Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Проблемы рынка труда

Автор: Шевченко Д. А.

Кто востребован на рынке труда?

Рынок труда традиционно понимается как взаимоотношения работодателей и работников. Рынок труда — это рыночный обмен между работником и работодателем. В этом случае работодатель предлагает в обмен на выполнение определенных функций работником денежное вознаграждение в форме заработной платы.

Современный российский рынок занятости жестко контролируется работодателями. Работодатели же объективно зависят от тенденций динамично развивающейся рыночной экономики.

Структура спроса со стороны работодателя — хороший индикатор социально-экономического развития общества. Наличие свободного открытого рынка труда и свободной конкуренции является социальным преимуществом экономически развитой страны. Этим преимуществом обладает такой мегаполис как Москва.

Есть ли проблема с трудоустройством специалистов в г. Москва? Практически нет. По словам министра труда и социального развития, доля безработных составляет 3% от всего трудоустроенного населения.

Труд — это не просто способ получения заработка, это — и индивидуальный престиж, и средство обретения целой совокупности статусов.

Каков же реальный спрос на специалистов в нынешней ситуации?

После анализа статистики сервера rabota.ru были получены следующие данные. Графически спрос работодателей можно проиллюстрировать в виде графика, в котором показано среднее количество вакансий за четыре месяца, т.е. январь, февраль, март, апрель 2003 года. Эти вакансии распределены по группам профессий, в которых максимальную нужду испытывают работодатели.

Диаграмма 1

Попробуем прокомментировать.

Рассматривая спрос на специалистов в динамике, можно заметить: спрос на IT специалистов превышает спрос на все другие специальности, и от месяца к месяцу наблюдается рост этого спроса. Соответственно если в январе предложений в рубрике было 2321 шт., то в апреле 3943 шт. (по показателям на середину мая планка спроса поднялась еще выше). На данный момент это наиболее динамично развивающаяся отрасль рынка, с чем и связан рост спроса на специалистов. — 69%

Спрос на секретарей развивается волнообразно, но все же с тенденцией к повышению спроса. Соответственно, в январе значение составило 1540, в феврале — 2310, в марте 2228, в апреле 2490. — 61,8%

Финансы — спрос увеличивается, значения составили: январь — 859, февраль — 1182, март — 1453, апрель — 1615. — 88%

Маркетинг — динамика роста спроса не очень выражена, но все же имеет место. Так, в январе — 765, в феврале — 1122, в марте — 1200, в апреле — 1228. — 60,5%

Рекламные агентства и отделы, PR — в начале года наблюдалось некоторое повышение спроса, затем он сохраняется на практически стабильном уровне с небольшими изменениями. Январь — 691, февраль — 1033, март — 963, апрель — 1040. — 50,5%

Кадровые службы — наблюдается некоторый постепенный рост спроса на специалистов данной области. Значения в рубрике составили: в январе — 526, в феврале — 725, в марте — 748, в апреле — 767. — 45,8%

Юриспруденция — стабильный рост спроса в начале года, затем стабилизация: январь — 429, февраль — 538, март — 615, апрель — 614. — 43,1%

Архитектура и дизайн — стабильный и постепенный рост спроса на специалистов данной области. Значения составили: январь — 251, февраль — 355, март — 443, апрель — 513. — 196%

Компьютерный дизайн и верстка — спрос волнообразен, но к концу рассматриваемого периода наблюдается рост. Январь — 251, февраль — 351, март — 319, апрель — 383. — 52%

Издательства и редакции — спрос также нестабилен и волнообразен, но со стремлением к снижению в конце рассматриваемого периода. Январь — 197, февраль — 262, март — 308, апрель — 290. — 47%

Образование и культура — плавный прирост и стабилизация. Январь — 168, февраль — 246, март — 282, апрель — 272. Размер заработной платы является единственным показателем ценности работника той или иной профессии. — 61%

Ниже на графике можно увидеть, кто же сегодня ценится дороже.

Диаграмма 2

Таким образом, юристы, маркетологи и финансисты (читай экономисты) являются лидерами спроса на рынке труда. Ну, а замыкает статистику тройка аутсайдеров: образование и культура, секретариат и делопроизводство.

Если проанализировать цены вузов за подготовку по этим направлениям, то можно сказать, что рынок спроса и рынок предложения, имеется в виду спрос работодателей и подготовка вузами, сбалансированы. В среднем, цена за подготовку специалистов по этим профессиям $ 3-5 тыс. в год. В течение пяти лет будущему специалисту эти профессии обойдутся до $ 25 тыс. Эти затраты окупаются в течение двух лет, а если учесть расходы на существование, 5-6 лет. Кстати, именно этот срок уже потребует обновления образования. Человек работает на получение образования.

Есть ли шансы разбогатеть, обретая профессию по этим направлениям? Да, при условии…

Д.А.Шевченко, 14 мая 2003 года

«SMM-ПРОРЫВ-2025»
Москва, 13-15 августа 2025 года
Ежегодная трехдневная конференция о продвижении в социальных сетях, о digital PR и маркетинге
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2025 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены