Яндекс.Метрика
РЕЦЕНЗИИ ЧЛЕНОВ ГИЛЬДИИ

«Искусство думать» Эдвард де Боно

«Искусство думать»  Эдвард де Боно,  «Альпина паблишер», Москва 2015. 

 

А если все перевернуть с ног на голову?

 

«Илья Муромец рассказывает, как он сражался с Лернейской гидрой:
- Отрубаю ей голову - на её месте четыре вырастают. Четыре отрубаю - три вырастают. Три отрубаю - семь вырастают.
- Ну и чё?
- Полчаса рубил - никакой закономерности!»

Народный фольклор

 

Есть такая замечательная профессия – изобретатель! Этих людей ценят окружающие (правда, далеко не всегда на работе, да и завистников полно), ими восхищаются, у них хотят поучиться. Мой родной дядя, тоже был изобретателем и успешно совмещал это с основной работой на сахарном заводе. Не проходило и двух/трёх дней, чтобы он чего-нибудь не усовершенствовал. Даже его собственный дом в небольшом посёлке, ещё 30 лет назад, мог стать замечательным прототипом для сегодняшних разработчиков тренда «smart house». Сконструированный им оригинальный самогонный аппарат, так ни разу и не был найден, пронырливыми дружинниками «сухого закона», хотя и стоял прямо «перед их носом». Я часто наблюдал за дядей и пришёл к выводу, что,  изобретение – это следование существующему алгоритму до определенного момента, а потом, совершенно неожиданное решение и  развитие ситуации. Значительно позднее я услышал термин, называющий всё это по-научному «латеральный сдвиг».

Сам обожаю нестандартное мышление, и уже «тихим сапом», насобирал в свою коллекцию более пятидесяти задач. С помощью одной из них, в свое время, выиграл не менее ящика коньяка, споря, на одну бутылку, что оппонент не сможет её решить в течении трёх часов. Наверняка, Вы скажите: «Сказал РАЗ, говори и ДВА!» 
Хорошо, кратко условие: «У вас двухчашечные весы и 12 одинаковых на вид монет. Среди них одна фальшивая и неизвестно, легче она или тяжелее! Найти её за три взвешивания!». Вот в этой задачке придётся мыслить крайне нестандартно, начиная уже со второго хода. Как говорится – латеральное мышление в действии!

 Есть такая мудрость, что забравшись на вершину горы и глядя вниз, наверняка увидите более оптимальный путь для своего подъёма, чем тот, который только что преодолели. Кстати, это тоже один из способов латерального мышления в действии. Руководство компаний постоянно на словах призывает маркетологов к «нестандартным» ходам, но потом,  в случае неудачи, на маркетологов «вешают всех собак». У Вас ещё есть охота предложить на Совете директоров, что–либо прорывное, но в корне отличающееся от обычных продуктов компании? Но жизнь, к счастью, не ограничивается компанией, в которой Вы работаете, да и вообще только бизнесом, она многогранна и удивительна!

Лет десять назад, мне в руки попала книга гуру маркетинга по латеральному  мышлению, и в подсознании, я почему-то связал именно Филиппа  Котлера, как первооткрывателя,  с этим перспективным направлением.  И тут выяснилось, что немного ошибся. Хотя, справедливости ради стоит отметить, ОГРОМНЫЙ вклад светилы маркетинга в эту стезю. Вернёмся к истории – в 1967 году доктор наук Эдвард де Броно, придумал столь сейчас популярный термин «латеральное мышление». Перед Вами одна из его книг на данную тему, со специфическим уклоном именно в «сложные задачи». Кстати, чтобы уж окончательно навести порядок в терминологии – есть «вертикальное» логическое мышление (которому мы учимся и совершенствуемся с малых лет) и «горизонтальное» - латеральное.

Введём далее основные аспекты латерального мышления: выявление господствующих или поляризующих идей; поиск различных подходов к ситуации; ослабление жёсткого контроля вертикального мышления, использование случая. Наверное, тут необходимо сразу ввести достаточно жёсткое замечание, – что латеральное мышление не только не отрицает всех прелестей «вертикального» мышления, а скорее синергетично дополняет! Помню, как многие «горячие головы», после прочтения весьма интересной, но достаточно спорной книги Нассима Талеба, попытались опровергнуть ряд исследований, в основе которых закладывалась «гауссиана». Бедняга Гаусс, думаю, просто обыкался в последнее время,  наблюдая за нашей бренной жизнью с облака.

Может возникнуть  и ещё одно серьёзное заблуждение, что автор книги призывает к постоянному поиску ходов на поприще малобюджетного маркетинга. Ещё раз повторюсь – ни в коем случае не стоит жёстко противопоставлять «вертикальное» и латеральное мышление. Но в условиях кризиса и необходимости нахождения новых нестандартных решений эта книжка оказывается как никогда кстати!

PS  «Мы живем в мире, где один дурак создает много дураков, а один мудрый — очень мало мудрых»

Георг Кристоф Лихтенберг

 

C уважением, Козуля Игорь Иванович  
Член Гильдии маркетологов.
Член Сети «Национальной Гильдии Профессиональных Консультантов».
Эксперт по маркетингу, MBA.
http://kii08.blogspot.ru/                                                                                                         

Козуля Игорь