Текст выступления Бутаева Э. И. на конференции по Неоэкономике 2025 года 30 августа.
Авторы: Бутаев Э. И., Жаворонков А. В.
Тема: «Неизбежность наступления в 21 веке системного общемирового кризиса, его причины, а также малая вероятность этого события в период до 2042 года».
Аннотация: Материалы доклада рассчитаны на аудиторию хорошо знакомую с содержанием лекций по Неоэкономики Олега Вадимовича Григорьева. В докладе предмет лекции 5: «Разговоры о пределах развития капитализма», (08.11.2016)[1] О. В. Григорьева излагается не с точки зрения финансово-экономического анализа взаимодействий, а с точки зрения социально-демографического анализа. Причины и последствия макрокризисов 19 – 21 веков рассмотрены именно под этим углом. Результат прогноза, получившийся в итоге исследований и расчётов, приведен в названии доклада. К сожалению, в докладе нет материалов о главном, что быстрее всего приведет к «Неминуемому концу капитализма»: о постоянном перераспределение общественно-необходимого времени в сторону капиталистического воспроизводства. Постоянном перетягивании Капиталом себе времени, которое необходимо Обществу на бесконфликтное замещение поколений живущих на земле людей. Собрать и проанализировать данные о временном перераспределении мешает ущербность статистики занятости людей разными сферами их жизни, а также отсутствие целевого финансирования на эти цели. Поэтому этот доклад можно считать лишь началом более большой и широкой дискуссии в рамках Неоэкономики.
Ключевые слова и понятия: Суммарный коэффициент рождаемости, валовой внутренний продукт на душу населения, естественный прирост населения, кризисы, среднегодовые темпы прироста.
История вопроса.
Обсуждение взаимосвязи снижение рождаемости по ходу углубления в странах капиталистических отношений первой начала Роза Люксембург. Начала ещё до Первой мировой войны. Ей же впервые была высказана мысль, что когда-нибудь капитализм доведет население земли до нулевого прироста. И так этот момент наступил — это случилось летом этого 2025 года.
Во всем остальном, как, впрочем, и всем марксистам, их вечная подгонка любых результатов под заранее требуемый ответ: «Грядёт скорый и неминуемый конец капитализма» помешала Розе Люксембург обнаружить целый ряд важных закономерностей. Жаль, ведь статистический материал, который она приводит в своей монографии: «Антикритика»: «Накопление капитала или что эпигоны сделали из теории Маркса» позволял их обнаружить.
Предмет обсуждения.
Вероятность масштабного системного общемирового социально-экономического кризиса в 21 веке и его взаимосвязь с быстроменяющийся демографией на планете.
Используемые методы сбора и анализа данных.
Анализировались лично собранные и общеизвестные базы данных крупных опросов и социально-экономической и демографической статистики стран мира. Из них формировались временные ряды (в основном за период 1960 – 2023 годы). Далее использовался авторский инструментарий системного и корреляционного анализов, в ходе которого проводились расчёты, с тщательной предварительной проверкой данных на их достоверность.
Введение.
Вспомним схему взаимодействующих факторов из вышеупомянутой лекции Олега Вадимовича. (Слайд № 1). На ней указана демография, как подсистема, влияющая на системное взаимодействие. А вот как само финансово-экономическое взаимодействие влияет на изменение демографии, т. е. на обратную связь, осталось вне рассмотрения. Вне рассмотрения и критики со стороны Неоэкономики осталась и остается широкораспространённое у нас и в мире псевдоученее учение о 2 – 3 демографических переходах. А причина этих переходов — Деньги. Неоэкономисты объяснили бы всё проще: «В жизнь множества людей пришли деньги, и люди стали шаг за шагом в интересах финансового сектора менять структуру своего времяпровождения и занятости».
Системные и несистемные кризисы
История экономики знает множество классификаций финансово-экономических кризисов. 21 век показал, что все они не дают возможности ничего предсказывать. Одна из причин бесплодности подобных классификаций в ограниченности рассматриваемых факторов. Сама мировая экономика лишь часть, область, более общей общемировой социальной системы. Наши исследования убедили нас, что сегодня этого нельзя не учитывать. С 2014 года уж точно, мир живет как сложная, но единая система.
(К сожалению, не могу задерживаться на этом вопросе, его обсуждение – это отдельная тема).
И как в любой сложной системе в социально-экономической обязательно должны происходить разные по уровню и широте кризисы. К системным мировым макро кризисам следует отнести и финансово-экономический кризис 2007 – 2010 годов, и пандемию COVID-19 (Слайд № 17).
Но особняком от всех системных общемировых кризисов стоит «Великая депрессия», породившая Вторую мировую войну.
Олег Вадимович правильно описывает главную глубинную причину этого системного кризиса: два макро фактора Системы – мировые товарные деньги – золото, и мировое массовое производство, уже несколько десятилетий развивались с разнонаправленными скоростями. Скорость прироста в экономике золота падала, а скорость наращивания производства и торговли росла.
Для стабильности существования, а также развития любой Системы когерентность скоростей макро факторов – это необходимое условие.
Теперь поговорим об отличиях. Различны ли: мировой финансово-экономический кризис 2007 — 2010 гг., и мировой кризис разразившийся в результате пандемии COVID-19?
Т. к. мы для диагностики используем динамику изменения рождаемости (подробно об этом позже) — СКР, то для нас никакой разницы между этими мировыми кризисами нет. А вот по опыту и умению правительств гасить их, они очень разные. Вспомните какой бардак творился в мире во время пандемии COVID-19.
Для нас же последствия и того и другого близки: или сразу, или с запаздыванием обязательно приведут к падению СКР[i]. (Слайды № 13, 14, 15, 17). Кризисы лишь ускоряют действие открытого нами закона: «При развитии капитализма рост среднего на планете ВВП, приходящегося на одного жителя, обратнопропорционален среднему значению СКР на планете». (слайд 12).
Карл Маркс, а затем Олег Григорьев всегда подчеркивали, что важнейшие закономерности находят свои видимые проявления только в замкнутом контуре. Сегодня такой замкнутый контур только один — весь мир.
Закономерен вопрос почему никому было не интересна эта очевидная обратная пропорциональность?
Понятно почему: несмотря на снижающийся СКР, население земли весь 19 и 20 век неуклонно росло. Падение смертности и рост продолжительности жизни в большинстве стран шли быстрее, чем капитализм подъедал их рождаемость (Слайды № 6). На сегодня сокращение смертности и рост продолжительности жизни растут медленно, а падение рождаемости ускорилось существенно. Эти скорости сравнялись, зафиксирован нулевой прирост населения на планеты. Сбылось предсказание 1913 года Розы Люксембург.
Далее в 21 веке ситуация будет такая же, как с золотом в прошлом — будет расти дисбаланс скоростей двух важных факторов: предложения труда и требуемого для прогресса роста ВВП (Слайды № 10, № 16 и 17). Т. е. системный общемировой социально-экономический кризис типа Великой депрессии — неизбежен.
Но не надо впадать в заблуждение марксистов, будущий мировой кризис 21 века не приведет к концу капитализма. Кризис завершится, и капитализм продолжит господствовать на планете, несколько изменив свои закономерности развития, в том числе широко используя достижения сегодняшних прикладных наук. Именно поэтому сегодня мы слышим столь много новостей о замене людей во всех сферах жизни. В том числе в тех, на которые раньше и не замахивались. В том числе и пугающие (вставка на слайде № 18 справа).
Использование динамики СКР, а также половозрастных пирамид для прогнозирования сроков начала грядущего кризиса.
Отвечаем на естественный вопрос, а когда ждать в 21 веке прихода цунами кризиса?
Прежде чем ответить, целесообразно продемонстрировать как работает учёт изменения рождаемости, если применить его к прогнозированию событий прошлого. Примеры представлены на слайдах № 8, № 9, № 14 и № 15. На слайдах № 8 и № 14 можно увидеть демографическую цену догоняющего промышленного развития Южной Кореи, Японии и СССР. Слайды № 9 и № 15 позволяют рассчитать запаздывание демографического ответа на правильные или ошибочные решения правительства СССР, а затем правительства и президента России. Выше уже говорилось, что сам механизм взаимосвязи того, что демонстрируют слайды можно увидеть только путем сравнения распределений общественно-необходимого времени.
Роза Люксембург собирала и изучала темпы годового прироста населения в капиталистических и некапиталистических странах. При изучении её монографии нас удивило, что темпы прироста второй половины 19 и первых десяти лет 20 века почти такие же как в начале 21. Тогда мы решили проверить, а соблюдалось ли в те годы сегодняшние соотношение, что на 1% среднегодового прироста экономически активного населения в среднем приходится 2,5 – 3,0% прироста мирового ВВП. Получалось, что и тогда была почти такая же пропорциональность. Труд — это поток, значит история демонстрирует некую стабильность потока, в ходе развития капитализму. Это нам позволило выдвинуть гипотезу, что пока возможно соблюсти такую пропорциональность, объективных демографических причин для системного макро кризиса нет (слайды №16 и №17). Далее зная половозрастную пирамиду для населения земли на 2025 год, мы посмотрели будет ли соблюдаться это соотношение до 2042 года. (Тому, кто родился в этом году в 2042 году будет 17, и он попадает в состав экономически активного населения, тем кому сегодня 51 год в 2042 будет 68 лет, и он станет пенсионером). На слайдах №7 и №11 показано, насколько просто и наглядно это можно показать.
Для многих стран приток мигрантов стал не просто способом пополнять резервную армию труда, для понижения уровня местных заработных плат, но и необходимой антикризисной мерой.
На слайде № 11 показаны половозрастные пирамиды Германии 1910, 2005 и 2025 годов. Из них видно, что сегодня и в будущем для того чтобы соблюдалось вышеописанная пропорциональность ежегодный ввоз рабочей силы должен быть не менее 1 – 1,5% занятых в экономике. Подобная картина у нескольких высокоразвитых стран. Во второй половине 21 века она станет такой и у большинства стран. Поэтому можно с уверенностью сказать, что борьба за ввоз качественной малоконфликтной рабочей силы в мире в ближайшие 20 – 30 лет будет постоянно обостряться.
Мы знаем, что в древности были битвы за рабов. Ничего нового? Нет. В древности, попав в рабство люди продолжали интенсивно «делать детей». В во втором десятилетии 21 века — стало очевидно, что теперь и в дальнейшем они заводить детей будут все меньше и меньше. В семьях любых по национальности и вероисповеданию мигрантов, работающих в крупных американских и европейских городах, с 2014 года СКР не выше местных горожан. Демография не может объяснить эти аномалии (слайд № 10). Хотя есть данные, что причины её чисто экономические. И кризис 2007 — 2010 года сильно ускорил эту тенденцию.
Рассуждение о предкризисной «Зоне хрупкости» и её свойствах в итоге.
На слайде 18 показана вероятность наступления поры системного кризиса. Почему он не может разразиться раньше. По двум причинам. Первая. из финансово-экономического мирового кризиса 2007 – 2010 годов мир сделал правильные выводы. Что кроме ранее известных показателей надо ещё оценивать текущую хрупкость среды и не допускать роста хрупкости. В публикациях появились рассуждения, что спекуляции и неверная денежно-кредитная политика центробанков могут экономическую среду охрупчить до такой степени, что что любая встряска может вызвать мгновенное разрушение. Аналогия взята из материаловедения. Хрупкость среды сегодня ФРС доводить до критических значений доводить избегает. (А вот предотвращать неэкономические системные кризисы типа COVID-19 мир пока не умеет).
Вторая и на сегодня главная падение рождаемости в ряде стран ниже критического для капитализма уровня, пока еще может компенсироваться за счёт миграции. Средний общемировой рост населения в экономически активном возрасте до 2042 года на уровне стабильного капитализма 1% в год. Значит мировой ВВП может смело ежегодно расти на 3%. Мы шутим, войны 20 века за нефть переросли в 21 веке в «Войны за мигрантов».
Бог даст, мы продолжим свои исследования. Нам ещё надо оценить с какой страны кризис начнётся. Пока получается с Китая. Но чтобы показать всё «на цифрах» ещё много предстоит сделать.
Спасибо за внимание.
[1] Лекция 5. Разговоры о пределах развития капитализма (08.11.2016). https://neoconomica.ru/theory.php?id=261
[i]2 СКР –суммарный коэффициент рождаемости, специальный показатель, позволяющий правильно определить сколько детей в среднем в стране приходится на одну женщину, находящуюся в детородном возрасте. В Европе и США имеет обозначение TFR