Как «Северная компания» развивает сеть рыбных магазинов-кафе «Моремания»
| 
 Отрасль  | 
 Розничная торговля, общественное питание  | 
| 
 Компания, бренд  | 
 «Северная компания», «Моремания»  | 
| 
 Год  | 
 2015 – 2017  | 
| 
 Первоисточник  | 
 Компания «Северная компания», Корнев Виталий – генеральный директор; основатель сети «Моремания»  | 
| 
 Источник  | 
 Журнал «Эксперт» №1-2, 2018; статья «По дороге с рыбой»; автор – Софья Инкижинова  | 
| 
 Автор-«упаковщик»  | 
 Березин Игорь  | 
| 
 Принял (акцептовал)  | 
 Птуха Анастасия  | 
| 
 Проблема  | 
 Ответные (на введенные в 2014 году против России западные санкции) ограничительные меры привели к резкому сокращению импорта охлажденной рыбы. Резкое снижение курса рубля по отношению к доллару и евро в конце 2014 – начале 2015 года привело к резкому росту цен на импортную рыбу. Снижение реальных доходов населения привело к сокращению спроса на рыбную продукцию (с 22 кг. в год на душу населения в 2013 до 18 кг. в 2016), особенно сильное сокращение произошло в среднем и высоком ценовых сегментах. Выручка «Северной компании» сократилась более чем в два раза. Логистическую сеть пришлось сократить почти вдвое. 
  | 
| 
 Задачи  | 
 Удержаться на падающем рынке. Увеличить доходы. Показать, что из полезной рыбы можно приготовить множество вкусных блюд по доступным ценам. Популяризация рыбной кухни как самой полезной и натуральной. 
  | 
| 
 Решение  | 
 Открытие сети магазинов-кафе «Моремания» (на одной арендованной площади располагается прилавок с рыбой, кухня и места для посетителей). Все запасы для ресторана (кафе) лежат на витринах (прилавках) и поставляются для ресторана по крупнооптовым ценам. Нет конфликта интересов (как при работе со сторонней розницей). 
  | 
| 
 Трудности  | 
 Очень дорогая аренда в Москве. Из-за этого торговая часть магазинов-кафе прибыли не приносит, но позволяет зарабатывать ресторанной части. Необходимо быстрое приготовление блюд в кафе. Традиционная система учета блюд - через чеки оказалась неудобной. Пришлось внедрить «планшетную систему», где заказы переходят сразу к повару. Блюда (в кафе) должны быть простые (в приготовлении), технологичные, вкусные. В меню «Моремании» 34 блюда и 12 видов роллов. Работники магазинов-кафе должны быть универсалами. Самоуправство контролирующих органов (обыск с изъятием продукции, базы данных и ноутбуков в рамках уголовного дела о взятке третьих лиц) и причинение ущерба на 5 млн. руб. 
  | 
| 
 Стоимость  | 
 Инвестиции в открытие магазина-кафе 15 – 18 млн. руб. на одну точку. 
  | 
| 
 Результат  | 
 К концу 2017 года открыто 4 магазина-кафе в Москве и один во Владимире. Оборот «Моремании» достиг 10-12 млн. руб. в неделю (у «Северной компании» - 200 млн. руб. в неделю). К концу 2019 года планируется увеличить сеть «Моремания» до 20 магазинов-кафе и выйти на оборот в 40 – 50 млн. руб. в неделю.  | 
| 
 Дополнительная информация  | 
 Потребление рыбы в России, кг в год на душу населения Сельдь – 2,8 Лососевые – 2,7 Минтай - 2,2 Треска – 2 Скумбрия – 1,9 Путасу – 1 Ставрида – 0,7 Пикша – 0,7 Камбала – 0,65 Сардины – 0,5 Килька – 0,35 
 Источники: ФТС, Росрыболовство 
  | 
| 
 Изображение  | 
 
  |