Полезная рассылка Гильдии Маркетологов

Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

Как найти IT?

Статья впервые напечатана в журанле «The Chief» — декабрь 2007 года.

Текст Ольга Блейхман, Российская гильдия маркетологов

Чего ждет руководитель от информационных технологий? Стройной и сбалансированной работы, как минимум. Но путь к совершенству непрост.

Известно, что в конкурентной борьбе побеждают те компании, которые быстрее реагируют на изменение рыночной обстановки. Эту быстроту, вроде бы, должны обеспечивать современные информационные технологии (IT) — и не только в области связи, но и в области автоматизации бизнес-процессов.

Дело не только в «последней миле» провода (того самого, в телефонной трубке менеджера), на которой все стопорится. Дело еще и в „притирке деталей“, а именно — в согласовании и синхронизации различных „лоскутков“ IT-системы.

Именно таким становится положение дел после нескольких лет работы разных IT-специалистов разной квалификации (почему они меняются -разговор отдельный). И часто лоскуты не подогнаны друг к другу, и система, «сшитая» из фрагментов разных IT-решений, не обеспечивает выполнения поставленных перед ней задач.

Причин рассогласования может быть множество. Путей решения проблемы не так уж и много.

Путь направо: copyright

Зададим провокационный вопрос: каждому ли руководителю известно, что он несет личную ответственность за такую неочевидную вещь, как лицензии на программное обеспечение (ПО)? И «начинка» компьютеров, так называемый „софт“, не менее важна, чем „железо“.

Этот вопрос особенно часто обсуждается в последние годы и даже месяцы, после очевидной активизации представителей Microsoft (и не только). Уже сейчас требования к законности программного обеспечения в России стали очень строгими. Нарушение законодательства в области использования интеллектуальной собственности (это включает ПО) признано в РФ тяжким преступлением, с наказанием в виде лишения свободы до 6 лет.

Каждому шефу приходится задумываться: «А что там у нас с программной начинкой наших компьютеров — нет ли там какой-нибудь опасности?». Как решить, что в этой ситуации важно, а что может оказаться просто „пугалом“, чтобы увеличить прибыли самых „резвых“ IT-компаний? Как разобраться, какие именно программы актуальны для бизнеса, а какие — „мыльные пузыри“? Для того чтобы держаться на современном уровне, но и не пасть жертвой „сверхновых веяний“, да еще быть полностью уверенным, что шеф не попадет в ряды „пиратов“, мы предлагаем прочитать нижеследующее.

Путь налево: свободное ПО

Дорога «налево» не всегда „левая“: зачастую это вполне оправданная альтернатива „правому“, довольно затратному пути.

Если у вашего предприятия географически распределенная структура, сеть филиалов, планируется расширение деятельности, — надо задуматься о том, что в каждом филиале, на каждом рабочем месте придется оплачивать лицензии на программное обеспечение… или использовать один раз одну, общую лицензию для «свободного ПО» — она будет официально действовать на любое количество компьютерных рабочих мест организации, которая приобрела комплект СПО.

Финансовый директор будет счастлив узнать, что применение СПО позволит предприятию экономить на затратах по оплате лицензий. Пример из жизни — предприятие, в котором 200 сотрудников, и еще 10 таких же филиалов по России, затратило примерно 30% бюджета, отпущенного на автоматизацию, только на оплату лицензий на ПО. К сожалению, их шеф только после оплаты узнал о существовании СПО и возможности значительной экономии.

Для шефа это значит, что имеющийся парк компьютеров вполне послужит еще несколько лет, остановится гонка за новейшими моделями компьютеров по принципу «быстрее, новее, дороже» — и создаст шефу передышку для решения других важных задач. Есть и еще один аргумент в пользу СПО: требования к аппаратной части, то есть непосредственно к самим компьютерам, для СПО гораздо ниже. Устойчивость к вирусам тоже является преимуществом СПО и фактором спокойной жизни шефа.

Путь прямо: «из-под одеяла»

Что бы мы ни говорили об альтернативах, главный способ вылезти из-под «лоскутного одеяла» — приобретать не просто технику, а решения „под ключ“ от компаний, которые много лет работают в IT-сфере и имеют положительный опыт реально внедренных проектов. Внимательно прочитайте отзывы: ведь даже самые засекреченные заказчики любят сообщать об удачно выполненных проектах. Так что если отзывов нет — это должно насторожить вас. Не станет ли ваша компания площадкой для разминки новичка, который совсем недавно был взят на „до-обучение“ в очень уважаемую, многоопытную компанию?

В первую очередь, важно наличие реального опыта данной компании по проектам в конкретной области деятельности. Народная мудрость напоминает, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать: посещение предприятия, где действуют предлагаемые IT-решения, знакомство с их реальной работой и мнениями потребителей.

Положительно характеризует поставщика предоставление различных вариантов сервиса, программы обучения представителей заказчика, образцы замеров и протоколов тестирования. Обязательно проверьте наличие официальных сертификатов; порадуют шефа награды и почетные звания — но только в тех случаях, когда награждающая и награждаемая организация не совпадают, что тоже иногда случается…

Полезно запросить тестирование услуги (например, запуск IT-задачи предприятия на площадке возможного поставщика, экспертиза IT-решения, которая будет подтверждаться объективными техническими данными (автоматическими протоколами, замерами и т.п.)). Если IT-консультант не может это обеспечить — это причина шефу насторожиться. Наличие длительного периода «Try-and-buy» (пробный период бесплатного тестирования услуги) стал важным фактором для выбора поставщика этой услуги компанией-системным интегратором общероссийского масштаба. Сервисная служба стремится предоставить все современные IT-услуги для своих заказчиков, так как сравнение поставщиков — это постоянный, никогда не прекращающийся процесс. Не зря кто-то из знаменитых деятелей маркетинга сказал: „Если ты забудешь о конкурентах, потребители забудут о тебе“.

Объективные экспертизы в России могут провести только самые опытные компании. Важным аргументом может стать наличие у IT-экспертов международных сертификатов и опыт именно в вашей сфере бизнеса. Чтобы выбор IT-поставщика стал более обоснованным, обратите внимание, есть ли возможность обучения специалистов заказчика. Иначе вы рискуете после выполнения основной задачи остаться наедине с проблемами, которые могут поставить в тупик ваших сотрудников, не знакомых с новыми методами.

Так, сотрудники Центра компетенции по UNIX-технологиям пересказывают пример из своей практики: так как имеющийся программно-аппаратный комплекс уже не удовлетворял растущие потребности крупной компании пищевой отрасли, его специалисты решили провести предварительное тестирование предполагаемого к закупке комплекса на базе Центра компетенции. Представители компании получили протоколы итогов тестирования, что помогло обосновать перед финансовым директором предприятия именно этот вариант закупки.

Поскольку на предприятии IT будут использовать не только инженеры и программисты, но и финансовый директор, главный технолог и т.д., шеф должен обратить внимание на то, чтобы суть задач не исчезла за «темным лесом» специализированных терминов — это опасный признав. В дальнейшем может оказаться, что каждая сторона понимает проблему по-своему, и вы получите совсем не то, что было необходимо. Поэтому заранее обратите внимание на то, чтобы все ответы экспертов были вам полностью понятны.

КСТАТИ

По-прежнему моден и актуален Customer Relations Management — автоматизация взаимоотношений с заказчиками (CRM). Процесс прост и понятен: шефу докладывают, организация закупает, IT-отдел внедряет, проводится обучение… По СМИ рассылается пост-релиз: «У нас внедрена современная CRM-система». Но если послушать неофициальные разговоры через полгода после внедрения — можно услышать немало интересного. Вот компания-разработчик интересуется у клиента: „Как у вас там CRM — понравилось, удобнее стало?“ — „Ну, да, купили, да, никаких претензий, работает…. Как применяем? (оглянувшись, нет ли рядом кого из руководства): Да так, понемногу… поздравляем партнеров и заказчиков с днем рождения, вот и все!“. Это — реальный случай реального разговора с представителем вроде бы вполне современной компании.

КСТАТИ

Если ваши сотрудники внутренне против любых изменений, то вам не помогут и самая лучшая техника и ПО. Успех в программе обучения должен стать предметом престижа для сотрудников! Для этого шефу полезно заранее продумать программу бонусов, чтобы стимулировать освоение нового. Для выбора поставщика шефу важно заранее выяснить возможности будущего ИТ-сервиса: реально ли без препятствий обратиться к нужному специалисту, как быстро реагируют на ваши звонки и электронные письма? Эти важные детали могут стать критическими. Обратите внимание, есть ли возможность мобильного удаленного доступа к службе поддержки, желательно круглосуточного. А если этот доступ еще и будет бесплатным — значит, здесь думают о своих заказчиках.

Блейхман Ольга