Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Предварительные результаты анализа различных подсистем общества с помощью коэффициентов парной корреляции Пирсона, Спирмена и Кендалла» Авторы: А. В. Жаворонков, Э. И. Бутаев, Н. С. Воронина

ЖАВОРОНКОВ А. В., БУТАЕВ Э. И., ВОРОНИНА Н .С.

Предварительные результаты анализа различных подсистем социума с помощью коэффициентов парной корреляции Пирсона. Спирмена и Кендалла

(на базе исследований 1969-2022гг)

Исследовательские задачи выявления связей между количественными/порядковыми переменными зачастую решаются методом корреляционного анализа. Исследователей здесь интересует и наличие/отсутствие связи, и выявления её силы, знака направления. Существующие работы, посвященные анализу различий выбора того или иного коэффициента корреляции для анализа данных, в конечном счёте, сводятся к математическим вариациям на тему применения инструментов параметрической и непараметрической статистики, компенсации выбросов, вызывающих резкое падение значений Phi Пирсона при тех или иных объёмах выборки и т.п. Содержательные различия в измерении расстояний между экспертными оценками (Пирсон) и рангами этих оценок (Спирмен), с одной стороны, и числом перестановок, необходимых для совпадения ряда экспертных оценок градаций социального объекта у двух экспертов (Кендалл), как правило, не затрагиваются. Авторы доклада применяют Tay-b-Кендалла для типологий с исследования ценностей аудитории Интернета в Донецке в 2010 г. Особенности результата применения разных коэффициентов нуждаются в представлении.

Эмпирическую базу исследования составили данные проектов «Общественное мнение» «Правда-1977», «Правда-1990», Гражданская экспертиза сферы управления 2012-2016, ОСПИ-2019-2022, Советско-американские исследования бюджетов времени 1986г (Псков и Джорджтаун) и РФ 1993г (ЦЭССИ), ЕSS-2006-2021, исследования кафедры социологии семьи и демографии МГУ, официальные доклады ООН, МОТ.

Методика исследования носит многоуровневый характер подготовки анализа. Исследования отобраны по содержанию двух предметных «полей» социальной реальности: фактографического и оценочного. Первый представлен бюджетами времени упомянутых исследований и 9672 документами исследования «Правда-1990», касающимися сферы питания (стандартная анкета ВОЗ по выявлению частоты потребления продуктов 75 наименований). Оценочные ряды содержат 5, 6, 7, 10-балльные оценки каждым респондентом широкого спектра различных областей общественной жизни (острые социальные проблемы, пути их решения, оценки взаимодействии населения и власти, работа политиков всех уровней управления, жизненных ориентаций и мотивов самореализации, отношения к мигрантам, цветовых предпочтений и т. д, и т. п.). В основе индивидуальных оценок применялись не только стандартные балльные шкалы, но семантический дифференциал, карточки цветового теста М. Люшера для определения степени тревожности, ранжирование. Был применен спектр не только социологических, но и психологических методов. «Снятие» информации всегда производилось стандартно – методом многомерного шкалирования определенного социального параметра (оценка каждой из его градаций).

Полученные поля индивидуальных оценок были стандартизированы и в обработке. Все массивы объёмом более 1000 респондентов были приведены к общему «знаменателю» в 1000 документов*. В фактографических и оценочных полях обнаружены близкие к нормальному распределению от средней оценки. Это дало право строить «триады» слоёв по критерию ±1s. Вычет средней из значения каждой оценки градации параметра у каждого респондента поляризовал оценки активности и отношений людей к изучаемым областям социальной жизни.

На следующем уровне структурирования объекта все полученные матрицы в 1000 респондентов с оценками определенных параметров были перевернуты. Переменные стали «кейсами», а респонденты переменными. Были получены коэффициенты корреляции и Пирсона, и Кендалла, и Спирмена между совпадением рядов у каждого из 1000 респондентов с остальными 999 респондентами в каждом из 75 замеров. Так были получены 225 (75 по числу параметров на каждый коэффициент) корреляционных матриц с единой нумерацией 499500 ячеек {[ (1000 х 1000)–1000]/2=499500}. Наполнения матриц значениями коэффициентов Phi, Tay-b, Po, взятых и в целом, и в 95-процентном доверительном интервале, различались, но были и закономерности. Слои определенного числа значимых корреляций были рассмотрены в плане поляризации оценок состояния дел. Были рассмотрены и характеристики распределений всех коэффициентов во всех 225 матрицах**. Получены оценочные поля индивидуальных оценок людей и нормативные (социометрические) структуры доминирующих и полярных им совпадением оценок взглядов.

Третий этап анализа состоял в генерации случайных чисел оценки в 25 типичных матрицах «тип шкалы оценок * число градаций» по принципу Монте-Карло. Этим созданы 75 «виртуальных» матриц-моделей случайных распределения значений всех трёх коэффициентов. Они были сопоставлены с распределениями в реальных замерах. Результаты этой работы оформляются к публикации. В настоящем докладе приводятся данные результатов только по параметрам: «соблюдение гражданских прав в РФ за 2020г.» (исследование ОСПИ-2020). «мотивы самореализации» (ОСПИ-2022), «семейные ориентации за 1976-2019 гг.» (МГУ-2019) т., явлений, обнаруженные на структуре питания в 1991 г.

Результаты анализа всего корпуса данных свидетельствуют:

Во-первых, распределения значений Tay-b во всех матрицах нормативных полей массового сознания имеют характер двугорбых. Фактографическое поле по питанию — исключение***. Это говорит о гомеоморфизме получения степени согласованности оценок у экспертов по Кендаллу и формирования нормативных полей массового сознания из суммы индивидуальных оценок. Исследовательский замер суть экспертиза

Во-вторых, фундаментальность процесса формирования полярных слоёв сознания в качестве аттрактантов развития подтверждена устойчивостью фиксации каждого из этих слоёв в форме «от децильных до квинтильных групп» на всём корпусе анализируемых данных независимо от страны и предметного поля изучения. Процесс развития не осуществляется без борьбы и единства противоположностей, которые выделяются своего рода «социологическим интерферометром». Применение Tay-b-Кендалла для выделения этих аттрактантов в поле сознания обладает неоспоримым преимуществом.

В-третьих, недостаточность вероятностных и умозрительных моделей принятия управленческих решений без постоянной коррекции в натурных замерах их реального воздействия на социум чётко иллюстрируется абсолютным несовпадением результатов мысленного и натурного экспериментов. Их распределения нигде не совпадают.

В-четвёртых, полученные за счёт критерия ±1s от средней оценки полярные группировки не дают той силы дифференциации «полюсов» сознания, которые выявляют нормативные социометрические «триады». Они дают ложное представление о полной социальной однородности, которое останавливает развитие и рассыпается в пух и прах при поляризованном освещении через социометрические матрицы.

В-пятых, устойчивость фундаментальных образований фиксируется всеми тремя коэффициентами: Phi= -,890, Tay-b= -,960, Po= -,995 между душевой долей ВВП и суммарным коэффициентом рождаемости в мире с 1960 по 2023гг. Статданные ООН и МОТ свидетельствуют о катастрофической эксплуатации ресурса, разрабатывающего все остальные ресурсы. Они просто «кричат» об объективной необходимости синхронизации скоростей технологического и духовного развития в связи с достижением пределов воспроизводства человеческого ресурса (СКР, ВВП, миграция и т.п.). Наша методика позволяет измерять области и причины дисбалансов.

Монополия на господство одной формы регуляции обмена благами исчерпала свои возможности. Развитие объективно требует диверсификации форм обмена, собственности, власти. Такой опыт проявлялся в нашей стране в ряде случаев в течение прошлого века.



* В массивах из 4000 и более респондентов всегда делались две независимых контрольных выборки.

** Все дубли с коэффициентами +1 или -1 в границах одного региона были удалены в каждой матрице.

*** Оценка распределений коэффициентов по шкалам бюджетов времени в стадии уточнения.

 

Зачем публикуем это на сайте Гильдии?

 

«Слайды и тезисы доклада А. В. Жаворонкова, Э. И. Бутаева, Н. С. Ворониной, „Предварительные результаты анализа различных подсистем общества с помощью коэффициентов парной корреляции Пирсона, Спирмена и Кендалла“. сделанного на конференции: «Социальная динамика населения и человеческий потенциал». (Москва, Зеленый зал здания Президиума РАН 16:30 — 17:00 20.06.24).

Следует дать пояснения: зачем этот с виду инструментально-методический материал, рассчитанный на учёных социологов и демографов, публикуется на сайте Гильдии маркетологов. Дело здесь не в том, что один из содокладчиков один из старейших членов нашей Гильдии. Дело в том, что сразу после смерти выдающегося отечественного экономиста Олега Вадимовича Григорьева, Бутаев брал обещание на Совете Гильдии довести предложенную Григорьевым так называемую «Неоэкономику», где главная максима: «Считать надо не в деньгах, а в людях» до понятных и практичных методов прогнозирования коммерческой эффективности того или иного проекта. Для этого с другом Гильдии, не раз выступавшим на наших встречах, старейшим в стране социологом А. В. Жаворонковым он стал разрабатывать принципиально новые методы расчёта.

Так как катастрофическая ситуация с рождаемостью и в России, и по миру стала сейчас модной темой-то авторы решили показать работу созданного инструментария применительно к вычисленному ими моменту начала депопуляции на земле – к 2050 году.
Думаю любому маркетологу не надо объяснять, что с убылью числа покупателей на рынках меняется всё. Фантазии: «Всех скоро заменят роботы и искусственный интеллект» – это от недомыслия. У роботов кошельков нет! В маркетинге и в экономике всё, в том числе глубина разделения труда, а с ней и эффективность, зависит от количества людей. Если в 2050 начнётся депопуляция всё в мире будет по-другому

По вопросу, что во второй половине нынешнего века население земли перестанет расти, а начнет убывать, мнения на конференции у отечественных учёных демографов расходится лишь в одном – в сроках. Авторы доклада говорят, что это произойдет в 2050 году, а ученые демографы МГУ, что в 2070 году.

Конечно за рамками этого доклада осталось-то, что обсуждалась на встречах нашего Дискуссионного клуба, как это надвигающиеся грядущее уже сегодня связано с нашими неудачами в инновациях, а также с появляющимися для бизнеса «окнами возможностей» в ближайшие 3 года. Но если верить высказываниям Бутаева и Жаворонкова, что им удалось при помощи предложенного инструментария корреляционного анализа довести начатое до новой теории стоимости, то пусть первая публикация её «первой ласточки» будет на сайте нашей Гильдии».

Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены