Полезная рассылка Гильдии Маркетологов

Яндекс.Метрика

7 «горячих» вопросов апреля 2020 (Игорь Березин, Москва)

1.      Какой будет курс рубля летом 2020 г.?

Любой! Может быть снизится до 67 – 70 рублей за доллар. Может быть - стабилизируется на уровне 75 – 80 руб. / дол. Может быть 90 – 100, и даже выше. Этого наверняка не знает никто. Плюньте (виртуально) в морду тому, кто скажет, что знает ответ на этот вопрос. Но в 31 августа ответ будут знать всеJ Вам надо, прямо сейчас, сесть и просчитать 3 – 4 базовых варианта: что будет с вашим бизнесом, с вашими потребителями, с вашими поставщиками при каждом из возможных курсов.

2.      Как сейчас меняется поведение потребителей и критерии выбора?

Потребители (и В2В это тоже касается) – это живые люди. Реакция – истерическая. Это не наезд, ни оскорбление, а диагноз. Напряжение – колоссальное. Стресс. Дизориентация. Это пройдет и уляжется. В мае начнется адаптация и формирование новых моделей потребления под воздействием психологически отрефлексированных экономических факторов: работа, доход, здоровье.

Оперативную, верифицированную информацию об индикаторах поведения потребителей можно посмотреть на сайте Гильдии Маркетологов в разделе «Исследования» https://www.marketologi.ru/news/issledovanija/  В 2019 г. он обновлялся 3 – 5 раз в месяц. Сейчас 3 – 5 раз в неделю.

3.      Какие сформировались новые правила работы на рынках?

Еще не сформировались. Они в процессе формирования. Сейчас малые и средние группы формируют и формализуют свои внутри-групповые правила. Эти правила призваны облегчить и упростить общение, обсуждение, принятие решений внутри этих групп. В онлайне. Но в мае эти же правила будут распространены и в офф-лане. Но множественность этих групп и расхождения между правилами, принятыми в различных группах усложнят кросс-групповое общение. Простой пример. В некоторых группах допускается (и даже приветствуется) использование ненормативной лексики. В других группах даже слово «жопа» является неприемлемым. Общение (и взаимопонимание) между этими группами будет затруднено.

4.      Какие новые закономерности?

Они тоже в процессе формирования. Осторожность (до крайних степеней) в отношении здоровья будет перенесена и на бизнес. Маски, перчатки, средства дезинфекции... В бизнесе тоже повысится уровень «гигиены». Долой фейк ньюс! Долой спам! Долой непроверенные источники информации! Долой истерические оценки! Долой «мнения»! Долой «оценки»! Да здравствуют проверенные факты! Оценки – только математические! Всеобщая и тотальная верификация фактов, цифр, оценок, источников, репутации!

 

5.      Какие бизнесы имеют лучшие шансы на выживание?

Лучшие шансы – у «Кинотеатров» - бизнесов, которые создают доказанную добавочную стоимость, приносят реальную пользу потребителям, имеют понятную бизнес-модель. Никому ничего не гарантировано. Кинотеатры на Западе разорялись и в 30-е, и в 50-е («золотая эпоха» кинематографа), и в кризисные 70-е, и в «жирные» 90-е. И в благополучные 2015 – 2019 гг. Но как бизнес, как бизнес-модель Кинотеатры пережили и Великую Депрессию, и Мировую Войну, и нефтяной шок 70-х, и пришествие телевидения, а затем и интернета. Переживут и короно-ви со стримингом. Не все. Но те, которые сами не налажают (особенно это важно для российских) – переживут. И возможно, даже дотянут до летнего, а затем и до рождественского бума потребительского спроса.

Совсем мало шансов – у «Туроператоров» - бизнесов торгующих «воздухом», не приносящим ценности потребителям, не несущим никакой ответственности. Туроператоры (особенно в России) и так должны были в своей основной массе тихо вымереть к 2025 г. потому что их бизнес модели были глубоко ущербны уже в 2010 – 2015гг. Они держались на лени, страхе, лингвистической ущербности и технической неграмотности части обеспеченных граждан нашей страны. 15 лет назад – большЕй части, 5 лет назад - уже не такой большой. К 2025 г. эта часть сократилась бы до «совсем не большой», и действующая модель большинства туроператоров тихо бы скончалась «от старости». Сейчас это произойдет громко, за 5 месяцев, «от К-вируса».

Вам надо к маю этого года понять кто вы – «Кинотеатр» или «Туроператор»? И действовать соответственно.

6.      Что делать малому бизнесу?

Никто не поможет малому бизнесу! Ничем. Даже – советом. Потому что (по определению) никто не разбирается в конкретном малом бизнесе лучше его владельца. Да, и денег у владельца малого бизнеса для достойной оплаты постоянной работы (экспертов, Совета директоров) нет. Но сейчас действительно толкового эксперта можно пригласить на три дня. И даже – на три часа. И не сильно за дорого. Спасение малого бизнеса – интуиция его владельца.

Интуиция – это не «постижение истины без логического обоснования», а постижение истины  или принятие решения без рационального ОСОЗНАНИЯ и предъявления всей логической цепочки предпосылок и выводов, которые привели к такому решению. Поэтому интуитивные решения принимаются очень быстро, и выглядят необоснованными. Интуиция – это не «озарение на пустом месте». Интуиция – это функция мозга, один из видов человеческих способностей. Также как музыкальный слух, художественное зрение… И также как способности к музыке и рисованию, а на мой взгляд - человека слабо наделенного и теми и другими способностями – даже в большей степени чем они. Интуиция поддается развитию, тренировке, «воспитанию».  Для того, чтобы тренировать интуицию, нужна пригодная для тренировок «Тренировочная база». Такой базой может и должна стать Маркетинговая Информационная Система (МИС) компании. В идеале МИС должна стать интерактивной средой для принятия управленческих решений на основе формальных, релевантных данных и «оцифрованной интуиции». Для того чтобы нивелировать влияние внешних ситуационных факторов, действие которых может вносить искажения в работу механизма интуиции нужно обратиться к опыту и интуиции одновременно нескольких специалистов.  Но для того, чтобы несколько экспертов могли одновременно подключить свой интуитивный аппарат к решению той или иной задачи они должны пользоваться одной и той же информационно-аналитической системой.  А сама эта система, в свою очередь должна обладать функцией многовариантного представления информации в плане ее визуализации без потери сути. Ведь одни эксперты лучше оперируют текстами и образами. Другие – таблицами и графиками. Третьи - формулами и схемами. Четвертые - … Пятые - … ..... - из моего выступления на Форуме у Вадима Ширяева в ноябре 2013 г.

7.      Что делать среднему бизнесу?

Немедленно собрать совет директоров с участием внешних экспертов (в идеале – независимых членов СД) и проведя 4 – 9 дистанционных  заседания по 1,5 – 2,5 часа, к майским праздникам принять стратегию работы на май – ноябрь. Возможно, эта стратегия будет предполагать 4 – 8 базовых сценария развития ситуации.

 

Игорь Березин, Председатель Совета директоров 7 полиграфических компаний, Сертифицированный эксперт по маркетинговым исследованиям и анализу рынка, Автор 16 монографий по экономике и бизнесу, Президент НП «Гильдия Маркетологов» – +7 903 – 788 – 33 – 43,

Огромная благодарность члену Совета Гильдии Маркетологов Вадиму Ширяеву за четкую формулировку вопросов и возможность онлайн-обсуждения с коллегами.