Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Кому в Нижнем жить хорошо?

Алексей Мокров, к.э.н., генеральный директор маркетингового агентства «Медиа Навигатор»
mokrov@navigator.nnov.ru

Вот уже около двух столетий нижегородцы традиционно считают свой город «карма-ном России». Времена меняются, а стереотип живет. Но жизнь неизбежно вносит свои кор-рективы. Как сегодня живут нижегородцы? Какие изменения произошли с ними за послед-ние три года? На эти и другие вопросы мы получили ответы в ходе ряда проведенных социо-логических исследований.

Как известно, одним из основных факторов, определяющих бытие и сознание людей, является их материальное положение. Мы проанализировали изменение уровня дохода жи-телей Нижнего Новгорода с 2000 по 2003 годы и получили следующие интересные результа-ты.

В ходе исследования все жители города были разделены на 6 групп по уровню матери-ального положения (дохода): «Бедствующие», „Бедные“, „Середняки“, „Зажиточные“, „Бо-гатые“ и „Сверхбогатые“. Распределение жителей города по уровням дохода и его динамика за последние три года имеет следующий вид:

Динамика материального положения населения Нижнего Новгорода

Группа «Сверхбогатые»

В данную группу входят нижегородцы, не испытывающие никаких материальных за-труднений. Это, по большей части собственники успешных бизнесов или высокооплачивае-мые топ — менеджеры. Они могут позволить себе купить все, что захотят (ну, в разумных пределах, конечно), вплоть до коттеджа, машины или яхты. Таких среди нас всего около 1% (то есть каждый сотый) причем за три года число их в Нижнем Новгороде практически не изменилось.

Группа «Богатые»

Похожи на богатых, но с покупкой дома или дорогого автомобиля могут возникнуть некоторые затруднения. По социальному статусу, в основном, менеджеры высшего звена и члены их семей. Таких на сегодняшний день в городе около 10%. Причем, что очень важно, за три года число представителей данной группы увеличилось практически в 3 раза!

Группа «Зажиточные»

Сюда входят обеспеченные нижегородцы, которые не испытывают особых затруднений с покупкой товаров длительного пользования (класса бытовой техники) и могут себе позво-лить 1 — 2 раза в год отдохнуть с семьей за границей. Как правило, это хорошие специалисты и менеджеры среднего звена. Таких людей в городе около? , причем их число с 2000 года выросло в 1,5 раза, но на 2003 год рост практически исчерпан.

Группа «Середняки»

Представители этой группы нормально обеспечивают себя пищей и одеждой. С покуп-кой предметов длительного пользования возникают известные затруднения. Группа самая многочисленная (около 40% жителей). Основную массу «середняков» составляют рабочие и служащие. Интересна динамика изменения численности данной группы. Если с 2000 по 2002 годы наблюдается уверенный рост числа „Середняков“, то в 2002 — 2003 годах их число снижается практически на 10%. Очевидно, что „середняки“ перераспределились между „бедными“ и „зажиточными“.

Группы «Бедные» и „Бедствующие“

Основная часть бюджета представителей данных групп уходит на питание, покупка одежды уже вызывает затруднения. Социальный состав групп — рабочие, служащие и пен-сионеры. Из графика видно, что численность «бедствующих» за последние 4 года практиче-ски не изменилась, в то время как „бедных“ стало меньше. Однако важно отметить, что чис-ло „бедных“ несколько выросло в 2003 году по сравнению с 2002.

Анализ полученных данных позволяет сделать главный вывод: уверенная тенденция к общему росту доходов населения в 2000 — 2002 сменилась в 2002 — 2003 годах тенденцией к дифференциации общества. Если два года назад можно рост доходов наблюдался практиче-ски повсеместно, то сегодня он продолжается только для обеспеченной категории граждан. Складывается впечатление, что общество разделяется на тех, кто нашли себя в новой жизни и тех, кто в ней окончательно потерялись.

В Нижнем появился тот самый пресловутый средний класс, представленный «зажиточ-ными» нижегородцами. Таких более четверти и число их уверенно растет. Вместе с тем, примерно с такой же скоростью растет число необеспеченных граждан, и это не может вну-шать оптимизм. Хотя, возможно, это является краткосрочной тенденцией и в 2004 — 2005 го-дах ситуация выправится.

Тем не менее, в целом за период 2000 — 2003 гг. среди нижегородцев наблюдается уве-ренная тенденция к повышению уровня материального благосостояния. Это позволяет наде-яться, что в ближайшем будущем жить всем нам станет еще лучше и веселей.

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены