Яндекс.Метрика

Упокоиться на пристани в театре Е.Б. Вахтангова. О спектакле «Пристань» /И. Денисова/

Упокоиться на пристани в театре Е.Б. Вахтангова. О спектакле «Пристань»

09.03.2016 - 13:48 — ProArtInfo

Театр Вахтангова всегда славился своими добрыми традициями и очень хорошими актерами. И накануне своего юбилея (он был в 2011 году) на сцене театра решили запечатлеть это, отдать должное памяти великих профессионалов и любимого московского храма искусств в спектакле «Пристань» (художественный руководитель постановки Римас Туминас).

Название постановки ассоциируется с прибрежными волнами и пароходами. Но спектакль не об этом.

Каждого человека на склоне дней ожидает своя пристань. Каждый делает свой человеческий, нравственный, эмоциональный выбор. О том, как встретили свою пристань несколько людей, и запечатлено на подмостках театра Вахтангова.

Первый мини спектакль «Жизнь Галилея» посвящен Галилео Галилею (Вячеслав Шалевич). Великий исследователь, ученый и мыслитель рассуждает со своим учеником о смысле жизни человека, о пути ученого, о том, почему он сделал свой выбор: отрёкся на словах от своего учения, и при этом вошёл в вечность.  Он объясняет это страхом мучений. Время было лихое, инквизиция шутить не умела… Такова его пристань.

Затем на сцене появляется роскошная хрустальная люстра, под светом которой встаёт великолепный Василий Лановой, с неизменно прямой спиной, с белыми перчатками в одной руке, аристократичный, породистый. Он читает строки А.С.Пушкина, проникновенно, так, как может читать только этот прекрасный актёр вахтанговской школы. Пристань (читай «старость», хотя такие мужчины, как Василий Лановой, не имеют старости) может быть и такой: величественной, статной, благородной.

Следующая пристань - «Визит дамы». В город приезжает Старая Дама Клара Цаханассьян (Юлия Борисова). Она здесь родилась и готова пожертвовать малой родине…полтора миллиарда долларов. Но при одном условии. Когда эта дама была юной, у неё случилась любовь, которая закончилась драматически. Бедную молодую женщину, беременную, выгоняют из города, насмехаясь ей вслед…Она жаждет мести. Это её пристань, её завершение жизни. Так она решила, такой выбор сделал. Её уже престарелый совратитель умирает от инфаркта, город получает вожделенный чек с огромной суммой. Дама отъезжает.

Какой же счастливой бывает зрелость и старость человека, если он отдал свою жизнь служению любви!.. Так, Филомена Мартурано (Ирина Купченко в одноименной поставновке), бывшая некогда продажной женщиной, любит своего хозяина, состоятельного человека, Доменико Сориано (Евгений Князев), от которого у неё, оказывается, есть сын. Который? Доменико мечется, пытаясь угадать, кто из юношей его потомок. И в этом поиске вдруг понимает, что он любит Филомену. Невзирая на то, что она притворилась умирающей, чтобы мужчина на неё женился, несмотря на то, что у неё плохое прошлое. Потому что женщина пошла на всё – хитрости, обман, тяжкий труд – во имя любви. К этому мужчине, отцу одного из её сыновей, ко всем троим сыновьям. И, поколебавшись, Доменико принимает всех сыновей и женится на Филомене по глубокой и искренней любви! Это ли не счастливое завершение жизни, это ли не лучшая пристань?..

Старый Грегори Соломон (Владимир Этуш) приезжает, чтобы оценить и, возможно, приобрести старую же мебель у полицейского. Сделка никак не состоится. Соломон ведёт рассказ о своей жизни, изрекает мудрые советы, размышляет о судьбе…Продавец мебели, который спешит, а недоумении. Он пытается торговаться, торопит покупателя, волнуется… А 90-летний Соломон говорит медленно и спокойно, шутит (очаровательный еврейский юмор!) и даже собирается перекусить за старинным столом. он приехал к полицейскому, что продаёт старую мебель не купить её, а просто поговорить. Такова цена сделки (спектакль называется также). – поговорить о своём магазине, о своей жизни - о своей пристани.

И наконец зрители оказываются в России. Богатая бабушка (Людмила Максакова в спектакле «Игрок»), возле которой увиваются, как в романах Ф.М.Достоевского, всякие разные люди: племянники, бедные девицы на выданье, французы, случайно попавшие в холодную страну, даже англичане… Все жаждут её богатства и её кончины, конечно. Кому достанется наследство? Кому она подарит пару-другую дореволюционных тыщ?.. Вокруг неё начинаются хороводы, а мадам идёт в…казино. Где последовательно, а потом и вовсе закусив удила, мечет деньги на рулетку, ставит то «на зеро», то «на красное» и в результате проигрывает всё! Русская душа, бесшабашная и мало предсказуемая!..

В игре, в утрате богатства обретает свою пристань только что бывшая богатой старая женщина.

Остаётся добавить, что всё действо происходит среди то ли в католической церкви, то ли на палубе корабля, сопровождается хоральным пением и чтением строк великого АСП из уст превосходного Василия Ланового. Время от времени всплывают юбилейные даты человеческой жизни на склоне дней: 60, 70, 80…

И всё-таки спектакль не только о тех мудрых и не очень, осторожных и безудержных, добрых и нехороших старых людях, которых волны жизни прибили к пристани, или сами они прибились согласно своему человеческому выбору… «Пора прибиться к берегу, да волны не дают!..», - поёт композитор и исполнитель Юрий Антонов. У всех – разные волны.

В последней сцене спектакля вдруг разворачивается огромный парус, на трепещущем полотне которого (спасибо современных технологиям!) проходят чередой прекрасные лица Е.Б.Вахтангова, Ю.В. Яковлева, М.А. Ульянова и других. Спектакль «Пристань» посвящён, в первую очередь именно им. Они обрели в театре Е.Б.Вахтангова свою вечную пристань.

Ирина Денисова, обозреватель ОИА "ПроАртИнфо"

http://proartinfo.ru/article/1017608-upokoitsya-na-pristani-v-teatre-eb-vakhtangova-o-spektakle-pristan