Яндекс.Метрика

60% россиян не меняли работу более 5 лет

Самым надёжным способом устроиться на новую работу участники опроса холдинга Ромир считают личные связи – 65% используют контакты среди родственников и друзей. На второе место вышли соцсети – таким образом работу искали 24% респондентов. 18% доверили подбор нового места службам занятости. При этом 60% опрошенных отметили, что не меняли работу последние пять лет. 77% респондентов заявили, что не готовы к переезду ради работы.  

Почти две трети россиян – 60% - не меняли работу за последние пять лет. Такие данные исследовательский холдинг Ромир получил в ходе октябрьского общероссийского опроса* (см. гистограмму 1). Тех, кому приходилось менять работу за те же 5 лет, оказалось 14%. За последние три года перешли в другую организацию 16% респондентов. За прошедший год место трудовой деятельности поменяли 10% опрошенных.

Эти данные почти совпадают с результатами аналогичного опроса, проводившегося в 2017 году. Тогда о смене работы за последний год сообщили также 10%, за 3 года – 13%, за 5 лет – 10%. О том, что они более 5 лет работают на одном и том же месте сообщили почти две трети россиян (65%).

Гистограмма 1. Приходилось ли Вам менять место работы? (в %)

Приходилось ли Вам менять место работы? (в %)

Источник данных: Ромир, общероссийский опрос, октябрь 2018 года.

Чаще других работу меняют респонденты из группы с низкими доходами (менее 10 тыс. рублей на человека в семье). 18% из них хотя бы раз переходили с места на место только за последний год (см. гистограмму 2). В остальных доходных группах результаты оказались близки к среднему значению. Склонна к переменам и молодёжь – в возрастной группе до 24 лет 22% уходили с работы за последний год. Ещё 27% переходили в другую компанию за 3 последних года. Реже других за последний год меняли работу представители возрастной группы 35-44 года (5%), за последние 5 лет и более – участники исследования из самой старшей возрастной группы (75%).

Гистограмма 2. Приходилось ли Вам менять место работы? (в%, по возрастным группам)

Приходилось ли Вам менять место работы? (в%, по возрастным группам)

Источник данных: Ромир, общероссийский опрос, октябрь 2018 года.

Следующие вопросы задавались только тем, кто заявил, что менял работу. Как выяснилось, самым надёжным способом трудоустроиться россияне считают личные связи. 65% отметили, что при поиске нового места рассчитывали на контакты родственников и знакомых (см. гистограмму 3). Возможности социальных сетей использовала почти четверть опрошенных – 24%, причем с 2017 года частота обращения к этому способу поиска работы выросла на 7%. За год возросло доверие и к государственным службам занятости. Через них искали работу 18% опрошенных, что также на 7% больше, чем в 2017 году. Ещё 13% участников опроса прибегали к услугам частных агентств. 15% опрошенных сообщили, что использовали другие способы поиска работы.

Гистограмма 3. Для поиска нового места работы Вы использовали…? (в %, возможно несколько вариантов ответа, поэтому итоговая сумма превышает 100%)

Для поиска нового места работы Вы использовали…? (в %, возможно несколько вариантов ответа, поэтому итоговая сумма превышает 100%)

Источник данных: Ромир, общероссийский опрос, октябрь 2018 года.

Соцсети и агентства по подбору персонала оказались наиболее популярными способами поиска работы у людей с высокими доходами (см. гистограмму 4). Об этом заявили 36% и 25% представителей этой группы соответственно. Также выяснилось, что респонденты с высокими доходами чаще других обращаются и в государственные службы занятости (19%). Среди участников исследования со средними доходами самым популярным способом поиска работы оказались личные связи (69%). Опрошенные с низкими доходами чаще остальных выбирали вариант ответа «другое» (27%). 

Гистограмма 4. Для поиска нового места работы Вы использовали…? (в %, по доходным группам, возможно несколько вариантов ответа, поэтому итоговая сумма превышает 100%)

Для поиска нового места работы Вы использовали…? (в %, по доходным группам, возможно несколько вариантов ответа, поэтому итоговая сумма превышает 100%)

Источник данных: Ромир, общероссийский опрос, октябрь 2018 года.

Также о поиске вакансий через соцсети как о предпочтительном способе устроиться на новое место заявили жители городов с населением от 100 тыс. до 500 тыс. человек – 38% (см. гистограмму 5). А вот в меньших населённых пунктах этот метод оказался крайне непопулярным. К нему прибегали всего 9% респондентов.  Связи знакомых и родственников у жителей городов-миллионников оказались менее популярными, чем в целом по стране (52%). Чаще всего к этому способу прибегают люди, проживающие в небольших городах (72%) и в сёлах (71%). Сельские жители также чаще других пользуются услугами государственных служб занятости (23%).

Гистограмма 5. Для поиска нового места работы Вы использовали…? (в %, по типам населённых пунктов, возможно несколько вариантов ответа, поэтому итоговая сумма превышает 100%)

Источник данных: Ромир, общероссийский опрос, октябрь 2018 года.

Результаты наших исследований показывают, что несмотря на отсутствие острой проблемы безработицы, россияне испытывают беспокойство относительно своей профессиональной деятельности, - комментирует президент холдинга Ромир, доктор социологических наук Андрей Милёхин. - Сейчас на рынке труда сложилась уникальная ситуация: какой бы конкурентной и востребованной ни была твоя профессия, необходимо постоянно совершенствоваться и обновлять багаж знаний. Иначе ты рискуешь выпасть из обоймы уже через 3-5 лет. Еще наши родители, освоив одну специальность – например учитель или инженер – могли спокойно работать до пенсии, максимум проходя профессиональную переподготовку. Сейчас рынок предъявляет совершенно другие требования. И не все готовы выживать в этой высококонкурентной среде. Важно отметить и некоторые новые тенденции. Интересно, как за год выросла роль государственных служб в вопросах трудоустройства. Также знаменательно то, что соцсети наращивают свой отрыв в рейтинге от профессиональных кадровых агентств.

 

Результаты опроса также показали, что большинство россиян не стремится сменить место проживания ради новой работы. О том, что могли бы переехать в другой регион России ради карьерных перспектив, заявили только 18%. Ещё около 5% отметили, что могли бы переехать в другие государства, в частности, Армению и Белоруссию. 77% заявили, что не хотели бы ради поиска работы менять место жительства. Годом ранее россияне были ещё меньше склонны к мобильности. О нежелании переезжать ради новой работы в 2017 году заявляли 82% опрошенных. К миграции в другой регион или страны были готовы не более 16%.

Среди факторов, которые могли бы сподвигнуть респондентов на переезд, на первом месте оказались низкие заработки – 77% (см гистограмму 6). Годом раньше об этой возможной причине заявляло ещё больше опрошенных – 88%. В 2018 году респонденты чаще указывали на значимость таких факторов, как отсутствие перспектив в жизни и отсутствие работы – 47% и 45% соответственно. Тогда как годом раньше доли тех, кто называл эти основания для переезда, были существенно ниже – 39% и 32%. За год выросла значимость и таких причин, как плохая экология (17%) и неблагоприятный климат (13%). В 2017 году эти факторы набрали от 3 до 5 % - так же, как криминогенная обстановка и межнациональные конфликты. Эти 2 причины и год спустя не кажутся достаточным основанием для переезда большинству респондентов. 

Гистограмма 6. По каким причинам Вы могли бы уехать в поисках работы в другой город, регион, страну? (в %, возможно несколько вариантов ответа, поэтому итоговая сумма превышает 100%)

По каким причинам Вы могли бы уехать в поисках работы в другой город, регион, страну? (в %, возможно несколько вариантов ответа, поэтому итоговая сумма превышает 100%)

*В опросе приняли участие более 800 респондентов старше 18 лет из всех типов населённых пунктов. Выборка репрезентирует взрослое трудоспособное население России.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

Пресс-служба Ромир

Тел.:   +7 (495) 988 60 81
Моб.: +7 (926) 519 66 13