Полезная рассылка Гильдии Маркетологов

Яндекс.Метрика

Повседневные расходы в июле 2020 выросли по сравнению с июлем 2019 на 6% реальном и почти на 10% в номинальном выражении, сообщает Ромир

В июле 2020 года россияне немного увеличили свои повседневные расходы (0,2%). За год рост оказался более существенным (9,9%). Реальные (очищенные от инфляции) расходы за месяц не изменились.

Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel*, в июле номинальные расходы россиян выросли на 0,2% (см. График 1). По сравнению с предыдущим июлем индекс оказался выше на 9,9%. Расходы в июле являются наибольшими в данном периоде за все годы наблюдений.

В прошлые месяцы драйвером роста расходов являлся отложенный спрос после карантинных мер. Несмотря на возможное действие фактора отложенного спроса в июле, его эффект постепенно пропадает. Если экономическая ситуация не изменится, то в ближайшие месяцы мы увидим коррекцию в динамике расходов против прошлого года.

График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2016 – июль 2020.

Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2016 – июль 2020.

100% = медианное значение 2012 года

Источник данных: Romir Scan Panel, август 2020

Реальные расходы, то есть расходы очищенные от инфляции, в июле также стабильны: снижение составило 0,2% против прошлого месяца, а рост против июля 2019 года – 5,9% (см. График 2). Очищенные от инфляции расходы также стали самым высоким июньским значением.

График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2016 – июль 2020.

Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2016 – июль 2020.

100% = медианное значение 2012 года

Источник данных: Romir Scan Panel, август 2020

Регионы

Среди округов против прошлого года расходы слабо растут только в Уральском ФО (1,0% против прошлого года). В остальных же регионах зафиксирован рост от 6,6% (СФО) до 13,1% (ПФО). Кроме того, расходы в ДФО, ЮСКФО и УФО падают против прошлого месяца (-10,7%, -3,8% и -2,8% соответственно). Лидером по росту против прошлого месяца является Северо-Западный ФО (4,2%). При этом основной стимул к росту дают небольшие города СЗФО.

Города

В июле москвичи немного увеличили свои расходы по сравнению с июнем на 1,5%. Говоря о годовой динамике, расходы жителей Москвы значительно растут по сравнению с прошлым годом (13,5%). Петербуржцы, в свою очередь, также увеличили расходы по сравнению с прошлым месяцем (3,2%) и по сравнению с июлем 2019 года (7,7%).

Роста против прошлого месяца не наблюдается в городах-миллионниках (-0,8%). В городах с населением от 500 тысяч до миллиона человек расходы выросли на 2,0%, а городах с населением от 100 до 500 тыс. человек они практически не изменились (0,5%). Против прошлого года растут все типы городов (10,8%, 6,9% и 9,6% соответственно).

Доходные группы

Все доходные группы практически не изменили свои расходы по сравнению с июнем. За год россияне со средним и низким доходом прибавили 13,2% и 13,8% соответственно. Группа с высоким доходом отметилась ростом расходов на 4,2%.

Методика

Индекс покупательской активности (ИПА) – показатель, демонстрирующий динамику потребления домохозяйствами товаров FMCG (товаров повседневного спроса), рассчитанный на основе данных панельного исследования Romir Consumer Scan Panel. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам нескольких сотен категорий продовольственных и непродовольственных товаров. Данный показатель рассчитывается ежемесячно с 2012 года на основе данных о потреблении домохозяйств, проживающих в российских городах с численностью населения 100 000 жителей и более.

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.