Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Правила партнерства на рабочем месте

Правила партнерства на рабочем месте

Сегодня много говорят о партнерских отношениях во всех областях жизни: на работе, в личной жизни. Одним из самых актуальных видов партнерства в отношениях на работе современные эксперты в области деловых коммуникаций считают альянс: руководитель и сотрудник.

При этом партнерские отношения ни в коем случае не исключают субординацию.

Что такое субординация?

Под этим словом понимают систему служебного подчинения младших по должности старшим.

Понятие субординации включает в себя много смыслов. Это и правила поведения, и выполнение задач и приказов руководителя, и принятие на себя определенной роли, и уважение вышестоящего лица.

Иллюстрацией отношений в контексте субординации можно считать

знаменитую рекомендацию (Указ от 09.12.1709, ее приписывают Петру Первому), которая гласит:  «Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство».

Субординация вовсе не означает подобострастие. Давно прошли времена, когда сотрудникам нужно было иметь «вид придурковатый». Сегодня ценятся такие личностно-профессиональных компетенции, как интеллект, образование, эрудированность, способность самостоятельно мыслить и принимать решения, адаптивность в экстремальных ситуациях, общий уровень образования и определенный жизненный опыт, инициативность, творческий подход, хорошее воспитание и многое другое.

Когда говорят: вертикаль власти, «вертикальные» отношения, то имеют в виду отношения сверху вниз (руководитель и сотрудник: менеджер, личный ассистент) и снизу вверх (то есть сотрудник и руководитель).

Вертикаль отношений и предполагает субординацию.

Трезво мыслящие люди понимают, что субординация предполагает в числе прочего определенное подчинение вышестоящему лицу. Это нормально.

Но иногда требование соблюдать субординацию кое-кто воспринимает чуть ли ни как нарушение прав человека. Вырвавшиеся из-под специфического советского «менеджмента», который, в свою очередь, вышел из феодального крепостного режима, человек, „уставший“ от него, пытается доказать всем, что он „не тварь дрожащая“. И… нарушает правила хорошего тона на рабочем месте. Такая личность может впадать в крайность — фамильярность.

И с партнерского стиля такая личность может перейти на фамильярный. В совместной деятельности руководителя и, например, заместителя, сотрудника, личного ассистента, словом, у персоны, приближенной и допущенной «к телу руководителя», порой создается иллюзия, что определенная приближенность позволяет и вольный стиль общения.

Эту иллюзию может поддерживать общее прошлое, например. Если руководитель и сотрудник учились в одной школе, вузе и т.п.

Как-то автор этих строк слышала, как сотрудница рекламного агентства прощалась с молодым демократичным руководителем. Она сказала ему: «Пока, босс!». И это было в присутствии клиентов!

Фамильярность может выражаться также в непозволительных действиях и поступках.

ПРИМЕР.

Василий – руководитель отдела – жаловался своему другу на «секретаршу», которая склонялась, передавая документы, слишком низко над столом… Это его сильно отвлекало и раздражало. В конечном итоге, в результате такого крайне бесцеремонного и откровенного поведения своей помощницы, к которому добавились интриги этой особы, Николаю… пришлось уволиться. Фирма потеряла опытного сотрудника, хорошего профессионала. Правда, потом, когда распоясавшаяся дамочка попробовала интриговать против бОльшего босса, ее уволили.

Другая крайность, которая вредит деловым отношениям в этой вертикали и в партнерских отношениях – это раболепие, подобострастие, неумение и нежелание принять на себя ответственность и решение. Это также – одно из наследий прошлых политических формаций и, соответственно, менталитета.

В одном словаре субординация у военных - это «слепое, беспрекословное повиновение начальнику». В деятельности современного менеджера неумение принять на себя ответственность, решение, неосмысленное отношение к выполнению задания руководителя, также не котируется, считается дисквалифицирующим качеством.

ПРИМЕР.

Топ-менеджер крупной компании уехал в командировку.Его заместитель, который «достался ему по наследству» от предыущеего руководителя, привык к абсолютному подчинению. И когда встал вопрос о решении одного существенного вопроса (подписать документ относительно небольших затрат), заместитель не принял на себя эту ответственнось. Руководитель не отвечал на телефонные звонки, будучи на серьезных переговорах, а вопрос был безотлагательный.

В результате документ остался не подписанным, при том, ято полномочия на это у заместителя были, и на мелком, небольшом проекте были потерян крупный клиент.

Иногда бывает, что нарушение делового стиля общения и партнерских отношений сочетается, как говориться, «в одном флаконе». С коллегами такие „нарушители“, говорят в высокомерном стиле, отмахиваются, как от назойливой мухи, напускают на себя крайне важный вид человека, решающего, по крайней мере, задачи государственной важности. Так нарушаются горизонтальные отношения. Но с руководителем те же персоны могут говорить совсем иначе…

ПРИМЕР.

Анна не желала общаться с коллегами, считая себя выше, чем они. Казалось бы, у нее были основания так думать: Анна знала три языка, имела два высших образования, стажировку за рубежом. И надо же: вынуждена была устроиться на должность мелкого клерка. Ну руководитель хотя бы был харизматиком, каких поискать, настоящий лидер и видный мужчина. Поэтому ему можно было и подчиниться.

 А вот почему Наталья из рекламного отдела постоянно заходит «на огонек», пытается „свести дружбу“, задает какие-то вопросы, не всегда из профессиональной жизни?.. И что, в конце концов, нужно Николаю, который, (смешно подумать!), кажется, даже пытается ухаживать за Анной, при его-то скромной должности и образовании!..

В результате к Анне постепенно перестали заходить, задавать опросы, перестали обращаться. И что самое неприятное, перестали давать ответы на вопросы Анны, когда она просила рекомедаций. В конце концов она оказалась в вакууме, что и привело впоследствии к незапланированному увольнению.

Почему же бывают сбои в деловых отношениях, нарушения субординации и партнерства? Причин можно назвать дольно много.

Иной возникает чувство ложной значимости, человеку кажется, что его недооценили, а сам он незаменим.

Кто-то сравнивает себя с другими сотрудниками. Сравнение происходит, как говориться, не в пользу другого сотрудника.

Бывают, как считают психологи, и  «непроработанные» детские комплексы и желание почувствовать себя наконец „взрослым“.

В результате происходит попытка защитить чувство собственного достоинства, которое нарушают другие люди с собственными комплексами. Вопрос: стоит ли обижаться и реагировать на таких людей?..

Одной из причин может быть также нереализованные мечты о более высокой должности, амбиции и обида на то, что это никак не удается.

Кто-то никак не может принять свою работу как профессию и поэтому не принимает ситуацию. Поэтому ходит с мрачным видом, что никак не способствует партнёрскому стилю в рабочих отношениях.

Недостаточно развитый эмоциональный интеллект также приводит к подобным нарушениям вертикального и горизонтального общения.

Об амбициях, которые можно назвать гордыней, хочется сказать отдельно.

По христианским представлениям, гордыня считается одним из семи смертных грехов, т.к. грехом, убивающем душу.

Говоря о гордыне, можно вспомнить нередкую ситуацию, когда некоторые считают унижением для себя выполнить небольшую просьбу руководителя. Кто-то говорит, «я не пахарь», „не папа Карло“ и т.п.

У Джека Траута есть книга, которая называется «Сила простоты». Человек, превосходно воспитанный, тактичный, духовно развитый и осмысленный, никогда не позволит себе держаться высокомерно, кто бы ни был перед ним. Он держится просто.

«Все тихо, просто было в ней», — сказал А.С.Пушкин о Татьяне, своей героине, ставшей истинно светской дамой.

 

ПРИМЕР

Как-то раз в тайгу, на геологическую стоянку в советский период   приехал урожденный… граф. Информация о его происхождении просочилось среди геологов. Все с интересом ожидали его реакцию на то место, куда «царь пешком ходил», слишком уж там было нехорошо…

После того, как высокая персона зашла в это место, она взяла… ведро с водой, тряпку и швабру. И вымыла помещение, до этого могущее проиллюстрировать фильм ужасов!

Это ли не сила простоты и величие духа?

…В английской культуре общения существует манера приумалять свою значимость и достижения. Так, рассказывают, что, когда один из гостей, бывший на приёме у Королевы Соединенного Королевства, выразил удивление и восхищение таким большим количеством именитых гостей, Елизавета бросила: «О, наш дом – как раз такой, чтобы все гости в нём поместились!..» Имелся в виду… Букингемский дворец.

Разумеется, предлагать сотруднику быть абсолютно со всеми милым невозможно да и не нужно. Ведь в партнерском стиле очень важно уметь держать дистанцию и соблюдать определенные границы, имея в виду свое человеческое достоинство и интересы руководителя. Но бывает и та простота, что хуже воровства, и фамильярность.

Очень важно помнить об одной важной компетенции современного менеджера – корпоративности, командном духе. И о партнерском стиле общения, с кем бы ни свела судьба на рабочем месте.

 

Ирина Денисова, координатор клуба «Персональный маркетинг» и цеха „Коммуникации“, член Совета Гильдии маркетологов

 

Статья опубликована в Интернет-журнале Marketer.s Digest №43 3013 год и в другой редакции – в бумажном журнале «Справочник секретаря и офис-менеджера» № 11 2010 год.

Просьба соблюдать авторские права.

Публикуется в авторской редакции. – И.Д.

 

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены