Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Невыразительный пик. В декабре 2011-го года повседневные потребительские расходы выросли по сравнению с декабрем 2010-го на «жалкие» 6,5%.

Невыразительный пик.

В декабре 2011-го года повседневные потребительские расходы выросли по сравнению с декабрем 2010-го на «жалкие» 6,5%. Это самый скромный показатель за последние три года. По сравнению с ноябрем расходы выросли на 14%. И это тоже существенно меньше роста в предыдущие годы.

 

Игорь Березин

Ведущий эксперт исследовательского холдинга Romir

Президент Гильдии Маркетологов

 

То, что «декабрь – весь год кормит» известно давно. И касается эта поговорка не только производителей елочных украшений и поставщиков шампанского, но и многих других товаров. В т.ч. – товаров повседневного спроса. В декабре растет практически все. К концу года ударными темпами завершаются различные проекты – от строительных до консалтинговых, начинаются выплаты премий и бонусов, повышаются номинальные доходы и улучшается потребительское настроение. Все это приводит к существенному росту потребительских расходов, в т.ч. – повседневных. Не стал исключением и декабрь 2011-го года.

По данным исследовательского холдинга Romir, полученным на основе панели домашних хозяйств, номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в декабре 2011-го выросли на 6,5% по сравнению с декабрем 2010-го. По сравнению с ноябрем 2011-го рост составил 14%, а по сравнению с традиционно же самым «худым» на покупки январем расходы выросли практически на треть (+32%). Однако, сравнение декабря 2011-го с тремя предыдущими говорит о том, что эти сами по себе весьма неплохие показатели на фоне былых достижений смотрятся весьма скромно – см. диаграмму 1.

Диаграмма 1. Рост расходов в декабре по сравнению с январем, ноябрем и предыдущим декабрем.

Источник: данные исследовательского холдинга Ромир

Таким образом, мы имеем дело с явным и весьма существенным замедлением темпов номинального роста повседневных потребительских расходов. Мы видим три взаимосвязанных причины, объясняющих этот феномен.

Во-первых, — замедление темпов роста потребительских цен до 6,5% по официальным оценкам и до 8-9% — по альтернативным экспертным оценкам. Как нетрудно заметить, номинальный рост повседневных потребительских расходов в декабре 2011-го года по сравнению с декабрем 2012-го в точности совпал с официальной оценкой уровня потребительской инфляции. Т.е. в реальном выражении никакого роста потребительских расходов в декабре 2011-го по сравнению с декабрем 2010-го не было.

Во-вторых, — существенное замедление темпов номинального роста доходов населения. Средняя заработная плата за 2011-й год выросла менее чем на 10%. В 2010-м и 2009-м номинальный рост средней заработной платы составил по 12% в год. А в 2008-м – 17%. Темпы роста средней пенсии в 2011-м году также существенно снизились по сравнению с 2010-м и, особенно, – с 2009-м годом, когда в два этапа была проведена индексация, и средние пенсии увеличились более чем на 40%. Но, в те годы и темпы роста потребительских цен были существенно выше: 8,5-10 и 12% годовых, соответственно.

Третья причина, о которой мы уже неоднократно писали – снижение потребительских ожиданий и настроений, отмеченное с середины осени 2011-го года. Оценки гражданами своих материальных возможностей, и особенно – перспектив стали в этот период существенно более пессимистичными.

 

В Москве повседневные расходы в декабре 2011-го выросли по сравнению с ноябрем на 16%, а по сравнению с декабрем 2010-го – на 4,5%. В городах с населением более миллиона жителей – на 17 и 7%, соответственно. А в городах с населением в несколько сот тысяч жителей – на 6 и 8,5%.

У семей с самыми низкими доходами повседневное потребление в декабре выросло по сравнению с ноябрем на 17,5%, а с декабрем прошлого года – на 13%. У семей со средними доходами показатели – 13 и 8%, соответственно. А вот у наиболее обеспеченных семей расходы в декабре выросли к ноябрю на 13%, а к декабрю прошлого года – снизились на 1%. В декабре прошлого года у этой группы расходы выросли на 24% и к ноябрю 2010-го и к декабрю 2009-го. Так что «сэкономили» на подготовке к празднованию Нового года прежде всего те, кому есть на чем экономить, и куда урезать относительно высокие расходы.

Средний чек в декабре 2011-го вырос на 11% по сравнению с ноябрем. По сравнению с декабрем 2010-го он оказался выше только на 4,5%. А по сравнению с декабрем 2008-го рост среднего чека составил 37%. При росте номинальных расходов на 47% за три года.

В Москве средний чек в декабре 2011-го вырос по сравнению с ноябрем на 13,5%, а по сравнению с декабрем прошлого года – на 5%. В городах с населением более миллиона жителей – на 13 и 6,5%, соответственно. А в городах с населением менее миллиона жителей – только на 7 и 3%.

Баланс продовольственных и непродовольственных товаров в повседневной корзине (без учета крупных покупок и оплаты услуг) вернулся к привычному для любого декабря уровню. 74% — продукты питания и 26% — непродовольственные товары повседневного спроса.

 

СПРАВКА:

Исследовательский холдинг Ромир разработал новый инструмент измерения потребительской реальности – «Ромир — индексы покупательской активности», рассчитываемые на основе панели домохозяйств, оснащенных сканерами штрих кодов.

«Ромир — индексы покупательской активности» отражают динамику потребления товаров повседневного спроса и цен на них, качественный и количественный состав потребительской корзины, изменения в предпочтениях в отношении мест покупок жителей российских городов.

Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые, верифицированные данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 500 000 жителей и более (технология сканирования штрих кодов).

 

Диаграмма 2. Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса

100% = январь 2008-го года.

 

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены