Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Как жить дальше среднему бизнесу?

Как жить дальше среднему бизнесу?

Игорь Березин
Исследователь, консультант, президент Гильдии Маркетологов
Алексей Кошенков
Менеджер, предприниматель, директор компании «Топ Менеджмент Формум»

Что такое средний бизнес?

Прежде всего, наверное, следует определиться в терминах. Что есть средний бизнес? Это не такой большой бизнес как «Крупный», но и не такой маленький как „Малый“. С точки зрения оборота или выручки это — от 50-100 миллионов до 3-5 миллиардов рублей в год. Разница, конечно, значительная – почти два порядка, но и отраслевая специфика очень велика. Исследовательская компания с оборотом с 150 миллионов рублей в год – средняя, и даже довольно крупная на своем рынке. Торговая сеть с оборотом в 4 миллиарда рублей в год – средняя, и даже небольшая на своем рынке. С точки зрения числа занятых средний бизнес – это от 50-100 до 1-2 тысяч сотрудников. С точки зрения рыночной позиции – это опять таки серединка между десятками процентов и претензией на доминирование у крупнейших игроков и ничтожной долей процента у каждого из „малышей“. Хотя, опять-таки отраслевая специфика и здесь играет значительную роль. Есть рынки, ну, например, пива или соков, которые практически целиком поделены между крупными игроками, не оставившими „середнякам“ места, а есть и такие на которых как раз в основном присутствуют средние игроки. С точки зрения структуры и системы управления средние компании уже достаточно велики, для того, чтобы управляться одним-двумя учредителями – владельцами в режиме «ручного руководства; но еще далеки от полного разделения владения и управления с выстраиванием многоуровневой системы менеджмента.

И сколько такого бизнеса есть в России? Много! Точной цифры не знает никто, но счет точно идет на десятки тысяч организаций. В каждом субъекте нашей необъятной Федерации найдется от 500 до 1000 компаний среднего бизнеса. Субъектов 80, или около того. Итого – от 40 до 80 тысяч средних компаний. И это без Москвы и Санкт-Петербурга.

В крупном бизнесе в России занято около 40% всех работающих за пределами социального и государственного секторов. В малом – около 20%. В среднем, стало быть, тоже около 40%. Это порядка 20 миллионов человек. Если средний размер компании среднего бизнеса принять равным 250-500 сотрудникам, что весьма похоже на правду, то опять получается от 40 до 80 тысяч средних фирм. Средний бизнес дает около трети ВВП, а вернее Совокупного Общественного Продукта (СОП). Крупный – половину, малый – 15-20%. Совокупный оборот компаний среднего бизнеса составляет около 15-20 триллионов рублей в год. Если принять средний оборот одной фирмы в 200-500 миллионов рублей в год, то снова выходим на цифру в 40-80 тысяч компаний среднего бизнеса.

Ну, и в чем же проблема?

Почему вопрос о стратегии дальнейшего развития мы адресуем в первую очередь именно среднему бизнесу? О стратегии для крупного бизнеса (по)заботится государство, которое прямо или косвенно контролирует большую часть этого бизнеса. Градообразующие предприятия, «президентский список», „системообразующие“, „стратегические“, „инфраструктурные“ и т.п. и т.д. Ну, не дадут им совсем уже утонуть. В крайнем случае -национализируют или включат в действующие олигархические конгломераты. Пространство выбора стратегий для малого бизнеса сильно ограничено его ближайшей средой обитания. Плюс – какая-никакая государственная поддержка. Те же льготные кредиты. Упрощенная система налогообложения. До среднего бизнеса дела нет никому, кроме его владельцев. Он всегда на последнем месте. Даже в устоявшихся лингвистических конструкциях. Вслушайтесь: „крупный и средний бизнес“, „малый и средний бизнес“. Всегда именно так.

Почему вопрос о стратегии для среднего бизнеса стал актуальным именно сегодня? Потому, что идеи, двигавшие его развитие в предыдущие два десятилетия, исчерпаны, а новых пока не видно. Ключевой идеей 90-х было создание бизнеса, открытие «новых» для России рынков и видов деятельности, разгосударствление. От разгосударствления собственности среднему бизнесу мало что досталось. Все самые лакомые куски получили олигархи. На то они и олигархи. А вот в разгосударствлении занятости средний бизнес вполне успешно принял участие. Вначале 90-х из госсектора можно было „переманить“ очень неплохих сотрудников, и всего за сотню долларов в месяц, максимум. Толковые кадры, разумная бизнес идея, смелость, везение, молодость (средний бизнес тогда делали в основном двадцатипятилетние) и бесшабашность, безалаберные и еще толком не применяющиеся законы и налоги. Все это обеспечивало сумасшедшую рентабельность. До 50% в месяц и выше.

Ключевой идея нулевых был быстрый рост. Росло все: заработная плата и прибыли, доходы и расходы населения, экспорт и импорт, объемы продаж и цены. И практически все рынки. Росло и в реальном выражении на 5-7% в год, а то и на 10-15%. Но еще быстрее росло номинально – на 20-25, а то и на 30-40% за год. Росли также «аппетиты» наемных работников, налоговой службы (госбюджета) и „акционеров“. Но общий рост позволял удовлетворять все эти аппетиты. И вполне прилично зарабатывать. Рентабельность составляла около 50% годовых, а то и выше. Кто-то рос быстрее и укреплял свои позиции, и даже подумывал о переходе в другую „весовую категорию“. В ту где IPO, государственно-частное партнерство, зарубежные партнеры, советы директоров и прочие „взрослые игры“. Кто-то рос медленнее и постепенно сдавал свои позиции, но этот процесс шел медленно и проигрыш был далеко не очевиден.

Феерический рост закончился осенью 2008-го года. На следующие 1,5 года ключевой идеей стало выживание. «Рубим косты», оптимизируемся, избавляемся от излишков и ведем себя скромнее. Эта идея уже отработана. Выжили. Не все, но 80% среднего бизнеса имевшего место под солнцем осенью 2008-го было живо и осенью 2010-го. Что дальше?

Никто, кроме самих предпринимателей не ответит на вопрос.

Какие варианты?

«Забугорный рантье». Продать все, что можно продать в России: бизнес, недвижимость. Купить квартиру или дом, виллу в Чехии или Испании. Открыть там какой-нибудь консервативный бизнес и жить тихо, спокойно. Вариант не плохой. Было бы чего продавать. Цена въездного билета — 1,5-2 млн. евро. Включая решение жилищного вопроса. Миллион евро вложенный в устойчивый консервативный бизнес в „старой Европе“ даст перспективу иметь 60-90 тысяч годового дохода. Уверенный европейский средний класс. Не верхний-средний, а именно – средний. Средненький. А еще придется учить язык. И местные законы. А они писаны местными бюрократами никак не для заезжих рантье. А еще придется смириться с тем, что до конца жизни будешь чувствовать себя гражданином „второго роста“. И дети – скорее всего тоже. Но ради внуков можно и потерпеть. А еще надо быть очень большим оптимистом. Судя по всему, даже средний класс весьма благополучных в прошлом стран „старой Европы“ в перспективе 20-30 лет ждут „веселые времена“.

«Пристроившийся возле кормушки». Кто-то ведь все равно будет обслуживать (холуйское понятие, однако) интересы крупных компаний и государственных структур. В т.ч. весьма „специфические“ – так почему бы не мы. Но, с другой стороны коррупционные схемы в последние время стали откровенно циничными и весьма не безопасными. Если раньше, грубо говоря, можно было взять десять миллионов, откатить три, на пять сделать достойную работу и два заработать, то сегодня благодаря тендерам и электронным торгам дадут пять, откатывать надо те же три, а работы будут требовать на все семь. И что самое смешное – желающие „повальсировать с медведем“ все еще находятся. За место у коррупционной кормушки идет ожесточенная борьба среди молодых, голодных и как бы это помягче сказать – немного отмороженных предпринимателей. Оно нам надо?

«Переквалифицировавшийся в управдомы». А может – ну его, бросить все и пойти на государственную службу или наемным менеджером в крупную компанию, желательно – полугосударственную. Придется, правда, выиграть конкуренцию у алчущей того же молодежи и бывших владельцев малого бизнеса в массовом порядке освоившими такой переход еще в 2009-м. Ну, и, конечно, немного поломать себя. И ментально, и поведенчески. Ну, типа того, что скажет новый начальник приезжать на работу к девяти, значит – будем спать на час меньше и приезжать к девяти.

Ну, и самый банальный вариант — продолжать свой бизнес в России. Не «пилить», не обманывать, не воровать… Новая шутка быстро ставшая „бородатой“ — „воровать стало так тяжело и противно, что мы решили попробовать работать честно“.

ДА, придется искать новые ключевые идеи.
ДА, придется по-новому взглянуть на свой бизнес.
ДА, придется по-новому выстраивать взаимоотношения с наемными менеджерами.
ДА, наверное, придется учиться и хорошо бы понять чему и, главное — у кого.

Но, в конце концов – нас же много. По самым скромным оценкам владельцев, совладельцев, партнеров среднего бизнеса в России несколько десятков тысяч человек. А по «нескромным» — несколько сотен тысяч. И даже если „банальный вариант“ выберет только 10% предпринимателей, то потенциальный размер „Круглого Стола Среднего Бизнеса“ составит от нескольких тысяч до пары десятков тысяч участников.

Если Вы считаете, что время учиться на чужих ошибках, если настал тот момент, когда можно смело перенимать опыт и внедрять в системы управления и развития новые идеи, нам с Вами по пути.

«ТопМенеджмент Форум» работает для тех владельцев и руководителей предприятий среднего бизнеса, кто твёрдо решил работать прозрачно и максимально эффективно. Кто готов перенять опыт отечественных и зарубежных коллег и добиться высоких результатов в России.

Те круглые столы, которые мы будем проводить совместно с представителями среднего бизнеса, конференции и мастер-классы должны стать одними из самых массовых в этой области. Партнёры, владельцы и совладельцы бизнеса, оценённого как средний – это, как говорилось выше, десятки, а то и сотни тысяч человек в нашей стране. Поэтому объединившись, можно смело говорить в кругу таких же бизнесменов, как Вы, обо всём, что волнует Вас и от чего зависит Ваше дело. Мы работаем для того, чтобы средний бизнес в нашей стране стал на голову выше, приобрёл стратегии и новые пути развития.

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены