Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Преимущества отечественной системы стандартизации для повышения конкурентоспособности российского бизнеса

25 сентября 2025 г. в Московской торгово-промышленной палате состоялся круглый стол, посвящённый выработке экспертных предложений по совершенствованию системы ключевых показателей эффективности, направленной на улучшение инвестиционного климата и проблеме перехода от иностранных систем стандартизации к отечественным для конкурентного развития российского бизнеса и достижения технологического суверенитета. 

Инициатива проведения мероприятия такого высокого уровня принадлежала Подкомитету МТПП по финансовой культуре Комитета МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг при партнерском содействии Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции и активном участии членов МТПП — НП «Гильдия Маркетологов» и Союза независимых экспертов и интерим-менеджеров. 

Открывая мероприятие, вице-президент МТПП — Александр Крутов подчеркнул актуальность проблемы, заявив: «Агентством стратегических инициатив совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации в настоящее время разрабатывается новая версия Национальной модели целевых условий ведения бизнеса. Эта система ключевых показателей эффективности направлена на улучшение инвестиционного климата и реализуется как через механизмы межведомственных реформ, так и посредством реализации ключевых региональных показателей с определёнными целевыми значениями до 2030 года. Отрадно, что в этом процессе принимают активное участие эксперты Московской торгово-промышленной палаты, представляющие общественные структуры». 

Далее, организатор и модератор круглого стола Майя Зиновьева — заместитель председателя Комитета МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг, председатель Подкомитета МТПП по финансовой культуре, предоставила слово председателю Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции — Константину Леонидову, который ознакомил собравшихся с целями и задачами, стоящими перед Комитетом, подчеркнув важность закономерного процесса перехода от иностранных системстандартизации к отечественным в рамках реализации Национальной модели целевых условий ведения бизнеса. Он также отметил юбилейные даты 2025 года — 100-летие Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и 10-летие Федерального закона от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О стандартизации в Российской Федерации». Обосновал обязательность применения стандартов с учётом требований Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О техническом регулировании». Описал систему стандартизации в Российской Федерации, включая алгоритм формирования «Программы национальной стандартизации» (ПНС).  

В ходе заседания были рассмотрены три главные проблемы: качество и доступность финансовых услуг, улучшение инвестиционного климата, стимулирование инноваций.  

В ходе первой экспертной сессии участники обсудили вопросы повышения качества финансовых услуг и доступность финансовых ресурсов для конкурентного развития бизнеса, с учётом применения практического опыта участников в финансовой сфере, выработали предложения для Резолюции по переходу от иностранных систем стандартизации к российским в финансовой индустрии.  

Открывая сессию, в своём докладе Майя Зиновьева — финансовый директор ГК «Би-Консалтинг», заместитель председателя Комитета МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг, председатель Подкомитета МТПП по финансовой культуре, эксперт Всероссийской организации качества, подробно осветила вопросы качества и доступности финансовых услуг в условиях перехода от иностранных систем стандартизации к российским. «Наша задача, — заявила она, — как членов МТПП, строго соблюдать требования Статьи 79. Устава МТПП, в которой сказано, что общественные структуры МТПП должны проводить изучение и анализ нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, практику их применения, а также вырабатывать предложения по их совершенствованию и рекомендации по формированию позиции деловых кругов, включая экспертизу и оценку регулирующего воздействия (ОРВ) и фактического воздействия (ОФВ)». «В этой связи, — обратила она особое внимание, — по итогам работы сегодняшнего круглого стола нам необходимо совместно подготовить Резолюцию с целью поддержки инициативы разработки Национальной модели целевых условий ведения бизнеса».  

Член Национальной ассоциации специалистов финансового планирования, член Российского института директоров, член СРО «Национальная ассоциация корпоративных директоров» — Андрей Франк поделился опытом финансового планирования и подробно описал методы повышения качества и степень доступности финансовых услуг для бизнеса, применяемых корпоративными директорами.  

Председатель Подкомитета МТПП по маркетингу, заведующая Кафедрой маркетинга, директор Института управленческих исследований и консалтинга Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, член Совета НП «Гильдия Маркетологов» — Светлана Карпова, д.э.н., профессор, представила актуальный доклад, раскрывающий маркетинговые аспекты трансформации финансового (банковского) рынка в условиях цифровизации. «Сегодня российскому бизнесу 

необходимо кардинально менять свои инструменты цифрового маркетинга, для того, чтобы по-прежнему оставаться конкурентноспособными на рынке, эффективно удовлетворять насущные запросы и потребности клиентов, при этом не занижая высокую планку стандартов и качества российского бизнеса», — отметила она. 

В ходе второй экспертной сессии участники проанализировали факторы, влияющие на улучшения инвестиционного климата, на основе своего апробированного опыта выработали для Резолюции консолидированное экспертное мнение по целесообразности перехода от иностранных систем стандартизации к отечественным в вопросах количественной и качественной оценки влияния рисков на стоимость и сроки инвестиционных проектов. 

С анализом баланса факторов, влияющих на улучшения инвестиционного климата, ознакомила экспертов Ольга Антипова — сооснователь инвестклуба «Инжектор», заострив внимание на таких важных аспектах как финансовая выгода, рыночные риски, сокращение сроков и количества процедур инвестиционного цикла. 

Проблемам технологического суверенитета посвятила своё выступление председатель Подкомитета МТПП по технологическому суверенитету, член Совета НП «Гильдия Маркетологов» — Юлия Зуенкова, к.м.н., доктор делового администрирования (DBA). Она пояснила, что к национальным проектам технологического суверенитета относятся именно те проекты, реализация которых направлена на обеспечение серийного производства высокотехнологичной продукции для повышения уровня технологического суверенитета и обеспечения долгосрочного спроса на высокотехнологичную продукцию, достижения технологического паритета с лидерами в соответствующих областях и имеет системное значение для эффективного функционирования экономики и решения социально-экономических задач. 

В ходе третьей экспертной сессии участникам был представлен опыт по решению проблем стимулирования инноваций, на основании чего они смогли выработать для Резолюции обоснование применимости стандартов на системы менеджмента для инновационной деятельности малых и средних предприятий при переходе от иностранных систем стандартизации к российским. 

Аспекты инновационных методов при работе с недвижимостью, включая изменения в отрасли, создание прозрачных и эффективных условий для участников рынка недвижимости, осветил Сергей Вишняков — магистр права, эксперт по безопасности сделок с недвижимостью, управляющий Агентством безопасной недвижимости «Вишня», имеющий 25-летний опыт непрерывной практики в сфере недвижимости. 

Доклад на тему стимулирования инноваций посредством выстраивания поддерживающих процессов и создания инкубационных команд для генерации идей представила Мария Бархатнова — эксперт-консультант по бизнес-упаковке и продвижению инновационных проектов.  

Маркетинговые методы стимулирования инновационной деятельности были системно отражены в обстоятельном докладе Дмитрия Зверева — члена Совета НП «Гильдия Маркетологов», маркетолога, методиста-аналитика. Он выработал Рекомендации по инновационному развитию для Московской торгово-промышленной палаты от Гильдии Маркетологов, включающие развитие образовательных программ и обмен опытом, создание площадок для пилотных проектов, формирование экспертных групп по оценке рыночного потенциала инноваций, формирование и продвижение законодательных инициатив, стимулирование клиентоориентированного подхода, использование современных технологий, включая активное информирование и обучение организаций — членов МТПП по применению аналитических методов маркетинга, искусственного интеллекта, VR/AR/MR и других цифровых инструментов в маркетинге инноваций. 

Подводящий итоги рассматриваемых проблем объёмный доклад: «Обеспечение интероперабельности в системах стандартизации как условие конкурентного развития бизнеса и достижения технологического суверенитета», представила Юлия Посельская — председатель Подкомитета МТПП по системному анализу в стандартизации, эксперт Всероссийской организации качества, член Ассоциации «Компетентность и качество», член Рабочей группы «Повышение статуса проблемы интероперабельности в Российской Федерации» Подкомитета ПК-206 «Интероперабельность» ТК-МТК-22 «Информационные технологии». 

В ходе заседания участники высказывали важные замечания и дельные предложения, давали ценные советы и практические рекомендации. 

Модератор — Майя Зиновьева, непосредственно в ходе круглого стола провела блиц-опрос, в котором с заинтересованностью приняли участие все присутствующие эксперты. В анкете для респондентов содержался один открытый вопрос: «Какие первоочередные меры позволят обеспечить качественный переход от иностранных систем стандартизации к отечественным для конкурентного развития российского бизнеса и достижения технологического суверенитета?». Предметом исследования был комплекс экспертных мнений — респондентами выступили 89,5% участников круглого стола, предоставив свои экспертные мнения и суждения, замечания и предложения, советы и рекомендации, пожелания и просьбы. Таким образом, репрезентативность выборки была подтверждена её объемом и достаточностью.  

Подводя итоги, Майя Зиновьева поблагодарила участников за плодотворную работу, творческий настрой и заверила, что их консолидированное экспертное мнение послужит основой Резолюции, которая будет направлена в МТПП с целью информирования разработчиков Национальной модели целевых условий ведения бизнеса по вопросам качества и доступности финансовых услуг, улучшения инвестиционного климата, стимулирования инноваций, обеспечения качественного перехода от иностранных систем стандартизации к отечественным для конкурентного развития российского бизнеса и достижения технологического суверенитета. 

СТРУКТУРА Комитета Союза «Московская торгово-промышленная палата» по проблемам качества и развития деловых услуг 

Эффективная деятельность Комитета МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг базируется на строгом соблюдении требований Устава МТПП, законодательных и нормативно-правовых актов, строится на принципах чёткой организованности, коллективной сплочённости, централизованной согласованности действий, отлаженного коммуникационного взаимодействия и товарищеской взаимопомощи всех структурных подразделений — Подкомитетов: по финансовой культуре .А. Зиновьева), по юридическим услугам и налоговому консалтингу .В. Ваюкин), по корпоративному управлению и конкурентной политике .В. Елисеев), по технологическому суверенитету .А. Зуенкова), по системному анализу в стандартизации .В. Посельская), по инжинирингу .А. Платонова), по стратегическому масштабированию .А. Скареднова-Вайс), по маркетингу .В. Карпова), по брендингу .А. Лихограева), по организации бизнес-мероприятий и качеству деловых коммуникаций .Н. Гуц), по качеству конгрессно-выставочных услуг .М. Котова), по гринкипингу .Ю. Колтыхов), по качеству гольф-инвентаря .В. Белоусов). 

С уважением,

Руководители Комитета Союза «Московская торгово-промышленная палата» по проблемам качества и развития деловых услуг 

Зимин Виктор Алексеевич — председатель Комитета, член Совета МТПП

Телефон: +7 (916) 589-26-56

E-mail: unipravex@yandex.ru

Зиновьева Майя Александровна — заместитель председателя Комитета, председатель Подкомитета МТПП по финансовой культуре

Телефон: +7 (910) 700-20-02

E-mail: maya456@yandex.ru

1. Публикация на официальном Интернет-ресурсе МТПП

https://mostpp.ru/news/podderzhka-predprinimatelstva/obsuzhdeny-preimushchestva-otechestvennoy-sistemy-standartizatsii-dlya-povysheniya-konkurentosposobn/

 

2. ФОТО-АРХИВ Подкомитета МТПП по финансовой культуре

https://disk.yandex.ru/d/bSphl8DXfR5BtA

 

3. ФОТО-АРХИВ МТПП

https://nc.mostpp.ru/s/NFBLLDwsmKfWcMX

 

4. Полная ВИДЕО-запись мероприятия в формате ZOOM

https://mostpp-ru.zoom.us/rec/share/q8tzgOb1DmvVJO8kZSDzyenDuEh6UvP1CnKnAiWjxxgIHfineizbnujF63duXMcw.niZYSd2gZvpnfazf

Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2025 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены