Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

КРУГЛЫЙ СТОЛ «КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНАЯ ОТРАСЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ АКТИВИЗАЦИИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ», МОСКВА, МТПП

17 июня 2025 г. на платформе Московской торгово-промышленной палаты, под эгидой Подкомитета МТПП по маркетингу Комитета МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг, состоялся круглый стол на тему: «Конгрессно-выставочная отрасль как инструмент активизации торгово-экономических отношений».  

Мероприятие было приурочено к открытию XXVIII Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025), проходившего в Санкт-Петербурге с 18 по 21 июня 2025 г., с главной темой: «Общие ценности — основа роста в многополярном мире». 

Безупречный профессионализм Дианы Котовой — генерального директора ООО «АЛДИСАР», члена НП «Гильдия Маркетологов», Сертифицированного эксперта по направлению «Маркетинговые коммуникации», председателя Подкомитета МТПП по качеству конгрессно-выставочных услуг, эксперта Всероссийской организации качества (Свидетельство ВОК № 770178), члена Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по конгрессно-выставочной деятельности, позволил объединить на одной площадке ведущих специалистов и на высоком организационном уровне провести качественное экспертное обсуждение актуальных проблем конгрессно-выставочной индустрии, созвучных тематике ПМЭФ-2025. Итогом мероприятия стала Резолюция «Конкурентное развития конгрессно-выставочной отрасли Московской агломерации».

 

В работе круглого стола приняли участие предприниматели, крупнейшие предприятия рынка конгрессно-выставочных услуг — руководители организаций и структур конгрессно-выставочной индустрии, представители выставочных комплексов, организаций, обеспечивающих качественное функционирование конгрессно-выставочной деятельности, хозяйствующие субъекты, предоставляющие услуги бизнес-консультантов, маркетологов, экспертов и аналитиков, потребители конгрессно-выставочных услуг — собственники бизнеса, владельцы холдинговых структур, акционеры, директорский корпус, партнеры и топ-менеджеры организаций из базовых отраслей экономики, ключевых секторов и сегментов рынка, представители академического и научно-образовательного сообщества. 

В открытой дискуссии, с детально проработанными предложениями, прозвучали содержательные и практикоориентированные доклады, представителей:

— Российского союза выставок и ярмарок,

— Комиссии Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей» по конгрессно-выставочной деятельности,

— Общероссийской общественной организации «Всероссийская организация качества»,

— Общественной палаты Российской Федерации,

— Фонда поддержки внешнеэкономической деятельности Московской области,

— Центра поддержки экспорта при Правительстве Московской области,

— Некоммерческого партнерства «Гильдия Маркетологов»,

— Ассоциации производителей керамических материалов,

— Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России,

— Общественных структур МТПП:

— Гильдии выставочно-ярмарочных организаций при МТПП,

— Комитета МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг,

— Комитета МТПП по промышленной и инновационной политике,

— Комитета МТПП по развитию медиации. 

В ходе заседания собравшиеся с заинтересованностью обсудили внедрение гибких форм проведения конгрессно-выставочных мероприятий, основанных на сочетании очных и дистанционных форматов участия, интерактивных технологий, расширение практики организации цифровых выставочных павильонов, современные возможности оформления экспозиционных стендов, особенности маркетинговых коммуникаций в отдельных отраслей экономики, секторах и сегментах крупного, среднего и малого бизнеса, затронули систему учета международной экономической конъюнктуры, оценили мощный потенциал экспортной поддержки со стороны специализированных структур, с пониманием отнеслись к результативности внедрения искусственного интеллекта, детально рассмотрели проблемы создания конгрессно-выставочного маркетплейса и поддержали централизацию консолидированных усилий по продвижению конгрессно-выставочных услуг в Российской Федерации и, прежде всего, в Московской агломерации. 

Открывая заседание, в своём выступлении, модератор круглого стола — Диана Котова отметила актуальность и важность данного мероприятия в рамках реализации «Стратегии развития конгрессно-выставочной отрасли в Российской Федерации на период до 2030 года». Приглашая коллег к стратегическому партнерству и деловому сотрудничеству, она акцентировала внимание, прежде всего, на актуальных проблемах конгрессно-выставочной отрасли, успешное решение которых консолидированными усилиями бизнес-сообщества позволит эффективнее использовать хорошо зарекомендовавшие себя в процессе многолетней практики технологии конгрессно-выставочной деятельности. «Несмотря на очевидную значимость этого вида предпринимательства — выставочного бизнеса, — подчеркнула Диана Котова, — её развитие сталкивается с рядом серьезных проблем и ограничений». К наиболее существенным из них можно отнести: высокий уровень конкуренции на рынке конгрессно-выставочных услуг, слабую степень конкурентоспособности отдельных участников рынка, недостаточную инфраструктурную обеспеченность регионов, нечёткую проработку механизмов государственно-частного партнерства в части поддержи конгрессно-выставочной отрасли, как фактора развития делового туризма, образовательной среды и межрегионального партнерства, заметную предпринимательскую пассивность отдельных сегментов российского бизнеса, имеющего ограниченные ресурсы для своего продвижение в рынке средствами маркетинга и масштабных рекламных кампаний, низкий уровень профессиональной подготовки кадров, недостаточно грамотное с юридической точки зрения правоприменение на практике возможностей действующих профессиональных стандартов. Диана Котова заявила, что вместе с коллегами готова оказывать максимальное содействие в выходе на новые рынки, поиске надёжных партнёров и взаимовыгодных контрагентов, выстраивании устойчивых логистических цепочек, всемерно помогать с выходом на многочисленные выставочные площадки как в России, так и за рубежом. 

Алексей Соломатин — заместитель исполнительного директора Центра поддержки экспорта при Правительстве Московской области затронул актуальный вопрос, представляющий интерес для многих экспортно-ориентированных компаний. Он раскрыл преимущества, доступные российским экспортерам благодаря взаимодействию с Центрами поддержки экспорта, а именно — помощь в освоении внешних рынков, усилении конкурентоспособности и повышении продуктивности, благодаря государственной поддержке. Детально рассмотрел вопросы федерального и регионального софинансирования, предоставляемого российским экспортерам для участия в международных выставках, мотивируя предприятия эффективно работать на выставочных площадках.  

Сергей Савинков — доцент РХТУ имени Д.И. Менделеева, член НП «Гильдия Маркетологов», Сертифицированный эксперт по направлению «Маркетинговые коммуникации», в своём докладе «Конгрессно-выставочная деятельность как инструмент повышения конкурентоспособности» подчеркнул, что в процессе повышения уровня конкурентоспособности предприятия конгрессно-выставочной отрасли сталкивается с проблемами, которые связаны с многочисленными внутренними и внешними факторами. Эти проблемы и факторы требуют внимательного изучения и на основе всестороннего анализа — принятия хорошо продуманных и выверенных управленческих решений, разработки креативных стратегий и полной адаптации к быстро изменяющимся рыночным условиям. Как показала практика, конкурентоспособность способна значительно повысить качество конгрессно-выставочных услуг, в том числе с применением технологий искусственного интеллекта. Но искусственный интеллект должен помогать, а не заменять личное общение, например, в переговорном процессе при заключении сделок, требующих, перед принятием взаимовыгодных условий сторон, скрупулёзной проработки всех деталей контракта.

 

Рустам Мунасипов — генеральный директор ООО «СЕЙС», член Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ) подробно рассказал о преимуществах РСВЯ, который объединяет ведущих российских организаторов выставок, владельцев выставочных комплексов и центров, сервисных компаний. В результате чего, благодаря консолидации усилий, открываются широкие возможности для совместной работы по выходу на новые рынки. 

Альберт Попов — директор Ассоциации производителей керамических материалов поделился опытом участия в профильных выставках, подчеркнув их эффективность для развития бизнеса организаций, входящих в Ассоциацию и указал на важность постоянного присутствия не только на отраслевых выставках, но и на смежных мероприятиях — фестивалях, ярмарках, открытых мастер-классах. Также он затронул экономические аспекты, которые являются серьезными преградами для выхода производителей керамических материалов на новые зарубежные рынки. 

Алексей Бузников — генеральный директор ООО «Хелп Инвестор», основным видом деятельности которого является создание и использование баз данных и информационных ресурсов, считает информационную поддержку конгрессно-выставочной отрасли одним из главных условий для повышения качества проводимых конгрессно-выставочных мероприятий и благоприятным информационным полем вокруг события, привлекающим внимание целевой аудитории, увеличивающим посещаемость и повышающим эффективность участия экспонентов. 

Елена Слободскова — заместитель председателя Комитета МТПП по развитию медиации, разъяснила участникам круглого стола, что для выхода на зарубежные рынки, в частности для участия в международных выставках, отдельным направлением деятельности должна стать спланированная работа над позиционированием корпоративного бренда и его грамотной маркетинговой упаковкой, учитывая все культурные особенности выбранных для экспорта стран.

Высокий уровень активности был продемонстрирован в ходе серии профессиональных панельных дискуссий по направлениям круглого стола. Внимание к цифровизации конгрессно-выставочной отрасли, экспортно-ориентированное позиционирование и дифференцированное сегментирования рынка конгрессно-выставочных услуг, таргетированные маркетинговые технологии выхода на новые региональные и зарубежные рынки, баланс наполнения конгрессно-выставочных мероприятий креативными идеями и наличием ресурсного обеспечения для их реализации — эти и другие темы стали предметом широкой дискуссии. 

В обсуждении и дебатах приняли участие:

— Дмитрий Иванюшин — эксперт по управлению рисками, член Совета НП «Гильдия Маркетологов», Координатор Комитета по маркетингу инфраструктуры,

— Светлана Догадина — директор по маркетингу ООО «Производственная компания „Первый профильный завод“, член Комитета МТПП по промышленной и инновационной политике,

— Ксения Макарова — руководитель Отдела рекламы АО «НПО „ЭМК“,

— Елена Денисенкова — собственник туристического бизнеса.

 

Непосредственно в ходе круглого стола было проведено экспресс-анкетирование, в котором с заинтересованностью приняли участие присутствующие эксперты. В анкете содержался только один открытый вопрос: «Какие факторы сдерживают конкурентное развитие конгрессно-выставочной отрасли как инструмента активизации торгово-экономических отношений?». Предметом исследования был комплекс экспертных мнений — респондентами выступили 86,7% участников круглого стола, предоставив свои экспертные мнения и суждения, замечания и предложения, советы и рекомендации. Таким образом, репрезентативность выборки была подтверждена её объемом и достаточностью. 

 

Факторный анализ с применением метода главных компонент для снижения размерности данных путём преобразования исходных переменных в некоррелированные главные компоненты, позволил определить направления (главные оси), вдоль которых вариация данных максимальна, а также идентифицировать скрытые паттерны. В итоге, к основным факторам, сдерживающим, по мнению экспертов, успешное конкурентное развитие конгрессно-выставочной отрасли, были отнесены: факторы конкуренции, финансово-экономические факторы, ценовые факторы, инфраструктурные факторы, факторы цифровизации, факторы экспертно-аналитического и информационно-рейтингового сопровождения, факторы дефицита кадров и подготовки специалистов, факторы выхода на международные рынки и др.

 

Завершая мероприятие Диана Котова подвела итоги и поблагодарила участников, прежде всего, коллег из НП «Гильдия Маркетологов», поддержавших мероприятие, за плодотворную работу, творческий настрой, дружественную атмосферу и взаимопонимание, и заверила, что все экспертные мнения и суждения, замечания и предложения, советы и рекомендации, пожелания и просьбы послужат основой Резолюции с целью принятия управленческих решений по дальнейшему развитию конгрессно-выставочной отрасли как действенного инструмента активизации торгово-экономических отношений во всех сферах бизнеса.

«SMM-ПРОРЫВ-2025»
Москва, 13-15 августа 2025 года
Ежегодная трехдневная конференция о продвижении в социальных сетях, о digital PR и маркетинге
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2025 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены