Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

АНТИКВАРИАТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

The article critically examines the definitions of the antiques existing in the literature and shows their unique place in the system of commodity relations. The author gives his own general definition of the subject. Antiques are presented as a group of heterogeneous goods that nevertheless have some of the basic characteristics in common.

В статье критически рассмотрены существующие в литературе определения антиквариата и показано его особое место в системе товарных отношений. Дано обобщающее определение предмета исследования. Антиквариат представлен как группа неоднородных товаров, обладающих, тем не менее, рядом общих базовых характеристик.

Keywords: antiques, market, commodity, use value and exchange value.

Ключевые слова: антиквариат, рынок, товар, потребительская и меновая стоимость

Обращаясь к рассмотрению «новой» эко­номической категории — антиквариата как своеобразного товара в системе рыночных от­ношений, следует, прежде всего, ознакомиться с тем, как характеризовался он в экономиче-


ской и справочной литературе ранее и насколь­ко полными были эти характеристики. Слово «новый» сознательно взято в кавычки, потому что по отношению к предмету исследования та­кое определение представляется оксюмороном.

научный журнал  СЕРВИС PLUS    2012 / 1

Антиквариат как экономическая категория

Одно из определений антиквариата отно­сится к концу ХIX века и содержится в первом томе Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Точнее, там говорится не об анти­квариате, а об антиквариях, т. е. людях, зани­мающихся приобретением и сбытом предме­тов старины. Род их занятий определяется как «торговля антикварными вещами», которая „как самостоятельная отрасль существовала еще в XVII в., но вполне развилась только во второй половине XVIII столетия. Главным об­разом она занимается покупкой и продажей старых книг, уже бывших в употреблении… Принятые в книгопродавческом деле условия кредита не принимаются в антикварной тор­говле; тут покупка и продажа совершаются за наличные. Некоторые антикварии ведут кроме того торговлю автографами… другие торгуют предметами искусства, гравюрами, политипа­жами, чертежами и т. д.“ [2]. В начале XX века в Энциклопедическом словаре товарищества Гранат и К0 круг предметов антикварного обо­рота несколько расширяется: „…в настоящее время антиквариями называют торговцев ста­ринными картинами, домашней утварью, мо­нетами и т. п., а также букинистов — торговцев старинными и подержанными книгами“ [7]. В конце XX века, в эпоху становления новых рыночных отношений, определения антиква­риата не стали полнее. В Большом энциклопе­дическом словаре 1991 года антиквариат опре­деляется как „торговля старинными ценными предметами: картинами, книгами и др., а также совокупность таких предметов“ [5]. Совершен­но одинаково определяют предмет исследова­ния Российский энциклопедический словарь 2001 года и Большой российский энциклопе­дический словарь 2009 года. Они трактуют ан­тиквариат лишь как „совокупность старинных ценных предметов: картин, книг и т. д.“ [6], [3].

К перечисленному выше всего одну по­зицию добавляет Большой толковый словарь русского языка 2008 года, определяя антиква­риат как «антикварные вещи (книги, картины, украшения и т. п.)» [4].

В справочной экономической литературе дефиниций не найдено. Предмет данной ста­тьи там не рассматривается, он является объ­ектом изучения в других разделах гуманитар­ных знаний.

В приведенных выше определениях наблю­дается явное противоречие, они не корректны по сути. Действительно, с одной стороны, ан-


тиквариат рассматривается как совокупность ценных предметов старины, с другой, антиква­риат трактуется как процесс. Этот процесс — торговля, т. е. вид деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг на внутреннем и внешнем рынке. Несомнен­но, торговля вовлекает антиквариат в рынок, услуги на котором становятся все более много­численными и разнообразными. Это и экспер­тиза, и оценка, и страхование, и консультации по формированию частных и корпоративных собраний, а также реставрация и изготовление копий, описание и каталогизация. Сам анти­квариат, будучи объектом рыночных отноше­ний, является товаром, и рассматриваться дол­жен именно в этом качестве.

Сегодня рынок антиквариата — это важ­ная составная часть глобального рынка. Его годовой объем составил в 2005 году около $ 27 млрд, и на долю России приходилось $ 200 млн [10]. В 2008 году его объем у нас в стране вырос до $ 500–700 млн, а по некоторым оценкам — до $ 1,5 млрд. Кризисный спад был довольно быстро преодолен, и в 2011 году оборот вновь достиг полутора миллиардов. Величина нема­лая, но, по оценкам экспертов, это не более 3% мирового оборота [9], [11].

Притом, что антиквариату присущи все ос­новные свойства товара, он остается товаром весьма специфическим. Как любой товар, он обладает потребительской и меновой стоимо­стью, но, в отличие от товаров традиционных, в нем эти два, неразрывно связанных экономи­ческими законами, вида стоимости на опре­деленном этапе начинают расходиться. Чтобы понять, как и почему это происходит, следует, прежде всего, максимально наполнить содер­жанием сам термин, подробно перечислить и классифицировать его составляющие.

Из всех приведенных выше определений можно сделать ошибочный вывод, что анти­квариат — это только книги и полиграфиче­ская продукция, предметы искусства, нумиз­матика, украшения и домашняя утварь. При­чем последняя составляющая так и остается не раскрытой — в отличие от произведений искусства, которые, как может показаться, по отношению к предмету представляют со­бой чуть ли ни синоним. Тем не менее, поня­тие антиквариат является чрезвычайно емким и вмещает в себя множество объектов матери­альной культуры. По мнению одного из авто­ритетных изданий в этой области The Collectors

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

Encyclopedia of Antiques, термин «антиквариат» включает в себя, кроме традиционных произ­ведений искусства, еще не менее 16 основных товарных групп:

1)    старинное оружие;

2)    стеклотара (бутылки, флаконы, коробочки и т. д.);

3)    ковры, ковровые изделия и гобелены;

4)    керамика;

5)    часы (настенные, напольные, консольные, наручные), барометры;

6)    вышивки;

7)    мебель;

8)    стекло (посуда, предметы настольного де­кора и т. д.);

9)    ювелирные украшения;

10) кованные металлические изделия (садовые украшения, решетки, люки, светильники и т. д.);

11) музыкальные инструменты;

12) нецке и инро;

13) оловянные предметы;

14) научные приборы;

15) серебро (утварь, включая церковную, пред­меты декоративно-прикладного искусства и т. д.);

 

16) игрушки и заводные механизмы. Приведенный список (порядок перечис­ления, как в оригинале) отражает преимуще­ственно английские предпочтения и являет­ся далеко не полным [8]. В настоящее время насчитывается порядка семисот различных видов и подвидов коллекционирования и, следовательно, на рынке существует устойчи­вый спрос, кроме всего прочего, на артефакты более чем полувековой давности, включая те, что утратили свои первоначальные функции. Удовлетворяются специфические потребно­сти собирателей и тем самым повторно вводят­ся в оборот многочисленные товары со всеми, присущими им свойствами. На наш взгляд, приведенный выше перечень, следует рас­ширить, добавив в него те позиции, которые составляют содержание традиционных ви­дов коллекционирования, а также некоторые группы предметов, ставших объектами анти­кварного бизнеса в последние десятилетия:

17) филателия;

18) филокартия;

19) фалеристика;

20) филумения;

21) нумизматика;

22) бонистика;


23) тегистология;

24) букинистические издания и полиграфиче­ская продукция;

25) одежда, обувь, аксессуары;

26) письменные принадлежности;

27) бытовая техника;

28) радио, теле, аудио и видео аппаратура;

29) средства связи;

30) авто и мототехника.

Дополненный список остается открытым: его можно расширять, детализировать, а также рассматривать приведенные позиции как сво­его рода кластеры и дробить на составляющие. Суть в том, что огромное количество товаров составляет совокупность, объединенную об­щим понятием антиквариат, — это многое из того, что составляет окружающий нас вещный мир. И эта совокупность далеко не однородна.

Рассмотрим антиквариат как специфичес­кий товар, имеющий главные характеристи­ки — потребительскую и меновую стоимости, то есть с точки зрения его полезности, способ­ности удовлетворять определенные человече­ские потребности, и с точки зрения возможно­сти его обмена на другие товары. Выражением этого свойства выступает цена.

В подгруппу предметов, традиционных для антикварного рынка, входят, прежде всего, произведения искусства, под которым мы по­нимаем в первую очередь нетиражируемые, не­воспроизводимые (или воспроизводимые в ма­лых количествах авторских копий) творения мастеров, шедевры — редкие, часто уникаль­ные. Живопись, графика, скульптура, укра­шения, — то есть все то, что на первом этапе своего существования призвано удовлетворять эстетические потребности авторов (в этом слу­чае эти предметы обладают индивидуальной потребительской стоимостью) и / или зрителей (тогда появляется и общественная). Но боль­шинство произведений искусства изначально создаются как потенциальные товары, каковы­ми становятся, как только художник или агент-посредник выходит с ними на рынок и они там доказывают свою полезность потребителю. Таким образом, указанные товары рассматри­ваются не только с художественной и эстети­ческой, но и с материально-экономической точки зрения. В них единовременно сочета­ются полезность (потребительская стоимость) и ценность (стоимость меновая).

В данной подгруппе при благоприятном со­четании сопутствующих факторов (талант и из-

научный журнал  СЕРВИС PLUS    2012 / 1

Антиквариат как экономическая категория

вестность автора, общая стабильная политиче­ская и экономическая ситуация и т. д.) оба вида стоимости будут иметь тенденцию к росту. На­оборот, при форс-мажорных обстоятельствах, таких как, например, природные или военные катастрофы глобального масштаба, те же стои­мости станут ничтожно малы. В этом случае на первый план выступят совершенно иные по­требности. То есть мы сталкиваемся с класси­ческой ситуацией, описанной еще Д. Рикардо, когда не только и не столько трудом, сколько законом спроса и предложения определяется стоимость товара. Мы видим, что обе стоимо­сти будут расти (или падать) неразрывно друг от друга.

Схожая ситуация наблюдается в подгруп­пе малотиражных произведений декоратив­но-прикладного искусства. В их создании на­ряду с трудом автора-художника используется и труд других участников производственного процесса. Известно, что присущая всем това­рам потребительская стоимость проявляется исключительно при потреблении и эксплуата­ции, и в данном случае эксплуатация в некото­рой степени присутствует: расходуется ресурс рассматриваемого товара, происходит его по­степенный износ. Мы не рассматриваем ситуа­цию, когда в результате тех или иных действий наступает полная или значительная потеря по­требительских свойств. Такой товар за редким исключением через определенное время попа­дает в утиль, а не переходит в категорию анти­квариата.

Наиболее интересные метаморфозы про­исходят с диалектическим единством меновой и потребительской стоимости в третьей под­группе антикварных товаров — тех, которые из­начально производились для массового потре­бления и могли неоднократно тиражироваться в течение какого-то отрезка времени. Если на первом этапе их существования действуют пре­имущественно универсально-экономические законы, то со временем все большую силу при­обретают другие факторы: психологические, эстетические, социальные, мотивационные и даже нравственные. Жизненный цикл анти­квариата как товара на каком-то этапе свое­го развития меняет вектор движения, и тра­ектория изменяется, становясь восходящей, а не нисходящей. Одежда и обувь, предметы повседневного обихода, всякого рода техни­ческие средства довольно быстро в процессе использования теряют свои потребительские


свойства, изнашиваясь физически и устаревая морально. Функциональность, эргономиче­ские и эстетические свойства, а также надеж­ность и безопасность постепенно утрачивают­ся, сводя к минимуму и меновую стоимость, а следовательно, и цену как ее выражение. Мож­но считать жизненный цикл товаров этой кате­гории законченным уже через 10–15 лет, а ино­гда и раньше. Промышленное производство их прекращается, возможностей для ремонта и/или обновления становится все меньше, да и исчезает сама целесообразность этого, так как в повседневной жизни им практически не на­ходится применения. В рыночных отношениях они не могут более оставаться товаром, то есть обмениваться на всеобщий эквивалент или не­посредственно на другие товары. Казалось бы, на этом существование предмета закончено, но это утверждение справедливо далеко не для всех артефактов данной подгруппы. Для неко­торых из них начинается постепенный процесс превращения в антиквариат с последующим появлением на рынке уже в новом качестве. Первоначальная потребительская стоимость утрачивается, а меновая растет. Существует ряд предпосылок, без которых подобная трансфор­мация не представляется возможной: – сохранность предмета, отказ от утилизации; –  устойчивый рост спроса на винтаж в конце

XX–XXI в.; –  рост доходов среднего класса; –  новые коммуникационные каналы; –  новые каналы дистрибуции.

Не утилизированный предмет, сохранив­ший хотя бы частично свои главные органолептические и функциональные признаки, по достижении 25-летнего возраста считается винтажным. В этом случае его стоимость мо­жет достигать от 50 до 100% от первоначальной в сопоставимых ценах. Показатели могут быть и выше в случае, когда винтаж приближается по возрасту к антиквариату, то есть к 50 годам. Этот тренд хорошо прослеживается на приме­ре рынка винтажных часов и автомобилей. Так, стоимость стального Ролекса Субмаринер вы­пуска 1959 года составила через 50 лет $ 60 тыс., что в десятки раз превышает первоначальную цену, и в 8–10 раз выше стоимости аналогич­ной современной модели. Мерседес Бенц СЛ 280 1969 года стоит сегодня от $ 60 тыс. до $ 100 тыс., что вполне сопоставимо с ценой ново­го автомобиля этого класса (в зависимости от комплектации) [12], [13].

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

По мере роста доходов представителей среднего класса появляются и новые за­тратные статьи в бюджетах домохозяйств его представителей. Примерно 13 млн человек в 2004 году имели то или иное хобби. Эта, да­леко не первой необходимости, статья расхо­дов в 2008 году составила $ 5–6 млрд. [1]. Пола­гаем, что часть этой суммы была затрачена на приобретение товаров рассматриваемой под­группы. При росте активности в социальных сетях, появлении многочисленных интернет порталов, направленных на удовлетворение потребностей коллекционеров, поиск того или иного артефакта упрощается. Путь его к покупателю становится короче.

При переходе предмета в разряд анти­квариата его рыночная стоимость в пода­вляющем большинстве случаев превосходит первоначальную. Предмет становится редким, а в отдельных случаях — уникальным, как и классическое произведение искусства. Его воспроизведение при отсутствии старых техно­логий, форм, деталей и т. д. становится дорого­стоящим, а потому к копированию прибегают в редких случаях, и стоимость копий также превышает первоначальную стоимость ориги­нала. Таким образом, меновая стоимость тако­го товара возрастает, тогда как первоначальная потребительская стоимость теряется. То есть в большинстве случаев уже не удовлетворяют­ся вовсе или удовлетворяются лишь частично первоначальные потребности, зато на первое место выходит удовлетворение новых потреб­ностей нематериального характера (эстетиче­ских, социальных и т. д.).

Антиквариат, как и некоторые другие то­вары, имеет определенную инвестиционную


привлекательность. Доходность составляла до 30% на фоне роста нефтяных доходов и со­ставляет 15–20% в год в период экономи­ческой стабильности. При этом доходность подвержена конъюнктурным колебаниям в отдельных сегментах и понижается во вре­мя рецессий [11]. Возможность использовать данный товар в тезаврационных целях также делает вложения в него сопоставимыми с тра­диционными вложениями в драгоценные ме­таллы.

Итак, на основании вышеизложенного, можно предложить следующее развернутое определение антиквариата как экономической категории: антиквариат — это совокупность ценных предметов, возраст которых состав­ляет 50 лет и более, представленных произве­дениями искусства, ювелирными украшени­ями, предметами декоративно-прикладного характера, а также объектами материальной культуры, произведенными ранее в массовом масштабе для удовлетворения различных по­требностей населения. Эти артефакты в усло­виях рынка представляют собой товар — со все­ми присущими ему свойствами и некоторыми специфическими особенностями. Стоимость антикварного товара всегда выше его первона­чальной стоимости и определяется не только и не столько его потребительскими характери­стиками, но и целым рядом других, часто субъ­ективных факторов.

Приведенное определение позволяет рассматривать большинство предметов ма­териальной культуры как потенциальные объекты антикварного рынка, каковыми они и станут, войдя в оборот через опреде­ленное время.

Литература

  1. Березин И. С. Крупнейшие потребительские рынки России. М.: Беловодье, 2010.
  2. Брокгаузъ Ф. А., Ефронъ И. А. Энциклопедический словарь. Т. 1А. СПб.: Типография И. А. Ефрона, 1894.
  3. Большой российский энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2009.
  4. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2008.
  5. Большой энциклопедический словарь. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1991.
  6. Российский энциклопедический словарь. Кн. 1. М.: Большая российская энциклопедия, 2001.
  7. Энциклопедический словарь товарищества Гранатъ и КО. Т. 3. М.: Братья А. и И. Гранатъ и КО, 1910.
  8. Phoebe Phillips (ed). The Collectors Encyclopedia of Antiques. London: The Connoisseur, 1973.
  9. http://www.top.rbk.ru / retail / 20 / 10 / 2008 / 254488.shtml (дата обращения: 15.01.2012).
  10. http://www.finmarket.ru (дата обращения: 15.01. 2012).
    1. Мастеркова К. Антикварный рынок в России. http://www.antiquesalon.ru / antikvarniy-rynok-v-rossii (дата об­ращения: 15.01.2012).
    2. http://www.chronoscope.ru / 2010 / 12 / vintage-rolex-submariner / dive (дата обращения: 15.01.2012).
    3. http://www.mercedes-msk.ru/ info / news / 215 (дата обращения: 15.01.2012).
      1. http://www.rccil.org.uk / 850 / summaries / art-and-antique-markets-creative-industries-mapping-document-1998. html (дата обращения: 15.01.2012).

научный журнал  СЕРВИС PLUS    2012 / 1

Назаров Владимир