Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования

Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования

(на примере Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова)

Сагинова О. В., к.э.н., доцент, Директор магистратуры РЭА им. Г.В.Плеханова

Статья рассматривает одну из важнейших современных тенденций экономического развития — интернационализации — применительно к сфере высшего образования, ее основные формы и характеристики, такие как мобильность студентов и преподавателей, интернационализацию учебных планов и программ, создание региональных и международных вузовских сетей, экспорт образовательных услуг и связанные с этим проблемы качества образования и международной аккредитации вузов.

Со времен странствующих ученых позднего средневековья университеты всегда рассматривались как социальное и культурное явление, целью которого было распространение знаний за пределы своей территории. В то же время большинство высших учебных заведений, образованных в 19 и 20 столетиях, выполняли свои традиционные функции формирования профессиональных групп и местной элиты, а также развития науки и техники в национальной среде. Со второй половины двадцатого века вузы были вовлечены в мощное движение образовательной экспансии и демократизации образовательных возможностей. Массовое распространение высшего образования стало рассматриваться как гарантия конкурентоспособности государства в новой глобальной экономике. Но хотя студенчество многих стран активно участвовало в движении за независимость своей страны, ее развитие, модернизацию и демократию, большинство вузов все еще находились на дотации государства, что определило и их политическую зависимость. Таким образом, учебные заведения формировались в рамках государственной политики и существующие системы высшего образования, методы и порядок их регулирования приспособлены к национальной экономике и культуре конкретных стран. В мире не существует международной системы высшего образования, даже если определенная модель — американская, британская или французская — и используется другими странами для построения собственной образовательной системы.

С развитием процессов глобализации и интернационализации экономики и бизнеса перед высшим образованием встали новые цели — подготовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка. Интернационализация образования преследует различные цели: диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов на платное обучение; расширение учебных планов и обучение своих студентов в зарубежных вузах-партнерах; расширение региональной сети вуза для эффективного использования своих ресурсов; повышения качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международной процессе обмена знаниями и др. Развитие международного межвузовского сотрудничества позволяет организовывать совместные исследовательские проекты, обменные программы для студентов и преподавателей, специальные программы для иностранных студентов. Большинство современных вузов вовлечено в международную деятельность, но это как правило наиболее простой, обыденный уровень интернационализации. На более высоком уровне интернационализация высшего образования может рассматриваться как процесс систематической интеграции международной составляющей в образование, исследования и общественную деятельность высших учебных заведений. В этом смысле далеко не многие, даже из крупных центров академического образования, могут считаться в истинном смысле международными.

Сейчас наступил тот момент исторического развития мировой системы высшего образования, когда национальная обособленность вузов все более вступает в конфликт с последствиями и перспективами интернационализации и глобализации. Этот фундаментальный конфликт проявляется в различных вопросах и проблемах: признании университетских дипломов, специализаций и оценок, развитии международных форм оценки качества, вопросах международной аккредитации. Чтобы предложить реальные шаги по преодолению этого конфликта, нужно разобрать основные формы и характеристики, проблемы и перспективы интернационализации высшего образования.

Самая известная форма интернационализации высшего образования — это мобильность студентов — увеличение числа студентов, обучающихся за границей. Конечно командирование студентов на обучение в другие страны — явление не новое, и определенные регионы сталкиваются с этим уже давно. Большинство европейских стран имеют постоянный приток студентов из своих бывших колоний. Значительная часть молодежи из стран Латинской Америки стремятся получить диплом в университетах США и Канады. В период холодной войны высшие учебные заведения Советского Союза и Восточной Европы привлекали студентов из государств со схожей идеологией. За последние 40 лет темпы увеличения этих потоков студентов превысили темпы распространения самого высшего образования. По данным ЮНЕСКО уровень международной мобильности студентов вырос за последние 25 лет на 300%. По мнению экспертов к 2010 году число студентов, обучающихся за рубежом составит 2,8 миллионов, а к 2025 году — 4,9 миллионов.

Мобильность студентов стимулируется различными государственными и региональными программами. Многие страны заключают двусторонние и многосторонние соглашения в этой области. Наиболее известные европейские программы — «Эразмус», а затем (с 1995г.) „Сократ“. Программа „Эразмус“ (начата в 1987 с целью способствовать созданию общего рынка в Европе) и сопряженные с ней схемы мобильности, такие как „Комет“, „Лингва“ и др. ставили целью создание европейской модели высшего образования. Студенческий обмен рассматривается как мощное средство развития общеевропейского рынка специалистов и квалифицированных работников. Помимо более или менее организованных схем студенческой мобильности, существует и спонтанное перемещение студентов вне программ. Эта спонтанная мобильность является результатом целого ряда факторов, отражающих стратегии „проталкивания“ и „вытягивания“. Национальные различия в доступе к образованию, количественные ограничения в наборе студентов на определенные специальности заставляют студентов из этих стран искать возможности образования за рубежом. Языковые и культурные соображения привлекают студентов на образовательные программы Великобритании, Франции, США. Доминирование английского языка в качестве основного в современной науке и в качестве наиболее часто изучаемого второго языка, обусловило тот факт, что наряду с США и Великобританией в список стран, принимающих наибольшее количество иностранных студентов, вошли также Канада и Австралия.

Международная мобильность студентов является не только межконтинентальным, но и региональным явлением. Процесс интеграции региональных экономик стимулирует мобильность студентов, и в этом отношении такие международные соглашения, как NAFTA, ASEAN или APEC сыграли большую роль. Специально созданная программа «Нордплюс» — программа студенческого обмена между северными европейскими странами — основывается на привлекательном принципе финансирования: „деньги следуют за студентом“.

Постепенно потоки иностранных студентов стали восприниматься большинством принимающих стран больше как торговля, нежели помощь, поскольку во многих случаях иностранные студенты оплачивают полную стоимость обучения. Во многих образовательных учреждениях, принимающих студентов, особенно в англоязычных странах, доход, полученный за счет полной оплаты обучения иностранными студентами, является существенным прибавлением к ежегодно сокращающимся вузовским бюджетам. Без такого дополнительного дохода многие вузы просто не могли бы существовать.

Таким образом, причиной роста числа студентов, обучающихся за границей, все больше являются рыночные процессы, а не государственная политика или вопросы оказания помощи. Международный рынок образовательных услуг превращается в стремительно развивающийся сектор экономики, центральными элементами которого являются международный маркетинг образовательных учреждений и целенаправленный набор иностранных студентов. Пример Австралии показывает, что политика активного маркетинга вузовских программ и непосредственного поиска и набора иностранных студентов оказалась продуктивной, по крайней мере, с экономической точки зрения.

Хотя мобильность преподавательского состава не настолько исследована, как область мобильности студентов, ее можно считать второй по важности формой интернационализации высшего образования. Традиционно международная мобильность профессорско-преподавательского состава обусловлена исследованиями и научной работой, но в ряде регионов и в определенных областях образования, таких как менеджмент и деловое администрирование, существуют специальные схемы регионального и международного тренинга для молодых исследователей и специалистов.

Как и в случае с мобильностью студентов, здесь существуют сильные географические различия в потоках. На одном полюсе в этом процессе стоят страны с высоким уровнем научной иммиграции в результате целенаправленного привлечения научного персонала для расширения системы высшего образования (например, как это было в Гонконге), а на другом — страны с низким уровнем интернационализации профессорско-преподавательского состава. К последним относятся, в основном, страны с высоким уровнем национальной однородности, использующие только родной язык в обучении, которым поэтому трудно найти специалистов, владеющих иностранными языками. США и Великобритания являются крупнейшими экспортерами научных трудовых ресурсов, но в то же время кафедры их университетов очень привлекательны для зарубежных специалистов; в этом можно убедиться, если обратить внимание на состав их высококвалифицированных научных кадров, среди которых немало представителей зарубежных стан.

Программы студенческой мобильности способствовали появлению региональных программ мобильности преподавательского состава, таких как программа «Фулбрайт».

Программы студенческой и преподавательской мобильности развивались с целью стимулирования интернационализация учебных планов, т.е. внедрения изменений в учебные планы сотрудничающих вузов и факультетов. Поскольку даже в объединенной Европе существует огромное разнообразие национальных систем высшего образования, стремление денационализировать учебные планы и привнести в них общие европейские элементы могло быть реализовано только через проекты мобильности. Эти изменения встречали сопротивление отдельных вузов. Вудро Вильсон, будучи президентом Принстонского университета, сказал, что «легче перенести кладбища, чем изменить программы обучения».

Самым сильным стимулом интернационализации программ обучения является все большее влияние международных профессиональных объединений. Быстрый рост международной торговли профессиональными услугами побудил представителей многих профессий организовать свою деятельность на международном уровне. Эти профессиональные объединения серьезно взялись за решение таких вопросов, как гарантия качества, минимальные стандартные требования, критерии профессионализма, аккредитация и т.д. Архитекторы, психологи, бухгалтеры и многие другие пытаются разработать международные стандарты, которые могли бы привести к большей согласованности учебных планов и критериев качества. Часто подобные профессиональные стандарты реализуются международными организациями. Например, Европейский Союз рассматривает вопросы о стандартных минимальных требованиях к образованию, в связи с мобильностью рабочей силы. Соглашения о свободной торговле, например, NAFTA и АSEAN, содержат положения о взаимном признании процедур лицензирования и сертификации профессиональных услуг. В связи с этим, многие вузы пересматривают свои учебные планы в соответствии с подобными директивами.

Все больше и больше вузов, расположенных в центрах академического мира, не удовлетворены количеством студентов, приезжающим к ним на обучение. Они пытаются совместить набор иностранных студентов с расширением предложения своих образовательных услуг на перспективных рынках, организуя зарубежные отделения и филиалы, полностью подчиняющиеся основному учебному заведению. Эта тенденция показывает сдвиг в процессе интернационализации от спроса к предложению. Если страна, в которой расположен филиал, юридически признает иностранный диплом, то студенты могут обучаться по программе иностранного вуза от начала и до самого выпуска. В некоторых случаях, эти филиалы рассматриваются местными учебными заведениями как вмешательство в национальную систему высшего образования и национальную политику, потому что они предлагают программы, разработанные на иностранном языке на материалах другого рынка и рассчитанные в основном на обеспеченных студентов. Подобная форма интернационализации учебных планов особенно характерна для развивающихся стран, но примеры ее можно найти и в Европе.

Многие учебные заведения заключают соглашения о сотрудничестве, которые касаются различных аспектов преподавания и обучения. Очень часто эти соглашения связаны с обменом студентами и/или преподавателями. В некоторых случаях, эти связи перерастают в консорциумы и вузовские сети. Как правило, подобные объединения учебных заведений обладают весьма ограниченными правами. Их рассматривают скорее как добровольные объединения вузов для проведения конкретных образовательных проектов. Но проводимая участниками консорциумов и вузовских сетей работа по согласованию требований и образовательных стандартов несомненно способствует продвижению идеи интернационализации высшего образования.

Более глубокое взаимодействие между учебными заведениями предполагается при заключении ими различных соглашений о введении согласованных образовательных программ. «Глобальный альянс транснационального образования» (GATE) — международное объединение, включающее бизнес организации, высшие учебные заведения и правительственные структуры, которые занимаются вопросами обеспечения качества, аккредитации и сертификации вузовских программ, предлагаемых за пределами своей страны. Эта организация предусматривает несколько вариантов межвузовских соглашений:

  • Франшиза: по договору франшизы зарубежный вуз выдает местному учебному заведению разрешение использовать свои образовательные программы и выдавать свои дипломы на взаимно согласованных условиях.
  • Программы-близнецы: такие договоры между высшими учебными заведениями разных стран заключаются для предложения совместных программы обучения. В обоих вузах студенты проходят одни и те же курсы, занимаются по одинаковым учебникам и сдают одинаковые экзамены, при этом преподают им обычно местные педагоги.
  • Взаимное признание программ: в отличие от предыдущего договора, сотрудничающие вузы не разрабатывают совместных программ. Студенты зачисляются на программы вуза другой страны, и все получаемые ими оценки признаются действительными в их родном учебном заведении. Или студенты могут обучаться в местном институте на одном этапе, получая оценки, которые признаются образовательным учреждением другой страны, чтобы потом пройти в этом вузе программы следующего этапа обучения.

Некоторые сторонники международного образования рассматривают вышеописанные варианты интернационализации как этапы на пути решения более сложной задачи гармонизации и международной интеграции национальных систем высшего образования. Они считают, что различия в национальных системах высшего образования могут стать серьезной помехой экономической глобализации. Такие серьезные факторы, как растущая автономия вузов, децентрализация и передача полномочий от центральных национальных правительств региональным органам власти, привносят еще больше разнообразия в системы национального образования, тем самым затрудняя их международную гармонизацию. Легче всего поддаются международной стандартизации такие аспекты образования, как структура учебного года и системы оценки знаний. В вопросе структуры студенческих и аспирантских учебных программ наблюдается медленное движение в сторону англо-американской модели.

Важным подтверждением этой тенденции стали Сорбонская и последующая Болонская декларации. Подписанная министерствами образования Франции, Германии, Италии и Великобритании на встрече по случаю дня основания Сорбонского университета 25 мая 1998 года, Сорбонская декларация содержит признание приверженности стран делу интернационализации через постепенную унификацию дипломов, степеней и образовательных циклов, и таким образом через создание реального «единого пространства европейского высшего образования». В июле 1999 года Сорбонская декларация стала основной темой на встрече ректоров и министров образования европейских стран в Болонье, благодаря чему появилась Болонская декларация 19 июля 1999 года. Болонская декларация преследовала следующие две основные цели: (1) повышение конкурентоспособности европейской системы высшего образования и (2) увеличение мобильности студентов и рабочей силы в рамках Европы. Для достижения этих целей были сформулированы следующие задачи:

  • Создание системы понятых всем квалификационных степеней высшего образования
  • Создание системы высшего образования, основанной на двух уровнях. Первый

уровень должен готовить студентов к использованию своих знаний и умений на рынке труда. Второй уровень должен основываться на успешном освоении первого уровня.

  • Создание системы накопления и перевода кредитов, т.е. свидетельств

предшествующего образования, для продолжения образования в другой стране.

  • Мобильность студентов, преподавателей, исследователей.
  • Сотрудничество в области управления качеством
  • Создание европейского стандарта высшего образования.

Несмотря на то, что эта добровольная декларация не влечет конкретных практических обязательств, она является признаком того, что все больше европейских стран с сильно отличающимися системами национального высшего образования стремятся начать процесс гармонизации.

Быстрое развитие различных проектов и программ в области интернационализации требовало больших затрат. В восьмидесятые годы маркетинговая деятельность некоторых учебных заведений по набору иностранных студентов для получения дополнительного источника финансирования привела к проблемам с качеством образования, многие вузы подверглись критике за заметное снижение стандартов качества. По этой причине в рамках интернационализации были приняты особые меры и разработаны специальные инструменты обеспечения качества. Контроль качества осуществляют как национальные, так и международные агентства. Наиболее известными национальными организациями, признанными на международном рынке образования, являются:

Quality Assurance Agency (QAA) — Агентство по обеспечению качества (Великобритания) проводит регулярные аттестации всех английских вузов, а также аккредитует все международные программы, в которых участвуют английские вузы, если присуждаются их дипломы и степени.

Accredited Master of Business Administration (AMBA) — аккредитованные программы МВА (Великобритания) — аккредитует программы мастера делового администрирования английских и зарубежных вузов. Является наиболее престижной системой аккредитации в мире для программ МВА.

Нидерландская организация сотрудничества в международном образовании (NUFFIC) разработала в 1995 г. основные направления оценки качества международных программ высшего образования, названные «Качеством интернационализации». Этот документ включает ряд процедур, позволяющих проводить анализ качества составляющих элементов образовательных программ (учебных программ и материалов, процесса самооценки, подготовки и сертификации преподавательского состава и т.д.). Документ обязателен для всех голландских вузов, имеющих программы международного сотрудничества с зарубежными образовательными организациями.

Среди международных систем контроля качества и аккредитации уже упоминавшийся выше Глобальный альянс транснационального образования — Global Alliance for Transnational Education (GATE) — (США), который занимается сертификацией качества образовательных программ транснационального образования, т.е. программ вузов одной страны, которые предлагаются на рынке других стран

Аккредитацию по стандартам качества ISO-9000. проводят несколько организаций, в том числе Ллойдс (Великобритания), Тюф-Серт (Германия) и др. В России эту систему контроля качества успешно используют технические вузы, которые имеют образовательные программы и кафедры по управлению качеством (например, Московский институт стали и сплавов, Томский технический Университет). Поскольку стандарты ISO первоначально были разработаны для предприятий, имеющих автоматизированные системы управления документооборотом, для вуза очень трудно подготовить все документы для аудита, а главное поддерживать необходимый документооборот. Некоторые вузы, прошедшие такую аккредитации, затем отказались от идеи ее возобновления.

Европейский Совет по Бизнес Образованию (European Council for Business Education ECBE) — (штаб квартира в Женеве, Швейцария) является филиалом Международной Федерации Бизнес Образования (США) и также предлагает систему аккредитации школ бизнеса. Модель аккредитации стандартна по компонентам, ее прошли некоторые российские негосударственные вузы, например, Международный университет в Москве. Но организация является достаточно узким клубом не очень крупных и известных вузов, поэтому получение такой аккредитации не слишком престижно.

Образованная в 1919 г. Ассоциация высших колледжей и школ бизнеса (Association of Advance Collegiate Schools of Business AACSB) (США), занимается контролем качества и аттестацией программ в области экономики и бизнеса, а также бухучета. Аккредитуются также и программы МВА. Все крупные американские вузы являются членами этой организации и стремятся пройти ее аккредитацию. В последние годы AACSB стремится стать международной организацией, привлекая к своим программам аккредитации европейские вузы и школы бизнеса. Аккредитацию AACCSB получили несколько ведущих бизнес школ Франции, Испании, Великобритании. После этого данная система аккредитации приобретает все большую популярность среди европейских вузов.

Созданная в1971 году Европейская ассоциация развития менеджмента (European Foundation for Management Development EFMD), объединяет 400 членов из 40 стран. Среди членов крупные компании и консалтинговые фирмы, известные европейские бизнес школы и центры переподготовки кадров, центры поддержки малого бизнеса, торгово-промышленные палаты и ассоциации работодателей. EFMD предлагает с 1997 года «Европейскую Систему Улучшения Качества» (EQUIS), международную систему стратегического аудита и аккредитации для оценки национальных учебных заведений. Подобную аккредитацию прошли более 30 вузов Европы и Северной Америки. Среди них испанская IESE, французская INSEAD, Лондонская Школа Экономики и другие известные вузы. Аккредитацию этой организации не имеет пока ни один российский вуз. Программа аккредитации является комплексной, учитывает положение вуза в национальной системе высшего образования, включает структуру управления вузом, анализ ресурсов вуза, его преподавательского состава, студентов, научные исследования и публикации, внешние связи вуза и интернационализация его образовательных программ.

Студентам, получающим ученые степени и дипломы за рубежом, необходимо, чтобы эти ученые степени и дипломы были действительны в стране, где они собираются работать. Наибольшие результаты в этой сфере были достигнуты в Европейском регионе. В апреле 1997 года в Лиссабоне была принята «Конвенция по признанию квалификаций высшего образования в Европейском регионе», которая изменила прежний принцип сложной эквивалентности диплома в пользу концепции „признания“. Считается, что достичь полной эквивалентности программ, научных степеней или квалификаций в области образования и культуры невозможно. Концепция признания допускает существование разнообразного высшего образования, однако страны доверяют эффективности систем управления качеством и аккредитации дружественных им стран.

Существуют два типа признания высшего образования. Академическое признание обеспечивает признание периодов обучения, квалификационных степеней и дипломов в ситуации, когда студент желает продолжить обучение или выпускник выбирает карьеру в области высшего образования. Вторым типом признания является профессиональное признание, дающее право работать в данной области деятельности. Академическое признание вуз получает от государства — через систему лицензирования и аттестации; от потребителей — в виде конкурса в вуз и уровня знаний абитуриентов; от рынка труда — в виде быстрого и успешного трудоустройства выпускников; от международного образовательного сообщества — в виде программ обмена студентами, преподавателями, программ Двойного Диплома и т.п. Государственные системы лицензирования и аттестации в РФ свидетельствуют о выполнении вузом минимальных требований национального образовательного стандарта. Интернационализация рынка образования, усиление международной конкуренции, выход на рынок образования РФ новых игроков в виде негосударственных вузов, зарубежных вузов, тренинговых компаний заставляет вузы стремиться к получению дополнительных свидетельств качественности своих образовательных программ и тем самым укрепления своей конкурентоспособности.

Такие свидетельства позволяет получить международная аккредитация. Международная аккредитация — это признание авторитетной международной организацией того, что данный вуз соответствует определенным данной организацией требованиям качества образования. Признание является результатом утвержденной процедуры, включающей как самоанализ вуза своей деятельности, так и аудит вуза независимыми экспертами. Международная аккредитация делает сравнимыми квалификации различных вузов, унифицирует вузовские требования, делает возможным процесс мобильности студентов. При этом международная аккредитация не ведет к нивелировке национальных и вузовских особенностей.

Одна из самых острых проблем, интернационализации — признание периода обучения за рубежом и полученных там оценок. Различия в структуре образования между различными системами высшего образования в разных странах являются стимулом мобильности и сотрудничества, и одновременно представляют собой естественный барьер, который препятствует дальнейшему развитию. Проблема заключается в том, что отсутствуют «прозрачность» высшего образования и четкие правила его регулирования как на национальном и институциональном уровне, так и на уровне самих факультетов. В результате этого студенты, обучавшиеся за рубежом и приехавшие назад домой, испытывают трудности в получении признания своих оценок и времени обучения. Студентам приходится снова сдавать экзамены, которые они уже сдавали, обучаясь за рубежом, тратить свое время и нервы. В рамках общеевропейской программы „Эразмус/Сократ“ была разработана система, призванная разрешить этот вопрос. Для студентов, обучающиеся за рубежом, Европейская Система Перевода Кредитов (European Credits Transfer System ЕСТS) стала образцом для перевода и признания оценок. ECTS не имеет целью разрешение проблем эквивалентности курсов или оценок в том, что касается содержания или качества обучения. Это скорее некий образец, с помощью которого вузы, участвующие в программе, соглашаются достаточно автоматически признавать заранее оговоренные компоненты обучения и, тем самым, облегчают признание оценок в разных странах.

Глобализация является одновременно и угрозой и возможностью для национальных систем высшего образования. Обострение конкуренции между традиционными вузами, появление угрозы со стороны новых провайдеров образовательных услуг (тренинговых компаний, телекоммуникационных компаний, предлагающих дистанционные программы, корпоративных университетов) заставляет университеты развивать новые формы международного сотрудничества. Многие вузы уже пытаются объединиться и создать региональные и международные организации, осуществляющие оценку качества и аккредитацию образовательных программ и вузов. Перед каждым национальным вузом стоит задача сделать свои квалификационные степени понятными и признанными не только студентами и работодателями в своей стране, но и привлекательными для иностранных граждан и организаций, поскольку экспорт образования превратился в исключительно выгодный вид бизнеса. Этой цели можно достичь только через целенаправленные действия по интернационализации высшего образования, включающие мобильность студентов и преподавателей, интернационализацию учебных планов и программ, создание международных вузовских сетей и соглашений о сотрудничестве, использование международных систем контроля качества и аккредитации.

Сагинова Ольга