Полезная рассылка Гильдии Маркетологов

Яндекс.Метрика

Резолюция по итогам обсуждения проекта новых научных специальностей

Проект

Резолюция

по итогам обсуждения проекта новых научных специальностей

 

В рамках ежегодной международной научно-практической конференции, проводимой Гильдией Маркетологов «Маркетинг России» (Казань, 23 октября 2020 г.), состоялось обсуждение проекта номенклатуры научных специальностей, подготовленного рабочей группой ВАК при Министерстве науки и высшего образования РФ.

Членами Гильдии Маркетологов являются не только представители деловых кругов, но также от научного и академического сообщества. Именно поэтому обсуждение проекта номенклатуры научных специальностей было построено вокруг всестороннего межотраслевого взаимодействия и подчеркивало его общественную значимость для развития понимания профессии «маркетолог», а также ее подготовку на разных уровнях высшего образования, включая программы аспирантуры.

Обсуждение было вызвано тем фактом, что в предлагаемом проекте отсутствует довольно много научных специальностей, ранее включаемых в направление 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством», в частности п. 9 – „Маркетинг“, что вызвало несогласие научного и профессионального маркетингового сообщества.   

 Во внимание были приняты следующие аргументы относительно необходимости выделения научной специальности «Маркетинг» в рамках направления 5 – „Социальные и гуманитарные науки“, в частности 5.2 – „Экономика“, в отдельную научную специальность:  

  1.   Гильдия Маркетологов была инициатором и активным участником процесса формирования профессионального стандарта «Маркетолог» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 июня 2018 года N 366н. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 июня 2018 года, регистрационный N51397. Регистрационный номер 1134. Код ПС: 08.035. Маркетолог), что подтверждает актуальность и необходимость в подготовке кадров на всех уровнях высшего образования, включая программы аспирантуры.
  2. В рейтинге самых востребованных и высокооплачиваемых профессий маркетолог входит в первую пятерку (по данным аналитики, проводимой Минтруда и Минэкономразвития РФ), а, следовательно, есть насущная необходимость в подготовке кадров, обеспечивающих образовательный процесс подготовки специалистов-маркетологов.
  3. Атлас новых профессий, разработанный АСИ и Московской школой управления Сколково, представляет видение развития профессий до 2030 года. В этом документе профессия «Маркетолог» также выделяется как отельная и исключительно важная для всех перспективных отраслей и видов деятельности (производство композитных материалов, медицинской техники и медицинских услуг, потребительских товаров и пр.)
  4. Во всех ведущих ВУЗах России, включая МГУ им. М. В. Ломоносова, СПБГУ, НИУ ВШЭ, РЭУ им. Г.В. Плеханова, СПБГЭУ, Финансовый университет при Правительстве РФ, РГГУ, РАНХиГС, МГИМО МИД РФ, РУДН, ГУУ, КФУ и другие университеты, основаны и на протяжении более 25-30 лет активно действуют кафедры маркетинга. Сформированы научные школы, проводятся фундаментальные и прикладные маркетинговые исследования, открываются магистерские программы по маркетингу и схожим направлениям (реклама, бренд-менеджмент, аналитика рынка, корпоративный маркетинг и т.д.). Активно действуют ученые советы по защите докторских и кандидатских диссертаций. Открыты и прошли государственную аккредитацию программы аспирантуры и докторантуры по направлению 38.00.00 – «Экономика и управление», профиль 08.00.05 – „Экономика и управление народным хозяйством“, специализация „Маркетинг“. Деятельность по подготовке и аттестации научных кадров для обеспечения образовательного процесса и научных исследований в вузах России нуждается в организации защиты кандидатских и докторских диссертаций. Обладатели ученой степени развивают научный и практический профиль „Маркетинг“ для подготовки  высококвалифицированных кадров, востребованных на российском рынке труда.
  5. Спецификой маркетинга, существенным образом отличающей его от других управленческих дисциплин и практик (от управления персоналом, или от управления предприятием/общий менеджмент, например), является направленность деятельности не «внутрь» предприятия, а „вовне“ – туда, где не могут действовать внутренние распорядки, стандарты, нормативы, приказы и т.п. Деятельность специалистов по маркетингу направлена на изучение условий и взаимодействия с независимыми участниками рыночных отношений, прежде всего, с потребителями производимой продукции, как физическими лицами или домашними хозяйствами (В2С), так и с организациями различной формы собственности (В2В), а также с государственными структурами (B2G). В сферу ответственности маркетинга входит организация взаимодействия с другими производителями подобной, схожей или близкой по потребительским характеристикам продукции (конкуренты), с поставщиками сырья, материалов, комплектующих и т.п., с оптовыми и/или розничными посредниками.
  6. Представляется нелогичным и несправедливым перекос в количестве специализаций по техническим, медицинским, биологическим и другим наукам и профилям, которые входят в п. 5.2. «Экономика», что явно не отражает все разнообразие направлений научных исследований в области экономики и управления.
  7. Процесс, имеющий целью «объединить», „включить“ или „подчинить“ (как на уровне организации образовательных процессов, так и на уровне прикладных практических подходов) маркетинг менеджменту, „общему управлению“, „экономике предприятия“ и т.п., является, по нашему общему мнению, контрпродуктивным.

Вывод:

  1. Считаем непродуманными, скороспешными и недостаточно обоснованными предложения рабочей группы ВАК при Министерстве науки и высшего образования РФ по формированию номенклатуры научных специальностей в части укрупнения экономических специальностей (направление 5: «Социальные и гуманитарные науки», пункт 5.2. – „Экономика“).
  2. Ходатайствуем о необходимости включить «Маркетинг» в номенклатуру научных специальностей, в пункт 5.2. – „Экономика“.

 

Президент НП «Гильдия Маркетологов»                                  И.С. Березин

 

заслуженный деятель науки РФ, д.э.н. профессор кафедры

менеджмента и инноваций, научный руководитель

научно-образовательного центра менеджмента и маркетинга                        Г.Л. Багиев

евразийского сотрудничества, помощник проректора

по научной работе СПбГЭУ

 

Заведующая кафедрой маркетинга

ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова,

член Экспертного Совета ВАК при МОН РФ,

Заслуженный деятель высшего образования РФ,                                И.И. Скоробогатых

Д.э.н., профессор

 

Заведующая кафедрой маркетинга

Казанского Федерального Университета

Д.э.н., профессор                                                                                             Н.В. Каленская

 

Зам. руководителя Департамента логистики и маркетинга,

д.э.н., профессор, ФГОБУ ВО «Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации».                                                  С.В. Карпова 

 

 

 

Заведующий кафедрой интегрированных коммуникаций

и рекламы РГГУ, председатель Комиссии АКАР по профессионально-

общественной аккредитации. Д.э.н., профессор                                                  А.Л. Абаев

 

Руководитель департамента туризма и гостиничного бизнеса,

профессор департамента логистики и маркетинга Финансового

университета при Правительстве РФ, Председатель диссертационного

Совета, Заслуженный деятель науки РФ, Д.э.н.                                              Т.П. Розанова

 

Профессор кафедры предпринимательства

И логистики ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.Плеханова»,

Почетный работник Высшего профессионального

Образования РФ,  Д.э.н., профессор                                                                 О.В. Сагинова

 

 

Заведующий кафедрой маркетинга,

Директор института маркетинга ФГБОУ ВО ГУУ,

Лауреат премии Правительства РФ,

Заслуженный работник высшей школы РФ, Д.э.н., профессор                            Г.Л. Азоев

 

 

Заведующая кафедрой маркетинга ФГБОУ ВО «СПБГЭУ»

(ФИНЭК), Зам. Председателя (по специальности «Маркетинг»)

докторского совета Д 212.354.20, Д.э.н., профессор                                      О.У. Юлдашева

 

 

Заведующая кафедрой маркетинга услуг и бренд-менеджмента

ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»

д.э.н., профессор                                                                                                И.Ю. Окольнишникова

 

 

Заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО

«Сыктывкарского государственного университета

им. Питирима Сорокина», д.э.н., профессор                                                           Ю. Ф. Попова

  

Заведующая кафедрой маркетинга и туризма ФГБОУ ВО

«Пензенский государственный университет», д.э.н., профессор                       Л. Н. Семеркова