Полезная рассылка Гильдии Маркетологов

Яндекс.Метрика

ВАК признал «маркетинг» отдельным направлением в рамках научной специальности «Региональная и отраслевая экономика».

ВАК признал  «маркетинг» отдельным направлением в рамках научной специальности „Региональная и отраслевая экономика“.

 

Решению, принятому Высшей аттестационной комиссией в июне 2021 года, в немалой степени способствовали материалы и резолюция Международного научно–практического симпозиума  «Маркетинг под прицелом», прошедшего при деятельном участии Гильдии Маркетологов в апреле 2021 г. в Санкт-Петербурге.

Благодарим всех участников симпозиума и соавторов резолюции и персонально идейного вдохновителя и организатора проф. Багиева Георгия Леонидовича!

 

Выдержка из Номенклатуры ВАК:

 

Область науки:

5. Социальные и гуманитарные науки

 

Группа научных специальностей

5.2. Экономика

 

Наименование отрасли науки, по которой присуждаются ученые степени:

Экономические науки

 

Шифр научной специальности:

5.2.3 Региональная и отраслевая экономика

 

Направления исследований  (по специализациям):

1. Региональная экономика

1.1. Теории пространственной и региональной экономики.

1.2. Пространственное распределение экономических ресурсов.

1.3. Пространственная организация национальной экономики.

1.4. Экономическое районирование.

1.5. Региональное экономическое развитие.

1.6. Проблемы региональной социально-экономической дифференциации.

1.7. Региональные и локальные рынки.

1.8. Региональная экономическая политика.

1.9. Экономика федеративных отношений. Бюджетный федерализм.

1.10. Особые экономико-правовые режимы регионального и местного развития.

1.11. Оценка эффективности региональной экономической политики в Российской Федерации, федеральных округах, субъектах федерации и муниципальных образованиях.

1.12. Инструменты и методы оценки перспектив развития региональных экономических систем.

 

2. Экономика промышленности

2.1. Теоретико-методологические основы анализа проблем промышленного развития.

2.2. Ресурсная база промышленного развития.

2.3. Закономерности функционирования и развития отраслей промышленности.

2.4. Формирование и функционирование рынков промышленной продукции.

2.5. Конкурентоспособность производителей промышленной продукции.

2.6. Ценообразование в промышленности.

2.7. Внешнеэкономическая деятельность промышленных компаний и предприятий.

2.8. Промышленная политика.

2.9. Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных отраслей, комплексов, предприятий.

2.10. Государственно-частное партнерство в промышленности.

2.11. Прогнозирование топливно-энергетического баланса страны и административно-территориальных образований.

2.12. Проблемы повышения энергетической эффективности.

 

3. Экономика сельского хозяйства и АПК

3.1. Теоретико-методологические основы анализа проблем развития сельского хозяйства и отраслей АПК.

3.2. Ресурсная база развития сельского хозяйства и отраслей АПК.

3.3. Рынок сельскохозяйственных земель, земельные отношения в аграрном секторе экономики и сельской местности.

3.4. Формирование и функционирование рынков сельскохозяйственной продукции.

3.5. Конкурентоспособность производителей сельскохозяйственной продукции.

3.6. Ценообразование в сельском хозяйстве и АПК.

3.7. Внешнеэкономическая деятельность сельскохозяйственных и агропромышленных компаний и предприятий.

3.8. Аграрная политика и политика поддержки сельскохозяйственного производства. Политика поддержки отраслей АПК.

3.9. Землеустройство.

3.10. Институциональные преобразования в АПК.

3.11. Экономические проблемы развития личного подсобного хозяйства.

3.12. Экономика, организация и управление в крестьянских  (фермерских) хозяйствах и у сельских индивидуальных предпринимателей.

3.13. Прогнозирование развития агропромышленного комплекса и сельского хозяйства.

 

4. Экономика сферы услуг

4.1. Теоретико-методологические основы анализа проблем развития отраслей сферы услуг.

4.2. Закономерности функционирования и развития отраслей сферы услуг.

4.3. Ресурсный потенциал отраслей сферы услуг и эффективность его использования.

4.4. Формирование и функционирование рынков услуг.

4.5. Ценообразование в отраслях сферы услуг.

4.6. Конкурентоспособность производителей услуг.

4.7. Особенности формирования и развития общественного  (государственного) сектора сферы услуг.

4.8. Экономические основы функционирования некоммерческих организаций в сфере услуг.

4.9. Экономика транспорта.

4.10. Экономика отраслей связи.

4.11. Логистические услуги.

4.12. Туризм и рекреация.

4.13. Политика регулирования и поддержки развития отраслей сферы услуг.

4.14. Государственно-частное партнерство в сфере услуг.

 

5. Экономика строительства и операций с недвижимостью

5.1. Теоретические и методологические основы анализа процессов развития строительного комплекса.

5.2. Система отношений между участниками инвестиционного процесса в строительстве.

5.3. Финансирование проектов в строительстве.

5.4. Ценообразование в строительстве.

5.5. Оценка эффективности инвестиционных проектов в строительстве.

5.6. Конкурентоспособность строительных организаций.

5.7. Экономика сферы ЖКХ.

5.8. Недвижимость и ее жизненный цикл.

5.9. Инвестиции в недвижимость.

5.10. Анализ состояния и основных тенденций развития рынка недвижимости и его сегментов.

5.11. Теоретические и методологические основы управления недвижимостью. 5.12. Теория оценки недвижимости.

5.13. Девелоперский и риэлторский бизнес. Управление стоимостью объектов недвижимости на различных стадиях жизненного цикла.

5.14. Региональное и городское развитие недвижимости.

5.15. Прогнозирование рынка недвижимости.

5.16. Государственное регулирование в строительстве. Государственная политика в сфере жилищного строительства. Государственное регулирование рынка недвижимости.

 

 

6. Экономика инноваций

6.1. Теоретико-методологические основы анализа проблем инновационного развития и инновационной политики.

6.2. Типы инноваций. Жизненный цикл инноваций.

6.3. Инновационный потенциал стран, регионов, отраслей и хозяйствующих субъектов.

6.4. Вклад инноваций в экономическое развитие и повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

6.5. Национальные инновационные системы.

6.6. Инновационная инфраструктура и инновационный климат.

6.7. Теория, методология и методы оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов и программ.

6.8. Факторы успеха инновационных проектов. Проблемы коммерциализации инноваций.

6.9. Управление инновациями на уровне компаний, предприятий и организаций.

6.10. Инновационная политика. Механизмы и инструменты стимулирования инновационной активности и улучшения инновационного климата.

6.11. Венчурные механизмы поддержки инновационной деятельности.

6.12. Проблемы обеспечения сбалансированного научно-технического и инновационного развития.

 

7. Экономика народонаселения и экономика труда

7.1. Закономерности влияния экономики на воспроизводство населения.

7.2. Народонаселение как субъект и объект экономических отношений.

7.3. Экономические концепции и социально-экономические критерии развития человеческих ресурсов.

7.4. Экономическая демография: понятия, концепции, показатели.

7.5. Демографическая политика, ее соотношение с социальной и семейной политикой.

7.6. Теоретико-методологические основы экономики труда.

7.7. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов. Человеческий капитал.

7.8. Рынок труда, его функционирование и развитие. Занятость населения. Безработица.

7.9. Стимулирование и оплата труда работников.

7.10. Производительность и эффективность труда: сущность, динамика, методы измерения, факторы и резервы повышения

7.11. Трудовая миграция.

7.12. Условия, охрана и безопасность труда.

7.13. Социально-трудовые отношения и их регулирование.

7.14. Специфика и проблемы развития домашнего труда и семейной экономики.

7.15. Проблемы социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты населения, типы и формы обеспечения; пенсионная система и перспективы её развития.

 

8. Экономика природопользования

8.1. Проблемы экономической оценки природных ресурсов и социально-экономической эффективности их использования.

8.2. Теоретические основы экономики природопользования и охраны окружающей среды.

8.3. Устойчивость и эффективность социо-эколого-экономического развития.

8.4. Анализ влияния антропогенных факторов на окружающую среду в целях обоснования управленческих решений.

8.5. Исследование выбора критериев эколого-экономического обоснования хозяйственных решений для различных уровней управления.

8.6. Оценка экологической емкости территорий разных уровней.

8.7. Разработка и совершенствование методов и методик экономической оценки ущерба окружающей среде.

8.8. Совершенствование нормативной базы эколого-экономических расчетов.

8.9. Разработка экономических методов повышения эффективности использования природных ресурсов в народном хозяйстве. Ресурсосбережение.

8.10. Стимулирование экологизации экономики и повышения эффективности природопользования методами экономической политики.

8.11. Совершенствование организационно-экономического механизма рационального природопользования.

 

9. Маркетинг

9.1. Теория маркетинга.

9.2. Современные направления и тренды развития маркетинговой деятельности.

9.3. Концептуальные основы, содержание, формы и методы стратегического и операционного маркетинга.

9.4. Маркетинговые стратегии и маркетинговая деятельность хозяйствующих субъектов.

9.5. Состояние и тенденции развития внешней и внутренней среды маркетинговой деятельности, сегментация рынков и определение рыночных ниш.

9.6. Формирование и развитие интегрированных систем маркетинговой информации.

9.7. Методы и технологии проведения маркетинговых исследований.

9.8. Оценка деятельности конкурентов, ее использование в маркетинговой деятельности компании. Бенчмаркинг.

9.9. Стратегии и методы построения маркетинговых каналов распределения товаров.

9.10. Стратегии, формы и методы ценовой и неценовой конкуренции на современных рынках товаров и услуг.

9.11. Развитие современных форм и методов рекламной деятельности, организация и оценка эффективности рекламы в системе маркетинговых коммуникаций.

9.12. Современные методы формирования имиджа организации как элемента маркетинговой стратегии.

9.13. Разработка системы позиционирования и рыночного продвижения товарных марок, создание бренда и управление брендом.

9.14. Маркетинг некоммерческих организаций.

9.15. Маркетинг территорий как фактор социально-экономического развития, повышения инвестиционной активности и формирования благоприятного имиджа территории.

 

10. Бухгалтерский учет, аудит и экономическая статистика

10.1. Базовые концепции, основополагающие принципы, постулаты и правила бухгалтерского учета.

10.2. История развития методологии, теории и организации бухгалтерского учета.

10.3. Системы и стандарты бухгалтерского учета.

10.4. Особенности формирования бухгалтерской  (финансовой, управленческой, налоговой и др.) отчетности по отраслям, территориям и другим сегментам хозяйственной деятельности.

10.5. Применения современных информационных и коммуникационных технологий в области бухгалтерского учета и отчетности.

10.6. Анализ хозяйственной деятельности.

10.7. Аудиторская деятельность.

10.8. Методы аудита, контроля и ревизии.

10.9. Регулирование и стандартизация правил ведения аудита, контроля и ревизии.

10.10. Экономическая статистика. Национальные и международные статистические системы и стандарты.

10.11. Национальные счета.

10.12. Регулирование и стандартизация статистики.

10.13. Особенности формирования статистической отчетности по отраслям, территориям и другим сегментам хозяйственной деятельности.

10.14. Методология построения статистических показателей.

10.15. Методы сбора и обработки статистической информации.

10.16. Прикладные статистические исследования в экономике.

 

11. Стандартизация и управление качеством продукции.

11.1. Теоретико-методологические основы стандартизации и управления качеством продукции.

11.2. Национальные и международные системы стандартов.

11.3. Стандартизация, оценка соответствия и информационное обеспечение в системе технического регулирования и управления качеством продукции  (услуг).

11.4. Обеспечение качества и конкурентоспособности продукции  (услуг) на основе технического регулирования.

11.5. Анализ состояния и организационно-экономические аспекты метрологии в управлении качеством продукции  (услуг).

11.6. Стандартизация и организационно-экономические проблемы защиты прав потребителей.

11.7. Организационно-экономические проблемы формирования и мониторинга систем управления качеством на предприятии  (в организации).

11.8. Резервы и механизмы повышения качества продукции  (услуг).

11.9. Оценка интеллектуальной собственности в обеспечении качества продукции  (услуг).

11.10 Организационно-экономические аспекты совершенствования инструментария обеспечения качества продукции  (услуг).

11.11. Организационно-экономические основы экологической стандартизации и сертификации предприятий  (организаций).

 

12. Экономическая безопасность

12.1. Теоретико-методологические вопросы исследования проблем экономической безопасности.

12.2. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности.

12.3. Типология проблем экономической безопасности. Угрозы и вызовы экономической безопасности.

12.4. Концептуальные и стратегические направления повышения экономической безопасности.

12.5. Критерии экономической безопасности. Пороговые значения экономической безопасности и методы их определения.

12.6. Проблемы энергетической безопасности.

12.7. Проблемы продовольственной безопасности.

12.8. Проблемы экономической безопасности, связанные с криминальной деятельностью и распространением теневой экономики.

12.9. Обеспечение взаимосвязи экономической и военной безопасности.

12.10. Политика обеспечения экономической безопасности.

12.11. Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов повышения экономической безопасности.

 

Смежные специальности  (в рамках группы научных специальностей)

5.2.2 Математические, статистические и инструментальные методы в экономике  (только для специализации  «Бухгалтерский учет, аудит и экономическая статистика»)