Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

ДОБРОВОЛЬНОЕ УЧАСТИЕ В ПОЗИЦИОНИРОВАНИИ КОМПАНИИ (о волонтёрстве в социальном маркетинге)

ДОБРОВОЛЬНОЕ УЧАСТИЕ В ПОЗИЦИОНИРОВАНИИ КОМПАНИИ (о волонтёрстве в социальном маркетинге)

На Руси всегда была принята «помочь» (так раньше говорили вместо „помощь“). В деревнях, если у семьи сгорал дом, строили дом всей деревней в течение трех дней. Погорельцы заселялись.
Осенью, в период квашения капусты, тоже собирались чуть не всей деревней в одном, потом в другом доме и с шутками-прибаутками рубили капусту сначала для одной семьи, потом — для другой.
Никому в голову не приходило брать за это деньги, тем более, что их не было. Люди знали, что в следующий раз помогут и им. На основе доброй воли.
В СССР видом добровольческой деятельности были так называемые „субботники“, на которые из-под палки выгоняли поработать желающих отдохнуть граждан. Обычно высаживали деревья, чистили слоновники в зоопарке, перебирали картошку и паковали овощи на овощной базе…
Существовали студенческие стройотряды, когда студентов посылали строить объекты в селах и деревнях или, например, собирать урожай. Последнее иногда бывало весьма приятно, если это был, например, урожай яблок. Дружба на всю жизнь, влюбленность, посиделки с гитарой у костра – всё это также очень украшало жизнь таких студенческих отрядов.
Сегодня добровольцы, т.е.волонтеры работают на общественных начала, их никто не заставляет трудиться во благо общества под страхом изгнания из рядов КПСС.
В России, где всегда исторически были в чести благотворительность (благие дела на пользу другим людям), которая чаще включала в себя материальные и финансовые пожертвования, меценатство – помощь науке и искусству и милосердие, то есть добро – „милое, доброе сердце/душа“, всегда была развита активная помощь другим людям. Это базируется на русском менталитете, духовных устремлениях и душевной склонности.
Примеров добровольной помощи и поддержки в XXI веке Россия знает множество.
Так, в 2010 году, когда в России были страшные пожары из-за засухи, люди оказывали помощь погорельцам, потерявшим жильё: собирали еду и вещи, игрушки для малышей, лекарства и многое другое в местах приёма помощи.
В 2012 году пресса писала о волонтерах, прибывающих в зону страшнейшего наводнения в Крымске: „Ликвидировать последствия паводка помогают почти 7 тысяч волонтеров. Люди брали на работе отпуска, бросали все свои дела и ехали в Крымск“. Сотни человек из Ярославля, Курска, Москвы, Тамбова и Липецка приехали тогда за свой счёт, потратили собственные средства, бензин, и главное, время, чтобы привести город в нормальный вид, разбирая завалы и убирая город в экстремальных условиях.
Когда сгорел приют для бездомных животных в октябре 2012 года, всем миром собирали помощь животным, оставшимся накануне зимы без крова и пищи. Волонтеры ездили и собирали по адресам старые одеяла, миски и еду для собак и кошек, чтобы те выжили.
Подобные акции являются продолжением добрых благотворительных традиций в России.
Создаётся впечатление, что, глядя на бездействие чиновников в некоторых вопросах, невероятный разгул коррупции и прочие беды нашего государства, в России возник такой „светлый протест“ — милосердие, благотворительность и волонтёрство. Многие, не желая больше ждать „милостей“ от тех, от кого зависит что-то хорошее, начали и продолжают помогать никому не нужным бабушкам, ухаживая за ними в домах престарелых, подбирают раненных животных, лечат и пристраивают их, приходят ухаживать в дома малютки и убираются в парках и дворах. Замечена тенденция убирать за своей собакой.
Молодежь замазывает надписи „спайс, микс, соль“ с телефонами на асфальте.
Волонтеры помогают искать пропавших детей и принимать участие в благотворительных акциях.
Человеку в бОльшей степени свойственно быть добрым, проявлять добрую волю, направленную на созидание. Это давно поняли и в Европе, и в США.
Какие задачи для себя решает каждый волонтер?
желание пообщаться/познакомиться с другими людьми, установить нужные связи и желание побыть в нужной среде, в том числе профессиональной (networking), желание поучиться. В числе мотивов волонтеров есть желание попробовать новый опыт или побывать в новых местах, поделиться своими знаниями. Научиться волонтеры могут многому: цивилизованному общению, попрактиковаться в нужном языке. Так, волонтеры проекта „Сочи-2014“ были отобраны на основании знания языков и коммуникабельности, желании работать и общаться, умении быть любезными. Это было отмечено всеми СМИ и благоприятно в числе прочих маркетинговых коммуникаций повлияло на положительный имидж России, которую кое-кто представлял себе иначе.
Кто-кто из волонтеров хочет отвлечься от работы и развивать свои интересы, кто-то – попробовать себя в новой сфере деятельности и др. Волонтёрство даёт возможность реализоваться творчески, познакомиться с интересными людьми и узнать мир. Иногда это может быть способом преодоления одиночества…
Самое главное, что волонтеры (от лат. voluntarius — добровольно) в идеале трудятся с энтузиазмом, потому что в основе деятельности лежит добрая воля каждого участия движения. Без этого утрачивается смысл.
И еще очень важный момент. Самое дорогой ресурс, который есть у человека, это не деньги, не предметы, а время. Поэтому тот, кто жалеет свое время, является, скорее, благотворителем и передаёт деньги тем, кто является истинным волонтером и расходует самый главный ресурс своей жизни.
Одно из определений волонтерства гласит: „волонтерство это добровольная, сознательная и бесплатная деятельность на благо других, выходящая за рамки дружественных и семейных отношений“, где принципами является добровольность и безвозмездное участие человека.
В основе традиционной волонтерской деятельности лежит идея и миссия: помочь другим. Людям, оказавшимся в трудной ситуации – детям, старикам, инвалидам, пострадавшим в зоне стихийного бедствия (наводнение, пожары, зона социальных взрывов и войн — и др). В число добрых побуждений волонтеров входит также желание создать вокруг красоту и порядок – высадить деревья, цветы и др. Работать в больницах и храмах – также потребность волонтера. Политические предпочтения также побуждают молодых людей с пылкими сердцами стоять сутками у метро и агитировать за своего избранника. Правда, говорят, это иногда оплачивается.
В 2001 году 11 сентября многие компании и известные персоны лично приняли участие как в судьбе пострадавших от акта агрессии, так и в уборке территории от завалов. Известные компании принимают под опеку то детский дом, то льва в зоопарке, куда направляют своих сотрудников для волонтерской практики.
Но каким образом связаны волонтерская деятельность и маркетинг?
Зачем такие компании, как кофейная компания Starbucks устраивает уборку парка Сокольники, а обувная компания Timberland привлекает к социально-политическому проекту „Обуй расизм!“ 530 волонтеров и 5090 часов общественных работ?
Зачем банк „УРАЛСИБ“ открывает программу „УРАЛСИБ – за здоровое поколение“, в которой предотвращает социальное сиротство и помогает детям и родителям обрести семью?
Пожалуй, ответ на этот вопрос даёт Чулпан Хаматова (фонд „Подари жизнь“): „Я очень рада, что в России развивается социальная ответственность компаний и частных лиц, и многие люди считают, что должны заниматься благотворительностью, потому что это положительно влияет на их репутацию“.
Нужно понимать разницу между благотворительностью и спонсорством. Если первое направлено на совершенно безвозмездную материальную и финансовую помощь людям, то второе предполагает некие выгоды и дивиденты, которые будет получены в виде бартера, промоакций, рекламы, известности и т.п. С этим связаны некие риски корпоративного волонтерства. Общественность не всегда верит в то, что волонтеры работают совершенно бескорыстно для себя и для компании. Поэтому надо соблюдать тонкую грань между откровенной PR-компанией и деятельности сотрудников компании по велению сердца.
Известно, что в маркетинге компании важнейшую позицию занимают коммуникации. Волонтерство активно участвует в этих процессах.
В добровольческой деятельности и компания, и сотрудники имеют свои цели.
Цели компании/организации:
Повышать имидж и репутацию компании, демонстрируя обществу и партнерам надежность, честность, „человеческое лицо“, коллективную ответственность;
 — укреплять команду, выявлять лидеров, объединять сотрудников;
 — укреплять КСО на уровне компании и каждого сотрудника, воспитывать приверженность корпоративным ценностям, лояльность к организации
 — участвовать в жизни общества, в развитии экономики,
 — предоставлять ресурсы компании для нужд страны, общества, людей
 — помогать сотрудникам-волонтерам людям, нуждающимся в помощи
На уровне маркетинговых коммуникаций – участие в социальных проектах дает возможности для PR связей с общественностью на всех уровнях – с местной властью, с фондами, с журналистами и др., а также дополнительные возможности для рекламирования и бартера.
КВ участвует также в стратегическом развитии компании,
Цели сотрудников компании:
 — вовлеченность в жизнь компании;
 — проявление и выявление дополнительных способностей;
 — повышение мотивированности к работе;
 — формирование лояльности к компании;
-повышение самоуважения, возможность почувствовать свою социальную значимость, моральное удовлетворение из-за добрых дел;
 — естественное желание делать добрые дела своими руками, жертвуя собственным временем;
 — служение не только компании, но и людям;
 — осознание своей пользы для общества, а не только для компании;
 — позитивный климат на рабочем месте, что важно для каждого сотрудника.
(частично взято из презентации И.И.Краснопольской (магистра социологии, „ВШЭ“) „Корпоративное волонтёрство в России и в мире“).
Таким образом, волонтерство сотрудников компании, направленное на пользу обществу и людям, выполняет задачи социальной корпоративной ответственности и включено в социальный маркетинг.
Как можно продвигать благотворительные проекты?
Во втором тысячелетии было бы странным не использовать такой информационный ресурс, каким является Интернет, и, в частности, соцсети.
Информация передаётся „из лички“ в „личку“. Открываются страницы и группы волонтеров. Формируются мероприятия.
Так, недавно открыта страница в FB, на которой была размещена важная информация для благотворителей и волонтёров. На странице был список предметов, в которых нуждаются люди, попавшие в беду, и контакты лиц, с которыми можно было связаться. В результате нашлись волонтеры-автомобилисты, которые отвезли в нужное место вещи и еду. До этого соцсеть позволяла держать связь с людьми на местах. Был организован сбор вещей, волонтеры объехали все адреса и забрали гуманитарную помощь.
Иногда в Сети организуются специальные ресурсы с информацией о времени и соседстве волонтеров, чтобы волонтеры могли бы приехать и забрать нужную помощь.
В XXI веке, когда кажется, что границ для информации и перемещения не существует, остаются незыблемые человеческие ценности: добро, забота, сострадание, милосердие. И, несмотря ни на что, еще сохраняются границы нравственности, морали. В России эти качества будут сохраняться, пока стоит сама страна. Сочетание личных побуждений сотрудников делать добро с интересами компании, может послужить хорошим мотиватором и будет способствовать личному развитию и достойному позиционированию компании.


© Ирина Денисова, член Совета и координатор цеха «Маркетинговые коммуникации» и клуба „Персональный маркетинг“ Гильдии маркетологов

Июль-2014

Автор просит соблюдать авторские права и при перепечатке ссылаться на авторство – И.Д.

Денисова Ирина