Полезная рассылка Гильдии Маркетологов

Яндекс.Метрика

Дискуссионный клуб «Что происходит на потребительских рынках?» 13.07.20

ПОСТ-РЕЛИЗ

«Что происходит на потребительских рынках?»

В 2020 году Дискуссионный клуб Гильдии Маркетологов  нарушил традицию не проводить свои заседания в середине лета. 13 июля 2020 встреча членов Гильдии прошла в малом зале клуба «Петрович». Собрание было посвящено ситуации на потребительских рынках после КВ-19 и итогам 12-го кв. 2020 г.

   

Встречу открыл доклад Игоря Березина. Президент Гильдии Маркетологов рассказал сразу о ситуации на рынке повседневных покупок (данные Ромир) и новых легковых автомобилей (данные – АЕБ). Рассмотрим каждый из отчётов по порядку.

Стоит отметить, что данные холдинга Ромир имеют небольшой сдвиг в сторону бедных за счёт верхнего среднего класса. Общая ситуация показала, что после 5 лет непрерывного падения на рынке повседневных покупок наблюдается рост. Повседневные траты населения растут 6 кварталов подряд, включая 2-й кв. 2020 г. До начала пандемии наиболее вероятный прогноз на 2020 год предвещал рост в 5 – 7% в номинальном и на 2 – 3% в реальном выражении. Для кардинального пересмотра прогноза, сделанного ранее, оснований пока нет. Поскольку данные за 1-е полугодие пока вписываются в прогноз.

Что касается рынка легковых автомобилей, прогнозы, сделанные ранее уже можно забыть. В конце 2019 и начале 2020 предполагалось, что в 2020 году будет наблюдаться снижение продаж на 2 – 4% в натуральном выражении, при росте цен в рублях на 4 – 6%. Действительная картина такова: во 2 квартале 2020 года продажи новых автомобилей снизились почти в два раза. Результат по 21-му полугодию – минус 23%. Теперь оптимистический прогноз допускает снижение рынка на 15%, пессимистический – на 30%.

Презентация Березина



Следующим докладчиком стал Олег Глазунов. Он рассказал собравшимся членам Гильдии о ситуации на рынке алкогольной продукции. Спикер отметил, что за последние 10 лет данный рынок является одним из самых стабильных, но сегодня в нём есть некоторые изменения. Олег подчеркнул, что сегодня крайне затруднительно выводить на рынок новые бренды или виды «тяжёлого» алкоголя, так как пиво и другие виды «слабой» алкогольной продукции сильно растут в популярности.

Прогнозы на ближайшее будущее не утешительны для региональных производителей и распространителей классов «средний» и «эконом». Они будут сильно терять в своих доходах, так как уже сегодня многие из них не в состоянии продавать свою продукцию дешевле больших дистрибуторов внутри мегаполисов РФ. Параллельно с этим произойдёт рост себестоимости всего алкоголя. Это связано с большим количеством факторов: повышением цен на спирт (15% в год), комплектующих материалов, ввод «помарочного» учёта, повышение НДС, увеличение тарифов на логистику. Все эти факторы приведут к росту доли федеральных распространителей до 75% от всего оборота алкоголя. Не стоит забывать и о снижении платёжеспособности населения страны. Добавив к этому почти полное исключение наличных средств из схем торговли, можно сделать вывод, что рынок алкогольной продукции ожидает увеличение налоговой нагрузки на оплату работы персонала и криминализация всей среды.

Презентация Глазунова

Третьим докладчиком вечера стал руководитель направления коммуникаций «ВЕКА-Рус» Сергей Ельников. Компания, которую представляет спикер, занимается производством профилей для окон. На данный момент этим производством занято около 50 компаний, всего в отрасли работает около 1000 компаний (в 2012 г. было около 6000), а общее число работников отрасли составляет от 700 тыс. до 1 млн. человек. За последние несколько месяцев доходы в этой отрасли так же подверглись снижению на 20%. В натуральном выражении снижение рынка составило 3,5%. В 2019 году показатели упали на 4,5% (до 130 млрд. рублей). Сегодня ситуация на рынке показывает, что доли рынка, приходящиеся на загородные дома и городские квартиры практически уравнялись.



Презентация Ельникова

Как показала практика, не для всех компаний, в которых работают члены Гильдии Маркетологов неожиданный кризис обернулся убытками. Четвёртый докладчик, Мина Хачатрян (компания Русклимат), привела в пример кейс, который, по счастливому стечению обстоятельств и грамотному расчёту маркетологов, помог компании увеличить свои продажи в кризис. Базируясь на трендах о здоровом образе жизни, в конце 2019 года, «Русклимат» вывел на рынок серию новых очистителей воздуха. Основной целевой аудиторией продукта стали женщины среднего класса от 25 до 44 лет. Тип потребителей был сформирован из аллергиков, родителей, жителей мегаполисов, хозяев животных и курильщиков. Примерное количество потенциальных покупателей составило около 812 тыс.

Продукт был успешно выведен на рынок до пика своего востребования с общими затратами на продвижение в 270 тыс. рублей. Основная стратегия компании заключалась в размещении продукта по завышенной цене и последующем её понижении, что создавало иллюзию снижения стоимости. Таким образом, компания удачно вывела на рынок продукт, который очень скоро оказался востребованным.

Презентация Хачатрян

Вечер завершило выступление Дмитрия Орехова, который представил доклад о доходах фармацевтического сектора. Среди показателей не учитывались продажи медицинских масок, но в марте этого года рост продаж аптек и так ожидаемо увеличился на 5%. В основном это произошло из-за увеличения потребления дешёвых медицинских товаров. Можно сделать вывод, что продажи этой части будут развиваться пропорционально ситуации с распространением вируса. Сегодня 50% аптек пытаются предупредить вторую волну самоизоляции и частично переходят на продажи в онлайн-формате.




Презентация Орехова

 







По всем вопросам можно обращаться к организаторам дискуссии:

Президент Гильдии Игорь Березин: +7 903 788 33 43,

Исполнительный директор Олег Гвоздик: +7 985 210 29 99,