Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

АССОРТИМЕНТ СЛАБОАЛКОГОЛЬНЫХ ГАЗИРОВАННЫХ НАПИТКОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ

УДК 339.37

Киселев В. М., д.т.н., проф.,

Эйрих А. А.

ГОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности»

АССОРТИМЕНТ СЛАБОАЛКОГОЛЬНЫХ ГАЗИРОВАННЫХ НАПИТКОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ

 

Опубликовано: Киселев, В.М. Ассортимент слабоалкогольных газированных напитков на региональном рынке/ В.М. Киселев, А.А. Эйрих//Пиво и напитки.- 2009.- №5.- С. 8-9

 

Для выявления тенденций рынка слабоалкогольных газированных напитков проведено исследование состояния рынка слабоалкогольных газированных напитков на примере гг. Кемерово и Новокузнецка. Молодой динамичный рынок слабоалкогольных газированных напитков, «взрослея», дифференцируется и по ценовым категориям. Если в стадии внедрения на рынок и бурного роста рынок был относительно однороден по ценовому признаку, то в настоящий момент времени наблюдается его ценовая дифференциация, которая свидетельствует о переходе данного рынка к этапу зрелости [1].

Покрытие рынка слабоалкогольными газированными напитками составляет 67%, причем эти напитки присутствуют во всех торговых каналах от супер- и гипермаркетов до киосков и павильонов.

Анализ численности товарных артикулов в анализируемой категории напитков показал, что средняя численность товарных артикулов в одном среднестатистическом месте продажи продовольственных товаров составила 12,4 товарных артикула. При этом максимальное значение численности этой товарной подгруппы составило 55 товарных артикулов. Корреляционная зависимость между глубиной ассортимента напитков анализируемых товарных подгрупп и размером торговой площади мест продажи отсутствует.

В анализируемом торговом канале более 80% продаж составляют 11 торговых марок, из них 7 производитель – компания Хэппилэнд.

В структуре торгового ассортимента рынка слабоалкогольных газированных напитков на российском рынке более чем на 20% от суммарного объема продаж в настоящее время представлена Джином-тоником. Популярность Джина-тоника объясняется, прежде всего, тем, что это первенец из категории слабоалкогольных напитков, компилированный с развитых зарубежных рынков. Популярность другого вкуса — апельсина (более 15% суммарного объема) объясняется предпочтениями россиян этого вкуса, знакомого, как вкус праздника, поддерживаемого глобальными товаропроизводителями соков и безалкогольных напитков (Фанта от Coca-Cola, Меринда от PepsiСо и др.). Вкусоароматические композиции на основе или имитирующие грейпфрут или лимон (каждый по 8-9% от общего объема) получили предпочтение среди других вкусоароматических основ слабоалкогольных напитков ввиду их удачного сочетания со спиртосодержащими основами.

В структуре торгового ассортимента доминирующее место занимают напитки Абсентер и Matrix (по 19% каждый). С учетом того, что ценовой уровень этих товарных марок различается (Абсентер – на премиальном уровне, а Matrix – на среднерыночном), популярность у покупателей этих двух слабоалкогольных напитков можно объяснить, вероятнее всего, хорошим их качеством, которое обеспечивается традиционными лидерами алкогольного рынка (ООО Веда, Саранск и Ост-Аква, Черноголовка).

Вместе с тем следует также отметить, что, благодаря агрессивной маркетинговой политике, отражающейся на выпуске множества товарных марок, различающихся по своим потребительским свойствам, а также за счет привлечения к производству и распределению по географическому рынку России нескольких предприятий, выпускающих напитки по лицензии, принадлежащей головой компании, наибольшую рыночную долю занимает в объеме продаж компания Хэппилэнд.

Эта компания имеет 33,7%. совокупную рыночную долю по товарным маркам. Одновременно следует отметить, что доли в продажах зарубежных товарных марок, выпускаемых этой компанией в России, составляет более половины от консолидированной рыночной доли всей компании (12,56%), что косвенно характеризует их стабильное качество.

Как видно из рисунка 1, ценовые сегменты слабоалкогольных газированных напитков, входящих в число лидеров продаж (с совокупной долей 80% от общей суммы продаж в натуральном выражении), разделились на 4 различающихся между собой категории: среднерыночная (23-24 руб.), ниже среднерыночной (14 руб.), выше среднерыночной (26-30 руб.) и премиальная (32-40 руб. и более). К премиальной категории относятся такие лидеры продаж как Абсентер, Red Devil, Альпикс. К ценовой категории выше среднерыночной – Ягуар, Трофи, Магдалена, Черный русский, к среднерыночной — Matrix, Ace Dog, Казанова, к категории ниже среднерыночной – только одна торговая марка Фаворит (Беслан).

Как показали наши исследования, премиальная и средняя категория цен в анализируемом торговом канале преобладают (36 и 33%, соответственно — в натуральном исчислении), ценовая категория выше средней составляет 25%, а ниже среднерыночной – только 6%. Одновременно отметим, что корреляционной зависимости между ценой напитка и объемом его продаж в натуральном исчислении не выявлено.

Анализ торгового ассортимента анализируемой товарной группы показала, что более ¾ рынка (76% от общего товарооборота слабоалкогольных газированных напитков) занимают 3 товаропроизводителя: Хэппилэнд (33%), Веда (24%), Ост-Аква (19%). Остальные производители продают на анализируемом рынке только 24% слабоалкогольных газированных напитков в натуральном выражении.

Доли в продажах на рынке слабоалкогольных газированных напитков в алюминиевых банках и стеклянных бутылках приблизительно равны по 47%. Самую низкую долю в продажах имеют слабоалкогольные напитки, продаваемые в экономичной ПЭТ- упаковке емкостью 1,5 л (чуть более 5%).

Структура товарного предложения в анализируемом торговом канале по емкости упаковки приблизительно в равной мере разделена на мелкие (0,25 + 0,275 дм3), средние (0,33 дм3) и выше среднего (0,5 дм3) упаковки и составляет 36, 27 и 32%, соответственно. Незначительную долю в продажах имеют напитки, разлитые в крупную (1,5 дм3) экономичную упаковку. Это подтверждает ранее сделанные наблюдения о том, что емкость упаковки слабоалкогольных газированных напитков должна быть удобной для разового индивидуального потребления в мобильных условиях.

Анализ химического состава напиток энергетического Ягуар Лайт и Абсентер Энерджи, у которых на упаковке указано содержание в составе напитка кофеина, показал, что концентрация кофеина в этих напитках составляет 184 и 177 мг/дм3, соответственно.

Инновационным напитком этой категории стала алкогольная модификация известного безалкогольного энергетического напитка Red Devil — Red Devil Alcoenergy (Хэппилэнд), производимый по лицензии и под контролем компании Happyland, Великобритания. Эта субкатегория слабоалкогольных газированных напитков демонстрирует впечатляющие темпы роста продаж (более чем в 2 раза за год). Доля alco-энергетиков составляет в н.в. более 5% (5,2%) от общего объема производства рынка слабоалкогольных газированных напитков.

Вместе с тем, опираясь на растущий спрос потребителей на алко-энергетики, товаропроизводители слабоалкогольных газированных напитков наносят на упаковку информацию вводящую покупателей в заблуждение. Так, выпускаемый алко-энергетик DOZA (ООО Браво Премиум, СПб), несмотря на привлекающую внимание покупателей надпись на упаковке «energy», как показали наши исследования, не имеет в своем ингредиентном составе никаких дополнительных, кроме традиционных для этого вида напитков, компонентов (сахар, этиловый ректификованный спирт, лимонная кислота, ароматизатор). Вместе с тем, на упаковке напитка указывается, что источником энергии является содержащийся в напитке натуральный компонент гуарана, в то время как на самом деле в качестве такого компонента выбран только натуральный ароматизатор „Гуарана“. В свою очередь, гуарана не является источником энергии, а лишь возбуждает нервную систему.

Следующей тенденцией является появление с 2005 г слабоалкогольных напитков с так называемым «эйфорическим» эффектом. Это такие напитки как Абсентер (ООО Солтейн, Москва), Jaguar (ООО Хэппилэнд), и др. В состав этих напитков вводятся экстракты растений, которые воздействуют на нервную систему, в том числе и обладающие галлюциногенным действием. Такие вещества содержатся в полыни (используется для производства Абсентов), они вызывают опьянения особого рода с галлюцинациями и быстрым привыканием именно к этому напитку. Благодаря этому, абсент стал любимым напитком французской богемы, а в настоящее время пользуется определенной популярностью у российской молодежи. Кроме этого вводятся экстракты листьев матэ или препараты таурина, обладающие аналогичным эффектом.

Доля, так называемых alco-энергетиков, т.е. слабоалкогольных газированных напитков с наличием в их составе компонентов, обладающих сильным тонизирующим действием, составляет, в соответствии с рисунком 1, ок. 15% в суммарном объеме продаж напитков этой товарной группы, исчисленном в натуральном выражении (в литрах) и ок. 21% в объеме продаж, исчисленном в денежном выражении (данные получены в феврале 2008 г.).

 

Осенью 2008 года, в соответствии с рисунком 2, эта доля снизилась до уровня значений доли алкоэнергетиков в общем объеме продаж: 13,2%- в натуральном исчислении и 18,1%- в денежном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Падение доли alco-энергетиков в суммарном объеме продаж слабоалкогольных газированных напитков в летнее время нужно считать позитивной тенденцией анализируемого сегмента регионального потребительского рынка, т.к. суммарный эффект на организм потребителей алкоголя и энергетических компонентов признан врачами негативным вследствие разнонаправленности их действия.

Оценка указанной тенденции проиллюстрирована на рисунке 3.

В соответствии с рисунком 3, спрос на alco-энергетики за анализируемый период (шесть месяцев 2008 года) упал на 11,5% в натуральном и на 12,2%- в денежном выражении.

Таким образом, установлено, что рынок слабоалкогольных газированных напитков в России в н.в. молод и динамичен, в торговом ассортименте ежегодно появляются инновации, соответствующие мировым тенденциям потребительского спроса.

Список литературы:

  1. Киселева, Т.Ф. Формирование технологических и социально значимых потребительских свойств напитков: теоретические и практические аспекты /Т.Ф. Киселева, Кемерово: КемТИПП, 2006. - 270 с.
Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены