Полезная рассылка Гильдии Маркетологов

Яндекс.Метрика
РЕЦЕНЗИИ ЧЛЕНОВ ГИЛЬДИИ

«Сможет ли Россия конкурировать?» Джим Коллинз, Лорен Грэхэм

«Сможет ли Россия конкурировать?» Джим Коллинз, Лорен Грэхэм
Издательство: „Манн, Иванов и Фербер“, Москва 2013.

 

Россия в ловушке конкуренции или 300 лет в ожидании ЧУДА.

 

«Умом Россию не понять!»

Ф. Тютчев

 

           У талантливых российских учёных, наполненных интересными идеями всегда есть три реальных направления для их реализации: Шереметьево, Домодедово, Внуково. К сожалению, это уже даже не шутка, а реальная инструкция к действию. Неделю назад собирался наш физтеховский (МФТИ) курс по поводу знаменательной даты  — 20-ти летия выпуска. Умнейшие ребята, «до зубов» вооружённые самыми современными, на момент окончания института, знаниями. Вот только незадача, практически никто наукой сейчас не занимается, за исключением пяти человек уехавших за рубеж! Потерянное для БОЛЬШОЙ Российской науки поколение, пополнившее многомиллионные ряды родных „бизнесменов“. Которые вместо сложных дифференциальных уравнений или поверхностных интегралов занимаются простейшими арифметическими действиями с доходами и расходами! Вот она „грустная“ современная действительность. Да и сам институт, представляющий когда-то величественный храм науки, потихоньку превращается в „развалины Колизея“. И искренне было жаль преподавателей, которые почему-то пытались оправдаться перед нами за сложившуюся ситуацию.

           Попалась на глаза замечательная фраза из социологического опроса 2010 г.: «Мы воспринимаем ученого, как человека, не имеющего материального интереса, который совершает свою работу на благо человечества». Но друзья мои, блестящих умов единицы, а „бизнесменов“ (кавычки авторские), как неубранной картошки в плохом колхозе в дождливую осень. И кому в данному случае стоит отдать приоритет? Но не спешите расстраиваться, оказывается, эта карма висит над Россией уже 300 лет! Ещё с давних пор научный российский менталитет строился на уникальном фундаменте – совершить научный прорыв/открытие/изобретение – вот страсть учёного, а дальнейшее внедрение, требующее навыков менеджера, сопряжённая с формальной рутиной ему просто неинтересна.

            «Всё это вымысел!» — воскликнет кто-то из вас. Тогда не буду голословным, ведь результат не врёт: 1835 г. – отец и сын Черепановы производят паровоз, способный тянуть 60 т (паровоз так и остался в единственном экземпляре); электрическая лампа накаливания с тонким угольным стержнем Александра Ладыгина (1872 г), электрический прожектор и „электрическая свеча Яблочкова“ (1874 г), первый радиоприемник Алексадра Попова (1894 г); Алексей Крылов – автоматическое устройство для решения дифференциальных уравнений (1904 г); четырёхмоторный самолёт Сикорского (1913 г); Михаил Бонч Бруевич – катодное реле (1916 г); действующие транзисторные радиоприёмники и передатчики Олега Лосева (1922 г); Карпенко, Четвериков, Добржанский сформулировали основные законы генетики ещё в 20-х годах прошлого столетия; идея лазера впервые предложена Валентином Фабрикантом (1939 г)… Устал перечислять, а Вы наверное читатьJ!

           Теперь хочу вернуться к труду Лорена Грэхэма, который сумел в 60-х годах поучиться в России, а потом более ста раз посетил её, общаясь с яркими, передовыми людьми нашей страны. Подробно анализируя каждый российский прорыв в той или иной области науки и техники – Лорен честно пишет о его финале (чаще всего, очередной «упущенной возможности»). Особенно импонирует то, что в книгу не втягивается „грязная политическая“ подоплёка, хотя есть небольшой перекос в сторону западной модели взаимодействия наука-стартап-бизнес.

            «Критиковать легко, а ты сам-то чего стоишь? Может ты засланный казачок? Может ты уже с потрохами продался Западу?»- уже слышу отчаянные крики „патриотов“ России. „Нет!“ — и далее отвечу словами Лермонтова: „Люблю Россию я, но странною любовью…“. И в дополнение хочу привести слова небезызвестного М. Фридмана: „Большинство россиян настолько привыкли к определённому уровню беззакония, что даже считают коррупцию особым путём России“.

           Но что же делать, смогут ли новомодные Роснано и Сколково спасти Россию? Любой здравомыслящий специалист, понимает, что конечно же — нет, и больше, ни чем другим, как грандиозными показательными PR проектами государства, они не являются. Единственное, что в этом направлении сделано правильно – это угадан образовательный тренд: 18-й век – академический, 19-й век – университетский, 20 –й век  — век исследовательских институтов, одной из продвинутых форм в СССР являлись наукограды (сейчас влачащие жалкое существование).
           Экономика стран ОЭСР в основном базируется на знаниях и нормативах.               В настоящее время, знания признаются стимулирующим фактором экономического роста и повышения благосостояния. Классическая экономика великого А. Смита устарела – накопление капитала, которое раньше экономисты называли драйвером роста, ушло на второй план и заменилось инновациями. Но, к сожалению, в нашей стране талант продолжает отплясывать под дудку капитала и не видно конца этому затянувшемуся дансингу. И всё это говорит о том, что в стране процветают далеко не самые талантливые предприниматели/компании, а чаще те, кто умеет правильно «поднести», „задружиться“, „поделиться“.

           На последок хочу привести фразу, над которой стоит задуматься, потому что корень наших сегодняшних проблем засел в ней: в царской России была умеренно развита наука и практически отсутствовало инновационное предпринимательство, в СССР была прекрасно развита наука и полностью отсутствовала (по закону) предпринимательская деятельность по её внедрению, сейчас в России на удовлетворительном уроне существует предпринимательство, и практически отсутствует наука (см. начало статьи про три направления для перспективных учёных). Конечно, сейчас России крайне помогает «ресурсное проклятье». Финансирование как частного капитала так и государственного в инновации снижается (в отличии, от ряда развитых стран),  — и надежды на будущее России как высокотехнологичной державы, тают как эскимо на солнце (а не хотелось бы остаться с одной лишь с деревянной палочкой вместо вкусного десерта)!

 

PS «Жизнь ставит цели науке; наука освещает путь жизни»

                                                    Автор неизвестен.

 

 

Козуля Игорь Иванович

Член Гильдии маркетологов, МВА

http://kii08.blogspot.ru/

Козуля Игорь