаграмма 1

Попробуем прокомментировать.

Рассматривая спрос на специалистов в динамике, можно заметить: спрос на IT специалистов превышает спрос на все другие специальности, и от месяца к месяцу наблюдается рост этого спроса. Соответственно если в январе предложений в рубрике было 2321 шт., то в апреле 3943 шт. (по показателям на середину мая планка спроса поднялась еще выше). На данный момент это наиболее динамично развивающаяся отрасль рынка, с чем и связан рост спроса на специалистов. — 69%

Спрос на секретарей развивается волнообразно, но все же с тенденцией к повышению спроса. Соответственно, в январе значение составило 1540, в феврале — 2310, в марте 2228, в апреле 2490. — 61,8%

Финансы — спрос увеличивается, значения составили: январь — 859, февраль — 1182, март — 1453, апрель — 1615. — 88%

Маркетинг — динамика роста спроса не очень выражена, но все же имеет место. Так, в январе — 765, в феврале — 1122, в марте — 1200, в апреле — 1228. — 60,5%

Рекламные агентства и отделы, PR — в начале года наблюдалось некоторое повышение спроса, затем он сохраняется на практически стабильном уровне с небольшими изменениями. Январь — 691, февраль — 1033, март — 963, апрель — 1040. — 50,5%

Кадровые службы — наблюдается некоторый постепенный рост спроса на специалистов данной области. Значения в рубрике составили: в январе — 526, в феврале — 725, в марте — 748, в апреле — 767. — 45,8%

Юриспруденция — стабильный рост спроса в начале года, затем стабилизация: январь — 429, февраль — 538, март — 615, апрель — 614. — 43,1%

Архитектура и дизайн — стабильный и постепенный рост спроса на специалистов данной области. Значения составили: январь — 251, февраль — 355, март — 443, апрель — 513. — 196%

Компьютерный дизайн и верстка — спрос волнообразен, но к концу рассматриваемого периода наблюдается рост. Январь — 251, февраль — 351, март — 319, апрель — 383. — 52%

Издательства и редакции — спрос также нестабилен и волнообразен, но со стремлением к снижению в конце рассматриваемого периода. Январь — 197, февраль — 262, март — 308, апрель — 290. — 47%

Образование и культура — плавный прирост и стабилизация. Январь — 168, февраль — 246, март — 282, апрель — 272. Размер заработной платы является единственным показателем ценности работника той или иной профессии. — 61%

Ниже на графике можно увидеть, кто же сегодня ценится дороже.

Диаграмма 2

Таким образом, юристы, маркетологи и финансисты (читай экономисты) являются лидерами спроса на рынке труда. Ну, а замыкает статистику тройка аутсайдеров: образование и культура, секретариат и делопроизводство.

Если проанализировать цены вузов за подготовку по этим направлениям, то можно сказать, что рынок спроса и рынок предложения, имеется в виду спрос работодателей и подготовка вузами, сбалансированы. В среднем, цена за подготовку специалистов по этим профессиям $ 3-5 тыс. в год. В течение пяти лет будущему специалисту эти профессии обойдутся до $ 25 тыс. Эти затраты окупаются в течение двух лет, а если учесть расходы на существование, 5-6 лет. Кстати, именно этот срок уже потребует обновления образования. Человек работает на получение образования.

Есть ли шансы разбогатеть, обретая профессию по этим направлениям? Да, при условии…

Д.А.Шевченко, 14 мая 2003 года

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены