Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Август: Санкции немного подстегнули повседневное потребление

Август: Санкции немного подстегнули повседневное потребление

В августе 2014-го года повседневные потребительские расходы выросли в номинальном выражении на 4,5% по сравнению с июлем текущего года. Это типичный для последних трех лет рост последнего месяца лета. По сравнению с августом прошлого года повседневные расходы выросли в номинальном выражении на 8%. Годовой рост  номинальных расходов впервые за последние 10 месяцев не уступил инфляции потребительского рынка. Номинальное увеличение расходов в годовом выражении фиксируется четвертый месяц подряд (в мае было +6%, в июне и июле – по +4%).  Ростом потребления ответили на «продуктовые санкции» только обеспеченные жители Москвы и Санкт-Петербурга.

Игорь Березин

Ведущий эксперт исследовательского холдинга Romir, Президент Гильдии Маркетологов

 

Главной новостью потребительского рынка в последний месяц лета 2014-го года конечно же стали «ответные санкции», объявленные в самом начале августа и коснувшиеся поставок продуктов питания из США, Австралии и Западной Европы на российский рынок. В первые же недели после объявления российских «ответных мер» в СМИ стали появляться сообщения об ажиотажном спросе на отдельные виды продовольственных продуктов, попавших под санкции. На этом фоне от итогов августа можно было ожидать существенного роста индекса повседневного потребления. Рост действительно произошел, но только вот назвать его существенным никак не получается.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным  по технологии непрерывного сканирования покупок в домашних хозяйствах – см. Справку – в августе 2014-го года повседневные потребительские расходы выросли в номинальном выражении на 4,5% по сравнению с июлем текущего. Рост потребительской активности в августе по сравнению с июлем фиксируется ежегодно (кроме 2013-го года) с начала мониторинга Ромир в 2007-м году. В 2008 – 2010 гг. этот рост составлял 10 – 11%. В 2011 и 2012-м гг. – те же 4 – 5%, что и в 2014-м. Так что ничего необычного в нынешнем росте нет.

По сравнению с августом прошлого года номинальные повседневные расходы россиян выросли на 8%. Инфляция потребительского рынка в годовом выражении составила (по данным Росстата) те же 8 – 8,5%. Таким образом, реальные повседневные расходы в августе 2014-го оказались на уровне августа 2013-го. В августе 2013-го имел место 14% номинальный рост на фоне 6,5% инфляции. В августе 2011-го номинальный (восстановительный рост поле жаркого лета 2010-го) составил вообще фантастические 27% на фоне 7% инфляции. И лишь в августе 2012-го при инфляции в 6% имел место 8% рост номинальных расходов. Таким образом, можно говорить лишь о восстановлении потребительской активности на уровне августа прошлого года, но никак не о потребительском ажиотаже.  Но, и восстановление потребительской активности – это уже хорошая новость. Здесь будет уместно напомнить, что в течении предыдущих десяти месяцев (с октября 2013-го) потребительская активность на рынках товаров повседневного спроса сокращалась. С октября по апрель снижение реальных потребительских расходов составляло 5 – 8% в годовом выражении. А с мая по июль – 2 – 4%. И вот в августе снижение реальных расходов прекратилось.  

 

Доля продовольствия

В августе 2014-го доля продуктов питания в общем объеме потребления повседневных товаров (без учета услуг и крупных покупок) оставалась на уровне июня и июля – 57%. По сравнению с августом 2013-го она выросла на 5 процентных пунктов. Доля непродовольственных товаров повседневного спроса снизилась по сравнению с августом прошлого года и составила 43%.

С учетом изменения структуры повседневных расходов можно сказать, что расходы на продукты питания за год выросли на 18%, а на непродовольственные товары повседневного спроса сократились на 3% в номинальном выражении. Конечно, при большом желании можно приписать такой результат влиянию «ответных продовольственных санкций». Но, на самом деле, тенденция к увеличению доли продуктов в повседневных расходах наметилась еще в мае – июне текущего года. Когда никаких санкций еще не было. А вот с октября 2013-го по март 2014-го доля расходов на продукты снижалась в годовом выражении. В отдельные месяцы наблюдалось даже сокращение номинальных расходов на продукты питания на 10 – 15%. И вот теперь доля и объем расходов на продукты начали восстанавливаться.

 

Города

В Москве, невзирая на жару, еще в июле 2014-го произошел перелом в динамике потребительской активности. Наблюдавшееся с апреля по июнь сезонное снижение активности сменилось ярко выраженным ростом. В августе этот рост продолжился. +5% к июлю и +16,5% к августу прошлого года. Годовой рост реальных потребительских расходов в Москве составил в августе 7%. Очень высокий показатель. Весьма вероятно, что отчасти этот рост был стимулирован «продуктовыми санкциями» и объемной закупкой «запрещенных к ввозу продуктов» отдельными группами «гастрономически чувствительных» граждан. Таким образом, в июле - августе в Москве произошла своеобразная «компенсация» отставания в росте повседневных расходов, наблюдавшаяся много месяцев ранее.

В Санкт-Петербурге повседневные расходы в августе выросли на 3% к июлю и на 18% к августу прошлого года. И без того весьма не ярко выраженный в северной столице «сезонный спад» сменился уверенным ростом. Даже с учетом инфляции можно говорить о росте реальных повседневных расходов в Санкт-Петербурге на 8 -  9% в годовом выражении. Как минимум половину нынешнего питерского роста можно (с оговорками) приписать влиянию «продовольственных санкций». В августе 2013-го годовой рост составлял всего 9% в номинальном выражении.

В городах с населением 1 – 1,5 миллиона жителей повседневное потребление в августе выросло на 3% по сравнению с июлем, и лишь на 2,3% по сравнению с августом 2013-го. А в реальном выражении повседневные расходы снизились почти на 6%. Так что «ажиотаж санкций» этих городов совсем не коснулся.

В городах с населением 500 – 800 тысяч жителей повседневные расходы в августе выросли к июлю на 7,75%. Но предыдущие два месяца они сокращались в номинальном выражении. Годовой рост (август к августу) составил 7%, что даже немного уступает показателю инфляции потребительского рынка.

 

Диаграмма 1. Изменение повседневных потребительских расходов по городам различного размера в январе - августе 2014-го года; в номинальном выражении; в %

Источник - Ромир

 

Доходные группы

Потребители с доходами ниже среднего уровня в июле увеличили свои повседневные расходы по сравнению с июнем на 6,5%. В августе расходы сложились ровно на июльском уровне. А за год они выросли на 8,33% в номинальном выражении, что в точности соответствует расчетному значению инфляции потребительского рынка (Росстат). И если в июне и июле 2014-го года именно эта группа потребителей выступила в качестве локомотива роста повседневных потребительских расходов, то в августе она уступила эту роль более обеспеченным горожанам.

У группы семей со средним уровнем доходов повседневные расходы в августе выросли на 5,4% по сравнению с июлем. До этого они в течении двух месяцев снижались. Это был нормальный сезонный спад активности. По сравнению с августом 2013-го номинальные расходы у этой группы потребителей не изменились. Реальные – сократились на 8 – 8,5%. Месяц назад номинальное снижение составляло 8%, а реальное –  15%. Мы беремся утверждать, что потребители из этой группы в августе 2014-го точно не делали «сверхнормативных» закупок импортных сыров и прочих деликатесов. Отставание темпа роста повседневных расходов «среднего класса» от темпа роста расходов менее обеспеченных групп населения является косвенным свидетельством более медленного темпа роста номинальных доходов этой группы населения. И одним из основных, на наш взгляд, источником недовольства социальной и экономической политикой, которое проявляет часть представителей этой социальной группы. О чем мы неоднократно писали ранее.

У потребителей с доходами выше среднего уровня, повседневные расходы в августе выросли на 6% по сравнению с июлем. В июле также наблюдался рост на 6,5% к июню. Что было весьма необычно. В предыдущие годы в этот период обеспеченные горожане массово отправлялись в отпуска, уезжали из городов и повседневное потребление снижалось.

Создается впечатление, что многие представители группы уже отгуляли свои отпуска в мае – июне. По сравнению с августом прошлого года номинальные повседневные расходы у обеспеченных потребителей выросли на 12,3%, а реальные – на 3,5%. Хотелось бы приписать всплеск потребительской активности обеспеченных горожан исключительно воздействию «продуктовых санкций». Но, как было сказано выше, рост повседневных расходов в этой группе начался за несколько недель до их объявления.

 

Средний чек

Показатель среднего чека в мае неожиданно вырос сразу на 5,66% по сравнению с апрелем. Его абсолютное значение 224 пункта (за 100 принято значение января 2008-го года) оказалось третьим по величине за весь период наблюдений, после показателей декабря 2013-го и декабря 2012-го гг. В июне он снизился на 1% против майских значений. В юле – не изменился. А в августе – опять вырос, сразу на 4%, до 231 пункта.

По сравнению с августом 2013-го года средний чек в августе 2014-го вырос на 10,5% (в июле был рост на 5,7%, в июне - на 9,5%, в мае – на 11,5%). Таких высоких темпов роста этого показателя мы не видели уже очень давно. Есть соблазн приписать августовский рост исключительно влиянию «продовольственных санкций» и сверхнормативным закупкам попавших под них импортных продуктов. Да вот начался рост среднего чека еще в мае – т.е. за три месяца до объявления этих самых санкций.

В Москве средний чек в августе вырос на 4% к июлю и на 11,8% к августу прошлого года. Но в прошлом году наблюдался «нормальный» сезонный спад показателя. А в этом году – нет.

В городах с населением 1 – 1,5 миллиона жителей в августе средний чек не изменился. Так же как и в июле (к июню). А вот по сравнению с августом прошлого года он вырос на 10,4%.

В городах с населением 500 – 800 тысяч жителей в августе 2014-го средний чек вырос сразу на 9,5% до 278 пунктов. Это второй (после декабря 2013-года) показатель, и абсолютный рекорд для летних месяцев завесь период измерений. А вот за год средний чек в крупных городах вырос всего на 9%.

В августе 2014-го года средний чек вырос к показателям июлям по всем типам торговых точек, кроме дискаунтеров, где он не изменился. По супермаркетам рост составил 2%. Продолжив тенденцию умеренного роста, сформировавшуюся еще в мае. По магазинам торгующим через прилавок рост составил 3%. В июле также был рост на 2%. В июне – снижение на 1,5%. В гипермаркетах средний чек вырос на 5%. Это произошло впервые после пяти месяцев плавного снижения показателя. Видимо, сверхплановые закупки в августе потребители делали преимущественно в гипермаркетах.

За год (с августа 2013-го) средний чек в гипермаркетах вырос на 4,3%. В супермаркетах – вырос на 9,3%. В магазинах, торгующих через прилавок – вырос на 3,7%, а в дискаунтерах – вырос на 16%.

СПРАВКА:

Исследовательский холдинг Ромир разработал новый инструмент измерения потребительской активности – «Ромир - индексы покупательской активности», рассчитываемые на основе панели из 3600 домохозяйств, оснащенных сканерами штрих кодов.

«Ромир - индексы покупательской активности» отражают динамику потребления товаров повседневного спроса и цен на них, качественный и количественный состав потребительской корзины, изменения в предпочтениях в отношении мест покупок жителей российских городов.

Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые, верифицированные данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 100 000 жителей и более (технология сканирования штрих кодов). 

 

 

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены