Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

АССОРТИМЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАПИТКОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ

УДК 339.37

Киселев В. М., д.т.н., проф.

Шмидт В. В.

ГОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности»

 

 

АССОРТИМЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАПИТКОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ

 

Опубликовано: Позняковский, В.М. Ассортимент функциональных напитков на региональном тынке /В.М. Позняковский, В.В. Шмидт, В.М. Киселев //Пиво и напитки, 2009.- №5

 

 

В настоящее время в России формируется мода на потребление функциональных напитков по аналогии с Европейскими странами. Наиболее значительный товарооборот среди напитков данной группы имеют энергетические напитки. Следует заметить, что значение объема продаж, исчисленного в натуральном выражении, за последние 20 лет неуклонно снижается (рисунок 1). Функция динамики товарооборота (Y) описывается уравнением Y = 0,121x2 — 3,229x + 30,41 (R² = 0,63), в котором x- порядковый номер года, с начала периода наблюдения (с 1986 г.).


Как следует из рисунка 1, среднегодовая динамика за период с 1986 по 1995 гг. имела тенденцию к снижению с 28 до 17% (среднегодовой прирост составлял 17,6%. За последнее десятилетие среднегодовой прирост составил 10,8%, т.е. на 38,7% ниже, чем за предыдущее десятилетие) и достиг к 2006 г. 11% в сравнении с 2005 г.

Сегмент энергетических напитков считается одним из самых молодых на российском рынке безалкогольных напитков. Согласно данным исследования Marketing Index энергетические напитки пьют более 20% россиян [1].

В ингредиентный состав энергетических напитков входят, как показали исследования торгового ассортимента в г. Новокузнецка: кофеин, гуарана и таурин, которые стимулируют работу всего организма, снимая мышечную и нервную усталость, стресс, напряжение и т.п. Использование гуараны (экстракт листьев бразильского дерева, который индейцы Южной Америки использовали столетиями как лечебное средство и источник энергии во время больших нагрузок) придает напиткам тонизирующие свойства без побочных эффектов, возникающих при потреблении кофе.


В настоящее время сегмент энергетиков в общем товарообороте прохладительных напитков (в натуральном исчислении) занимает чуть более 0,1%. В последние несколько лет на российском рынке энергетических напитков наблюдается стабильный рост объемов производства и потребления этой группы (рисунок 2).

 

Так, к концу 2008 г. прогнозируется суммарный объем производства энергетических напитков в РФ на уровне 1,16 млн. дал. Производство безалкогольных энергетических напитков развивается по типу степенной функции второго порядка, имеющей вид: Y = 0,0099х2 + 0,071х + 0,1643  (r2 = 0,9995), где х – порядковый номер периода, начиная с начала наблюдения (2002 г.)

На основании этой функции возможно прогнозировать объемы производства анализируемой группы напитков в России на среднесрочный период до 2010 г. Уже к концу текущего 2008 г. объем производства энергетических напитков в РФ превысит уровень 1 млн. дал в год, а в конце прогнозируемого периода в 2010 г. достигнет уровня 1,6 млн. дал., т.е. превысит уровень 2005 г. в 2,7 раза.

Этот факт говорит о том, что рынок энергетических напитков далек от насыщения и у товаропроизводителей есть много возможностей для завоевания своей позиции и лояльности потребителей.

Первенцем напитков этой группы для РФ стал напиток под товарной маркой Red Devil, включающий в своем составе кроме воды: сахар, подкислитель, лимонную кислоту, CO2, таурин, фруктовые красители и растительные экстракты, витамины (С, РР, В5, В6, В2, В12), кофеин, красители, ароматизаторы. Розлив этого напитка производит по лицензии британской компании Happyland компания «ООО Мегапак», г. Пушкино, Московская обл. В настоящее время этот напиток занимает около 80% товарооборота энергетических напитков.

Отвечая на растущий спрос россиян на напитки с такими свойствами, компания Coca-Cola начала производство и реализацию в ценовом сегменте выше среднерыночного (40-45 руб. за алюминиевую банку емкостью 0,25 л) энергетического безалкогольного сильногазированного напитка с ТМ Burn. Он содержит помимо воды сахар, регуляторы кислотности (лимонная кислота, цитрат натрия), двуокись углерода, глюкуроно-дельта лактон, таурин, натуральные ароматизаторы, кофеин, бензоат натрия, инозитол, экстракт гуараны, антиокислитель (аскорбиновая кислота), краситель красный. Энергетический напиток Burn пока занимает незначительную долю рынка.

Ее конкурент PepsiCo вслед за началом продаж в том же ценовом сегменте энергетического напитка Burn, начала производство на ООО Мегапак (Московская обл., г. Видное) и реализацию на российском рынке аналогичных безалкогольных напитков — тонизирующие (энергетические) напитки с ТМ Adrenaline Rush и Pepsi X, содержащие помимо воды: сахар, CO2, регуляторы кислотности, таурин, D-рибозу, L-карнитин, кофеин, инозит, экстракт гуараны, экстракт женьшеня, витамины С, В6, В12, краситель, мальтодекстрин, натуральные ароматизаторы и экстракты. Таурин – заменимая аминокислота, жизненно важная для полноценного усвоения некоторых макроэлементов, оказывает защитное действие на мозг. Инозит – жирорастворимое витаминоподотное вещество, участвует в поддержании жирового обмена в печени. Эти напитки размещены товаропроизводителями в среднерыночном ценовом сегменте (34-35 руб. за алюминиевую банку емкостью 0,25 л). По данным агентства «Бизнес Аналитика», Adrenaline Rush стал лидером сегмента энергетических напитков (26,7% розничных продаж в стоимостном выражении в 2004 году), чему в немалой степени способствовала мощная рекламная поддержка этого напитка. По оценкам аналитиков, этот шаг поможет компании значительно сократить издержки, прежде всего на логистику и таможенные пошлины [2].

Энергетические напитки производят и российские товаропроизводители: «Хэппилэнд» — ТМ Ягуар по лицензии английской компании IBB, группа компаний „Бородино“ выпустила энергетик „XXL“. С 2001 года витаминизированный энергетический напиток Battery (Батарейка), содержащий кроме воды: сахар, CO2, мальтодекстрин, лимонную кислоту, таурин, кофейный и гуарановый экстракты (кофеин 106 мг /330 см3), бензоат натрия, ароматизаторы идентичные натуральным, сахарный колер, витамины (РР, В3, В6, В2, В12). Этот напиток производит Санкт-Петербургский пивоваренный завод Вена по лицензии финского концерна Sinebrychoff. Этот напиток позиционируется в том же ценовом сегменте (более 45 рублей за алюминиевую банку вместимостью 0,33 л). Уверенное развитие категории энергетических напитков на рынке связано с специфическими особенностями целевой потребительской аудитории этих напитков (по данным агентства Gallup Media, основные потребители энергетиков — люди в возрасте 16-34 лет)- энергичные деятельные люди, стремящиеся к достижению жизненного успеха, с доходом от 6 до 15 тысяч рублей на человека в семье ежемесячно [3].

Определенные опасения у медиков имеются в отношении безалкогольных энергетических напитков на основе кофеина, содержащих это вещество от 150 до 320 мг/дм3, поскольку верхний допустимый уровень потребления кофеина составляет 150 мг в сутки. С учетом возможного потребления более одной порции в день безалкогольные энергетические напитки могут оказать негативное влияние на здоровье, особенно если речь идет о людях с сердечно-сосудистыми заболеваниями, расстройствами сна и страдающих стрессами. В связи с этим запрещена продажа энергетических напитков в школах, а товаропроизводителям рекомендовано в целях безопасности включать в состав безалкогольных энергетических напитков не более двух тонизирующих компонентов. В тоже время, в безалкогольных энергетических напитках, реализуемых в настоящее время на российском рынке, это требование нарушается почти всеми товаропроизводителями. Так, в напиток Burn (производитель Coca-Cola), как указывалось выше, включено 3 тонизирующих компонента (таурин, кофеин, экстракт гуараны), также как и Battery (производитель- Вена, С.Петербург по лицензии финского концерна Sinebrychoff) — таурин, кофейный и гуарановый экстракты. Напиток Adrenaline Rush (от PepsiCo) содержит даже 4 тонизирующих компонента (таурин, L-карнитин, кофеин, экстракт гуараны, экстракт женьшеня).

Как показали наши исследования, содержание кофеина в напитке Red Bull с кофеином составляет 415 мг/дм3, т.е. при употреблении 0,5 л. этого напитка безопасная суточная норма потребления кофеина будет превышена. По этой причине товаропроизводители фасуют свой напиток в упаковку емкостью 0,25 л.

Сезонное колебание насыщенности торгового ассортимента функциональных напитков на региональном рынке отражено на рисунке 3. Как следует из рисунка 3, сезонное колебание анализируемого показателя составляет от 21 до 57 товарных артикулов. При этом максимальное значение данный показатель имеет в весеннее время, а минимальное- в зимнее. Отметим, что сравнивая значение этого показателя в зимний период 2008 и 2009 гг., можно увидеть рост от 40 до 69 товарных артикулов. Таким образом, намечена тенденция к росту численности торгового ассортимента анализируемой товарной группы на 72,5% за последний год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рисунке 4 отражена доля функциональных напитков в суммарном объеме спроса на прохладительные напитки. В зависимости от сезона эта доля составляет от 14% до 33%. Доля напитков этого рода в группе слабоалкогольных газированных напитков составляет от 17,2% до 20,7% (в зависимости от сезона. Средние величины анализируемых показателей составляют 22% и 19%, соответственно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рисунке 5 отражена динамика изменения стоимости напитков анализируемой товарной группы. В соответствии с рисунком 5, отметим, что при положительной динамике объема спроса на напитки данной группы, исчисленном в натуральном выражении, цены на такие напитки существенно снизились в период с лета 2008 г. по зиму 2009 г.

Структура спроса на функциональные напитки различается в зависимости от их потребительского назначения.

Так, в соответствие с рисунком 6, наибольший спрос имеют энергетические напитки, а, начиная с зимы 2009 г. доминирующую популярность приобретают напитки типа «Холодный чай». Справедливости ради отметим, что напитки такого типа никакого отношения к энергетическим или к тонизирующим напиткам не имеют, поскольку представляют собой прохладительные не газированные напитки с добавлением вкусо-ароматической основы чая и, преимущественно, не содержат в своем составе компонентов энергетического или тонизирующего действия.

В соответствии с рисунком 7, следует отметить, что спрос на функциональные напитки на региональном рынке на 75% — 90% формируется без присутствия в них натурального вкуса (фруктовые, ягодные и т.п.). Вместе с тем, эта тенденция в начале 2009 г. имела обратный характер. Зимой 2009 г. наибольшим спросом потребителей стали пользоваться функциональные напитки с присутствием натурального вкуса и аромата (преимущественно цитруса, малины и персика).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В заключении отметим, что рынок функциональных напитков в нашей стране находится в стадии роста и, вследствие этого, весьма динамичен. Отмеченные показатели данного рынка в целом соответствуют мировым тенденциям вследствие того, что данный рынок почти на 90% (по состоянию на февраль 2009 г.) состоит из напитков, произведенных глобальными товаропроизводителями. Вместе с тем, в отличие от мировых тенденций, доля напитков, разлитых в упаковку большого объема (1 и более литров) на российском рынке составляет существенную долю – более ⅔ суммарного объема спроса (67,7%).

Список литературы:

  1. Потребление безалкогольных напитков в России // http://www.sostav.ru
  2. http://www.businessanalytica.ru
  3. http://admarket.ru

Реферат

Ключевые слова: потребительский рынок, тенденции, напитки, функциональные и энергетические напитки, холодный чай

В статье авторы привели подробные свидетельства о структуре потребительского спроса на функциональные напитки. Отмечено, что наибольшим спросом у российских потребителей на региональном рынке пользуются энергетические напитки и холодный чай.

 

The abstract

Keywords: the consumer market, tendencies, functional and power drinks, cold tea

In article authors have resulted detailed certificates on structure of a consumer demand for functional drinks. It is noticed, that at the Russian consumers in the regional market power drinks and cold tea use the greatest demand.

Сведения об авторах

  1. ФИО –Киселев Владимир Михайлович.

Место работы- ГОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности»

Должность- профессор кафедры биотехнологии, товароведения и управления качеством

ученая степень- д.т.н.

ученое звание – профессор

Телефон, 89236158115;

Факс- 8 (3842) 734311;

E-mail – kisselev.vm @mail.ru

Адрес для переписки – А/Я 4632, 650003, г. Кемерово, ОПС-3

  1. ФИО – Шмидт Владимир Викторович

Место работы — ГОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности»

Должность- соискатель кафедры биотехнологии, товароведения и управления качеством

Телефон, 89039083751;

Факс- 8 (3842) 734311;

E-mail – uk-systema@rdtc.ru

Адрес для переписки – А/Я 4632, 650003, г. Кемерово, ОПС-3

 

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены