Рецензия Виктора Пратусевича на книгу:
Артем Вахрушев. Маркетинговые исследования на практике. Как найти аудиторию, понять ее потребности и запустить успешный продукт. М.: МИФ, 2025 – 304 с.
Книга Артема Вахрушева «Маркетинговые исследования на практике» дает полный и системный обзор технологий маркетинговых исследований в рамках разработки и запуска на рынок нового продукта. Она предназначена прежде всего для продукт-менеджеров, для предпринимателей, нуждающихся в изложенной понятным языком, но не слишком упрощенной, теории и методологии маркетинговых исследований. Ее можно рекомендовать и более широкому кругу маркетологов, студентов и специалистов, так как она не сводится к рекомендациям и алгоритмам применения тех или иных исследовательских методов, а дает довольно точную, выверенную концепцию исследовательской поддержки предпринимательства. сфере.
Автор делится своим практическим опытом применения классических маркетинговых исследований, не углубляясь слишком в теорию, простым и доступным языком. При этом он всячески постулирует важность соблюдения социологических канонов для обеспечения качества получаемых данных, ссылается на классические работы В.Д. Ядова. Почему-то книги по маркетингу и маркетинговым исследованием в меньшей степени удостоены внимания автора, но во всяком случае книга продвигает высокую методологическую культуру планирования и проведения исследований, что весьма актуально. Разделы книги освещают следующие элементы дорожной карты: формирование бизнес-модели и банка гипотез; разработка программы и выбор метода исследования; разработка анкеты; сбор информации количественными и качественными методами; анализ собранной информации. Здесь стоит отметить, что автор прекрасно владеет навыком популяризации достаточно сложных понятий и методов; его объяснения практики применения одномерной и многомерной статистики, включая кластерный анализ, сделаны, на мой взгляд, блестяще.
Сейчас имеется немало учебников и пособий по маркетинговым исследованиям, в том числе написанных отечественными авторами. Особенностью книги «Маркетинговые исследования на практике» является цельная картина планирования и проведения маркетинговых исследований нового продукта с точки зрения предпринимателя и вы расчете на соответствующую аудиторию практиков. Книга подойдет и гораздо более широкой аудитории маркетологов, за единственным исключением: возможно, она не полностью закрывает потребности специалистов, работающих в исследовательских агентствах. При этом стиль изложения максимально ясный, на понятном языке, без «воды», но и без излишних упрощений.
Книга будет полезна маркетологам, рекламистам, студентам, но прежде всего предпринимателям, проектировщикам стартапов, разработчикам новых идей и новых продуктов.
Я рекомендую включить книгу Артема Вахрушева «Маркетинговые исследования на практике. Как найти аудиторию, понять ее потребности и запустить успешный продукт.» в шорт-лист номинации «Лучшая книга по маркетингу на русском языке 2024 г.».