30 июня 2025 года состоялась первая рабочая онлайн-встреча Комитета по маркетинговым исследованиям Гильдии маркетологов, посвящённая одной из самых обсуждаемых тем в индустрии маркетинговых исследований — применению технологий искусственного интеллекта в практике маркетинговых исследований.
Модератором выступил Виктор Пратусевич, координатор Комитета по МИ и член совета Гильдии Маркетологов.
Член Совета Гильдии Дмитрий Зверев выступил с докладом на тему «Цифровые аватары целевой аудитории: как использовать нейросети для маркетинговых исследований»
Цифровой аватар -структурированное описание целевого потребителя, созданное на основе аналитических данных (CRM, Яндекс.Метрика, Google Analytics) и преобразованное в интерактивный формат persona.json для персонализации маркетинга и тестирования гипотез, позволяющие вести диалог с цифровым двойником потребителя, как с реальным человеком, для глубокого анализа и тестирования гипотез.
Докладчик подробно рассказал о процессе создания цифровых аватаров целевой аудитории на базе больших объемов рыночных данных и в качестве дальнейших целей использования цифровых аватаров назвал тестирование гипотез и сценариев продаж без дорогих исследований, персонализацию маркетинга (коммуникаций, продуктов, рекламы и проч.) на новом уровне, прогнозирование реакции на продукты/рекламу, живое взаимодействие с ЦА через нейросети.
«Цифровой аватар способен вести осмысленный диалог, отражающий мышление и поведение целевого клиента, что помогает тестировать гипотезы и персонализировать коммуникацию», отметил докладчик и привел впечатляющие примеры диалогов с цифровыми персонами, созданными им для демонстрации возможности новой технологии.
Доклад был выслушан с большим интересом и вызвал бурные эмоции, участники встречи благодарили автора за проделанную работу, открытие новых возможностей, предоставляемых ИИ маркетологу. Однако были высказаны и опасения в целесообразности замены традиционных маркетинговых исследований (например тестирования концепций или продуктов» реальных респондентов на взаимодействие с их цифровыми аватарами. Директор исследовательского агентства Market Sense Елена Мосичева указала на чрезмерное упрощение целевой аудитории при замене ее одним цифровым аватаром (персоной) или их недостаточным набором и посчитала перспективным проведение исследований, направленных на сопоставление результатов исследований, полученных на реальной ЦА и на цифровых аватарах. Ирина Скворцова, руководитель маркетинговых исследований фармацевтической компании Teva, отметила, что клиент, заказывающий сегодня маркетинговые исследования у агентств, не получил бы бюджет на проведение исследований на цифровых аватарах. Качество получаемых данных не проходит проверку на стандартные корпоративные требования. В то же время в маркетинге (не в исследованиях) цифровые аватары находят свое применение, и это направление будет развиваться и далее.
Организаторы благодарят всех участников за активный диалог и профессиональное вовлечение. Следующая рабочая встреча Комитета по маркетинговым исследованиям планируется на последнюю неделю августа.