Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

Как выбрать высшее образование для своего ребенка

Как выбрать первое высшее образование для своего ребенка?

 

«С чем бы вы хотели войти в XXI век – с тостерами или электронными сканерами?»

Джек Уэлч

«Не всё то золото, что блестит!»

                                                                                              Народная мудрость

 

Обозначенный в заголовке вопрос рано или поздно начинает волновать каждого вдумчивого родителя. Что можно посоветовать в данном случае, на что опереться и каким тенденциям следовать. Будем рассуждать как истинные маркетологи – главное для потребителя – удовлетворение потребностей. А используя иерархию Маслоу – достижения уровня самосовершенствования, превращения себя в бренд по данному направлению (или как минимум высоко котирующуюся Торговую марку). Так какие же они – потребности и кто является целевой аудиторией?

 Первая целевая аудитория — непосредственно сам ребёнок, его предрасположенности, навыки, уже к этому времени сформировавшееся предпочтения и жизненный опыт, окружающая среда и пр. К сожалению современная школа и информационное пространство, вместо того чтобы помочь ответить на данный вопрос вносят только сумятицу и неразбериху! Достаточно открыть RBC и оттуда Уральский полдпред активно агитирует за превращение «пытливых умов юношей» в физическую силу и усиленно начинает агитировать за овладевание рабочей профессией. Как недальновиден и ошибочен такой подход. Эпоха рабочих рук прошла – мы живём в новом времени, открывающем новые перспективы, в котором основным производителем благ становится мозг человека, его интеллект. Для этого достаточно открыть деловой бестселлер Стивена Кови, где уже с первой страницы на нас смотрит приведённая „лестница“ развития человеческого общества.

Куда движется человечество

Рис. Куда движется человечество

 

 

С другой стороны – активно поучающие молодое поколение «олигархи» — которые делятся своим сомнительным жизненным опытом. Причём доносится основная „философия“, что в жизни главное деньги и богатство, ох за что ненавижу Роберта Кийосаки „Богатый папа, бедный папа“, особенно за данную фразу: „Существуют правила денег, по которым играют богатые, и есть правила, по которым играют остальные 95% населения. “ При этом, они совершенно забывают сказать о том, что без этого богатства они превращаются в пустое место, и влачат серое существование. Мне значительно больше по душе основная мысль книги „Бизнес в стиле Funk“: „Бизнес пляшет под дудку таланта“. Отсюда и основной вывод – новый член нашего общества должен быть конкурентоспособен, как специалист. Причём из раздела конкурентоспособности мы знаем, что компания больше всего конкурентна в том направлении, где у неё накоплены наилучшие компетенции. И так делаем первый вывод по направлению выбора высшего образования (вариант ПТУ оставляю на совести Холманских): дальнейшее обучение должно развить те навыки, которые у ребёнка уже явно проявились и являются значимыми для дальнейшей жизни. Например – аналитический склад ума – значит направление или техническое или аналитическое, прекрасно рисует и разбирается в построение композиции – дизайнерское или архитектурное, любовь к языкам – направление связанное с лингвистикой, по уши сидит в исторической литературе и не вылазит из музеев – прямая дорга в археологический или исторический фронт. Особенно в последнее время меня умиляют инициативы ряда объединений – взращивать молодое поколение коммерсантов, при этом часто мечтой таких людей – ларёк с горячими сосисками у станции метро и пр.

Теперь перейдём к другой целевой аудитории – образно её назовём рынок (окружающая среда и пр), хотя я бы взял шире — Россия.  Конечно сразу хочется обратиться к классической работе написанной более полувека назад Теодором Левиттом  — «Маркетинговая близорукость». И действительно, тут самое важное ухватить тренд, а не запрыгивать в последний вагон, который отцепят на следующей станции. Посмотрите с каким усердием в 90-х да и в начале века наши сограждане кинулись осваивать бухгалтерские профессии – и результат, переизбыток рабочей силы на данном направлении, невысокая квалификация (ведь учились все кому не лень) и как результат зарплатное падение по отрицательной экспоненте. Прошу понять меня правильно – я не в коем случае не умоляю профессиональных высококвалифицированных бухгалтеров, коих единицы. Просто когда бухгалтером становились чистые гуманитарии, только из-за того что на тот момент это было престижно и высокооплачиваемо, то результат не заставил себя ждать. Перед тем как продолжить рассуждения, очень хочу процитировать Майкла Портера „Национальное процветание не характеризуется только природными ресурсами, имеющейся рабочей силой, уровнем процентных ставок и силой национальной валюты. Конкурентоспособность конкретной нации (страны) определяется способностью её бизнеса (экономики) вводить новшества и модернизироваться или другими словами конкурентные преимущества высокого порядка определяются в первую очередь производительностью и инновациями.“ Да сейчас, видя зацикленность власти на ТЭК, многие только спят и видят себя в составе данных компаний. Правильно ли это? Ну на ближайшую перспективу возможно и да, только вот общемировой тренд уже уехал далеко вперёд, а Россию по привычке, плетётся с отставанием лет на десять! В доказательство этому цитата Питера Дойля, уже содержащая подсказку о мощных трендах   «Производственные отрасли разделились на два типа:

¨ К одному из них относится традиционные направления (текстильная, угледобывающая, сталелитейная, автомобильная и химическая отрасли), для которых характерны высокая трудоёмкость и активное использование сырья. Они стремительно перемещаются в развивающиеся страны, в которых и то и другое стоит сравнительно дешево. В большинстве своём, такие отрасли страдают от проблемы избыточных производственных мощностей… Результатом становится падение цен и низкая норма возврата инвестиций.

¨ Ко второму типу относятся отрасли, основанные на информации и знаниях (аэрокосмическая, биотехнологическая, электронная, компьютерная, коммуникационная и фармацевтическая). Здесь затраты на заработную плату, как правило не превышают 5% от общего объёма затрат.»

¨ При этом нельзя забывать, что в стране всё же установлены и узаконены рыночные отношения, поэтому добавим ещё цитату Друкера, связанную с маркетингом «Так как целью коммерческого предприятия является привлечение и удержание покупателей, у него могут быть две и только две функции: маркетинг и инновации. Маркетинг и инновации обеспечивают результаты… Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными. Цель маркетинга — узнать и понять клиента настолько, чтобы товар или услуга точно соответствовали его требованиям и продавали сами себя.», таким образом маркетинг становится основным трендом коммерции.

 

Вообщем тренды мы начинаем нащупывать – теперь необходимо соотнести ключевые зарождающиеся навыки юных дарований и наиболее соответствующие им отрасли/профессии естественно с положительным трендом, куда можно было бы уверенно идти, продолжая совершенствоваться, самообучаться, достигая высочайшего профессионализма и в конце концом становясь «человеком-брендом». И вообщем-то всё бы это достаточно неплохо, если бы не ряд „но“.
На рынке труда, как и на всех других рынках существует конкуренция и наших молодых специалистов не ждут с распростёртыми объятиями. Зарплата на первом этапе так же не вызывает восхищения. Ну и наконец – огромное количество ВУЗов, большая часть из которых „откровенно слабые“, да и преподавательский состав за последние годы откровенно недружественной политики по отношению к образованию, явно сдал свои позиции. А уж что говорить об откровенной дискредитации отечественной науки с помощью „гениального“ ЕГЭ, который оставляет совершенно не удел весьма талантливых и подающих надежды молодых людей, давая дорогу серости и блату, о чём не так давно я решил написать Президенту страны, но к сожалению не нашёл понимания (письмо находится на моём сайте http://kii05.narod.ru). Самое опасное, что суть ЕГЭ противоречит известной мудрости Гельвеция: „Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов“. Главное последствие этого — новые поколения обречены на полное непонимание мира. Даже Барак Обама ‎в своё время сказал»…Учителей нельзя заставлять тратить академический год, готовя учащихся заполнять пустые клеточки в стандартных тестах, Они получат поддержку в том, чтобы выстраивать обучение учащегося, а так же оценивать его готовность к колледжу и к работе на основе индивидуализированного, пусть затратного времени похода». В данном случае надеюсь всё же на благоразумность чиновников из Минобразования, которые всё-таки прислушаются к голосу разумной части населения.
Теперь уже, когда мы уже достаточно сильно сузили варианты выбора ВУЗа, попробуем перейти к самому главному (в принципе в чём и суть то самой статьи), их непосредственному выбору. И опять куда же без маркетинга! Самый простой способ, при наличии достаточно обеспеченных родителей и самостоятельности подростка – выезд для обучения за рубеж. Существует огромнейшее количество мировых рейтингов различных ВУЗов, причём составленных так же в разрезере различных специализаций. НЕ буду отнимать Ваше внимание на примеры и перечисления, достаточно пять минут погуглить, чтобы уже собрать первоначальный материал. Но выезд за рубеж – удел немногих, более того, часто специалист, окончив зарубежный ВУЗ или продолжает там учёбу в аспирантуре или устраивается в другой стране на работу.
Нас же в данной статье интересует именно обучение в российском ВУЗе, к чему и возвращаемся после небольшого „зарубежного“ отступления.
К сожалению хороших репрезентативных рейтингов российских ВУЗов не существует, но даже из имеющегося материала, можно найти ряд соответствий и попытаться самому составить „свой“ список с учётом рейтинга. Обязательно выбирите как минимум пять ВУЗов и далее их тщательно проработайте (посмотрите средний бал по ЕГЭ, поступивших в прошлом году – обычно он не сильно варьируется, посмотрите набор факультетов, соответствующих вашим пожеланиям, как минимум их должно быть больше одного, на всякий случай просмотрите параметры попадания в бюджетную группу и так же оцените свои финансовые возможности, если этого не произойдет). Не стоит зацикливаться на одном направлении, если к примеру развиты аналитические способности можно рассмотреть, как техническую специальность, так и ряд профессий имеющих дело с серьёзной аналитикой. Если Вы идёте на маркетинг, можно подать документы как на маркетинг, так и на экономику (заранее понимая что пойдёте в дальнейшем в группу с маркетинговым уклоном), так на бренд-менеджмент, который вообщем-то даёт то же самое маркетинговое образование. За чем делать такую „расфокусировку“, нет ли здесь противоречия с некоторыми высказанными мыслями в начале статьи. Конечно есть, но тогда за чем это делается? В первую очередь это делается для того чтобы повысить вероятность поступления в ВУЗ при существующей сейчас системе ЕГЭ, мы раскладываем яйца по разным корзинам и как наилучший вариант – это попадание в маленькую группу бюджетников, ну кому из родителей охота платить от 150 до 300 т. руб. за учебный год. Далее начинается сам процесс поступления. Из отобранных трёх ВУЗов вы подаёте документы (точнее их копии) на 2-3 факультета в данном ВУЗе, наиболее подходящих вам по дальнейшей специальности. Далее начинается в прямом смысле детектив. ВУЗы вывешивают первоначальные списки желающих обучаться. Не стоит расстраиваться, если первоначально ваша фамилия окажется далека от первой сотни. Практически все поступающие работают по аналогичному алгоритму, в результате если вспомнить элементарную теорию вероятности, то шансы у Вас не так уж и плохи. Далее абитуриенты начинают соотносить свои позиции/места в различных списках с реальными возможностями поступить в ВУЗ и происходит перетасовка списка с естественным уменьшением количества его участников. Причём уменьшение в основном сильнее всего затрагивает первую сотню,так как у ряда абитуриентов есть сто процентная возможность пройти сразу в несколько ВУЗов и они останавливаются на одном. Таким образом, если Вы правильно рассчитали свои силы и возможности (ещё раз повторяю – тут нужен здравый расчёт без фантастических ожиданий), ваша фамилия уже оказывается в группе, которая по балам проходит в ВУЗ. Таким образом программа минимум – выполнена. Теперь бы всё же хотелось получить большее – то есть попасть на бюджетные места. Технология несколько напоминает первый этап, с той только разницей, что теперь абитуриенты начинают рассматривать варианты, где они с большей вероятностью становятся на бюджет (оценивают объём бюджетных мест, количество впереди идущих абитуриентов, рассматривают различные варианты дальнейшего хода событий). Но хочу внести одно важно замечание – фанатичная погоня за престижным ВУЗом, которая просто превращается в самоцель для некоторых родителей, обычно не оправдывает возлагаемых ожиданий, а ещё хуже – часто становится разочарованием. Ведь поступление в ВУЗ – это лишь первая ступенька огромной лестницы по которой человек поднимается к вершине самосовершенствования и высокого профессионализма. Многие студенты, попавшие в „престижные“ ВУЗы просто расслабляются, и предполагают, что знания сами собой уложатся в их головушке. Вот здесь и кроется серьёзная ошибка. Без упорнейшего труда, обязательного изучения дополнительной литературы, самообучения – даже самый престижный ВУЗ не сделает из студента гения, в лучшем случае достаточно среднюю серую посредственность. Самое главное донести эту мысль до своего ребёнка и постоянно внушать ему – не останавливаться на достигнутом.
    Наверное мы уже слишком ушли от темы в чисто практическую плоскость, чего бы не хотелось сильно делать ведь название статьи сделано именно с упором на выбор ВУЗа для первого высшего образования. В самой теме есть небольшая подсказка, сильно облегчающая нам жизнь (первое образование). Ведь не для кого не секрет, что многие высоко квалифицированные специалисты имеют несколько высших образований. Это в первую очередь связанно с тем, тема, которой в дальнейшем хочет заниматься специалист достаточно сложна и многогранна. До сих пор идут споры – маркетинг- это наука или нет. На мой взгляд это квинтэссенция ряда наук: Матанализа, экономики, статистики, психологии, социологии и пр. В связи с тем, что ряд этих наук в общем курсе читаются бегло (иногда вообще на преподаются) в дальнейшем желательно заполнить получившийся пробел дополнительным обучением. Ту же ситуацию имеем и по ряду других профессий – тот же аэродинамик будет недостаточно профессионален, без мощного комплекса сложных вычислительных методов с написанием/использованием сложных компьютерных программ.

В заключении данной статьи хотелось бы ещё раз повторить – почувствуйте то в чём вы сильны, развивайте свои компетенции в этом направлении, осмотритесь вокруг и посмотрите тренды рынка, выберите профессию, которой бы вам хотелось заниматься всю жизнь (хотя бы большую её часть), выучитесь её азам в ВУЗе и смело идите вперёд к намеченной цели. И главное усвойте для себя, что деньги это лишь сопутствующая составляющая вашего успеха, главное это профессиональное признание на уровне высококлассного специалиста и «человека бренда» в данной отрасли.

Козуля Игорь